Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в мире.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Экономические цели антимонопольной

политики

Злоупотреблений

доминирующим

положением

Корректировка

экономических

результатов

Воздействие на экономическое

поведение субъектов:

предупреждение и пресечение

Оптимизация

экономической

структуры рынка

Недобросовестной

конкуренции

Картелей и

антиконкурентных

соглашений

Проведение

политики

демонополизации

производства и

обращения

Контроль за

процессами

концентрации

Поддержка малого

предпринимательства

и формирование

конкурентной с

реды

Анализ уровня

Запрет на

ограничивающие

конкуренцию акты и

действия органов

власти

Контроль за

государственн

ыми

и

муниципальн

ыми

преференциями

Устранение

административных,

межрегиональных,

организационных

барьеров

Рис. 2. Экономические цели политики антимонопольного регулирования

Достижение этих целей предполагает:

  • организацию наблюдения за основными экономическими тенденциями и

структурными изменениями на товарных и финансовых рынках;

  • обеспечение единства экономического пространства страны посредством недопущения регионального сепаратизма посредством создания административных барьеров;
  • проведение мероприятий по поддержке предпринимательства; обеспечение «прозрачности» концентрации активов и рыночной власти; снижение барьеров входа на рынки новых экономических структур и обеспечение эффективного контроля за поведением доминирующих хозяйствующих субъектов;
  • активизацию работы по профилактике и пресечению недобросовестной

конкуренции на товарных рынках;

  • упорядочение предоставления государственных преференций;
  • пропаганду основных требований и норм антимонопольного законодательства, разработку мероприятий, направленных на адвокатирование конкуренции.

В качестве основных принципов реализации антимонопольной политики можно обозначить следующие положения:

    1. Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, контроль за процессами концентрации.
    2. Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
    3. Недопущение устранения конкуренции органами власти, предоставление ими государственной и муниципальной помощи, приносящей конкурентные преимущества отдельным субъектам рынка.
    4. Принцип разумного подхода при применении норм антимонопольного законодательства, направленных на эффективное функционирование товарных рынков и конкуренции.
    5. Законности, гласности и публичности в действиях антимонопольных органов.

Нормативно-правовое и экономическое наполнение каждого из обозначенных принципов изложено в табл. 2 [6].

Таблица 2

Содержание принципов и методов реализации антимонопольной политики

Принципы

Методы

1.Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства

  1. Содействие развитию товарных рынков и конкуренции (устранение административных, межрегиональных и др. барьеров)
  2. Поддержка малого предпринимательства
  3. Проведение политики демонополизации производства и обращения
  4. Наблюдение и контроль за состоянием и уровнем концентрации товарных рынков, поведением хозяйствующих субъектов на них
  5. Контроль за проведением конкурсных процедур и торгов
  6. Наблюдение и контроль за деятельностью естественных монополий

2.Предупреждение, ограничение и пресечение

монополистической деятельности и

недобросовестной конкуренции

1.

2.

Контроль и надзор за субъектами, имеющими доминирующее положение на рынке

Контроль и надзор за согласованными действиями субъектов, направленными на ограничение конкуренции

3.

Пресечение недобросовестной конкуренции

3.Недопущение устранения конкуренции органами власти, предоставление ими государственной и муниципальной помощи, приносящей конкурентные преимущества отдельным субъектам рынка

1.

2.

3.

Контроль за актами и действиями органов власти, направленными на ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов Контроль за предоставлением государственных и муниципальных преференций. Контроль за анти конкурентными соглашения органов власти и хозяйствующими субъектами

4.Принцип разумного подхода при применении норм антимонопольного законодательства, направленных на эффективное функционирование товарных рынков и конкуренции

1.

2.

Исследование структуры рынка, анализ поведения и оценка результата

Приоритет положительного эффекта в социально-экономической сфере над действиями, направленными на изменение структуры и концентрацию рынка

5.Законности, гласности и публичности в действиях антимонопольных органов

  1. Верховенство законов над другими нормативными актами, принимаемыми органами власти и управления
  2. Преемственность норм международного права и интегрирование российского антимонопольного законодательства в европейское
  3. Пропаганда основных требований и норм антимонопольного законодательства 4. Формирование общественного сознания в пользу развития рыночных сил

5. Адвокатирование конкуренции.


3.2. Основные направления антимонопольной политики и их эволюция в период реформирования экономики

Государственная антимонопольная политика позволяет решить следующие задачи:

  1. Задача процессуальной справедливости.
  2. Обеспечение сотрудничества антимонопольного органа с общественностью.
  3. Формирование поддержки конкурентной политики и антимонопольной власти.

По состоянию на 1 января 2018 г. нормативно-правовая база, включающая вопросы развития, оценки, регулирования, контроля и наблюдения за состоянием конкурентной среды включает следующие документы:

  1. План мероприятий ("дорожная карта") "Повышение качества регуляторной среды для бизнеса", утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. № 953-р.
  2. План мероприятий ("дорожная карта") "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики" утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2579-р.
  3. Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг., ФАС РФ, 2013 г.
  4. План деятельности Федеральной антимонопольной службы на 2013-2018 годы, ФАС РФ, 2013 г.

В целях совершенствования институтов защиты конкуренции и ее развития ФАС России разработана стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 - 2024 гг. Стратегия учитывает рекомендации Комитета по конкуренции ОЭСР, а также предложения бизнес-ассоциаций и определяет четыре приоритета:

  1. Создание благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции.
  2. Снижение административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков.
  3. Обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий, формирование эффективных механизмов тарифообразования.
  4. Создание условий для эффективной конкуренции при размещении государственного и муниципального заказа и реализации на торгах государственного имущества. [4].

Предметом плана мероприятий Дорожной карты "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики" являются направления развития конкуренции, которые, с одной стороны, не охвачены иными "дорожными картами", а с другой стороны, имеют специальное, системное и существенное значение для развития конкуренции:

    • включение функций по развитию конкуренции в приоритеты деятельности органов исполнительной власти;
    • внедрение лучших практик развития конкуренции в субъектах Российской Федерации;
    • снижение доли государственного сектора в экономике;
    • развитие конкуренции в инфраструктурных отраслях, включая сферы естественных монополий;
    • развитие конкуренции при осуществлении закупок;
    • упрощение деятельности предпринимателей в рамках антимонопольного регулирования;
    • повышение уровня защиты прав потребителей [3].

В связи с комплексностью задачи необходим динамичный этапный подход к проведению работ по развитию конкуренции и формированию соответствующих мероприятий, который формализуется в виде последовательного развития, уточнения и конкретизации данной Дорожной карты.

Развитие конкуренции включает в себя не только общесистемные мероприятия, но и отраслевое направление работы, по которому также необходим динамичный этапный подход и регулярное обновление как набора отраслей, требующих развития конкуренции, так и ключевых отраслевых мероприятий. В "дорожной карте" определены первоочередные мероприятия по развитию конкуренции на отдельных отраслевых рынках, реализация которых позволит достичь улучшений в качестве жизни граждан России за краткосрочный период. Разработанные меры охватывают рынки лекарственных препаратов, медицинских услуг, авиаперевозок, услуг связи, услуг дошкольного образования, нефтепродуктов [3].

Экономическая результативность отдельных отраслей или рынков зависит от поведения продавцов и покупателей при проведении ценовой политики, товарной и продуктовой стратегии, политики коммуникаций и рекламы, инвестиции в новое производство, вертикальной и горизонтальной интеграции, тактики решения юридических вопросов, интенсивности действия конкурентных сил, прибыльности отрасли.

Институциональная среда, определяющая условия конкуренции на российских товарных рынках и рынках финансовых услуг и обеспечивающая реализацию основных направлений антимонопольной политики, состоит из набора законодательных актов, определяющих правила взаимодействия субъектов рынка, механизмов, обеспечивающих соблюдение установленных в законодательных актах и правил.

Антимонопольное законодательство действует на всей территории России для большей части рынков товаров и услуг и имеет структуру, показанную на рис. 3. Отдельные статьи, предусматривающие наличие антимонопольного контроля предусмотрены в Лесном, Земельном, Водном и Градостроительном кодексах, Законах «О недрах», «О концессионных соглашениях».

Антимонопольное /конкурентное законодательство России

№135

-

ФЗ

от 26.07.2006

«О защите конкуренции»

КОАП РФ ст.14.9;

14.31

; 14.32;

,33;

14

;


19.5

19.8

№ 38

-

ФЗ

от13.03.2006

«О рекламе»

381

-

ФЗ

от

28.12.2009

«Об

основах

государственного

торговой

регулирования

деятельности в РФ»

Гл.3

.

Антимонопольное

регулирование

№ 147

-

ФЗ

от 17.08.95

«О естественных монополиях»

Рис. 3. Структура антимонопольного законодательства Российской Федерации по состоянию на 1 января 2018 г.

Становление антимонопольной политики проходило одновременно с либерализацией экономики, приватизацией, формированием рыночных отношений. История антимонопольного регулирования началась 22 марта 1991 г., после принятия Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в котором в наиболее концентрированном виде были определены основные задачи государственной конкурентной политики: содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; государственный контроль соблюдения антимонопольного законодательства.

К 2005 г. стало очевидно, что положения данного Закона перестали отвечать экономическим и правовым реалиям России и современным международным правовым нормам конкурентного законодательства и 26 июля 2006 года был принят новый Закон 135-ФЗ «О защите конкуренции» [1].

В течение последующих 8 лет, т.е. раз в два года были приняты 4 антимонопольных пакета, которые позволяли достигнуть наиболее гармонизированной вариант с европейским законодательством , обеспечить более лояльные меры применения законодательства, введения более четко регламентированных процедур, обеспечивающих контроль и надзор [5].

Закон «О защите конкуренции» разработан в целях совершенствования законодательства о конкуренции, в том числе путем создания единых правовых основ для развития и защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках. Закон разработан с учетом потребностей российской экономики и общих тенденций конкурентного законодательства, учитывает нормы европейского конкурентного права. Структурное содержание закона представлено на рис. 4.