Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и сущность монополий
1.1. Понятие монополий и методы достижения монопольного положения
Глава 2. Методы проведения антимонопольной и конкурентной политики в различных странах мира
2.1. Эволюция антимонопольного законодательства в зарубежных странах
2.2. Реализация антимонопольной политики в странах СНГ и Единого экономического пространства
Глава 3. Содержание и направления антимонопольной политики. Характеристика антимонпольных органов
3.1. Антимонопольная политика как составная часть концепции экономического развития России
Экономические цели антимонопольной
политики
Злоупотреблений
доминирующим
положением
Корректировка
экономических
результатов
Воздействие на экономическое
поведение субъектов:
предупреждение и пресечение
Оптимизация
экономической
структуры рынка
Недобросовестной
конкуренции
Картелей и
антиконкурентных
соглашений
Проведение
политики
демонополизации
производства и
обращения
Контроль за
процессами
концентрации
Поддержка малого
предпринимательства
и формирование
конкурентной с
реды
Анализ уровня
Запрет на
ограничивающие
конкуренцию акты и
действия органов
власти
Контроль за
государственн
ыми
и
муниципальн
ыми
преференциями
Устранение
административных,
межрегиональных,
организационных
барьеров
Рис. 2. Экономические цели политики антимонопольного регулирования
Достижение этих целей предполагает:
- организацию наблюдения за основными экономическими тенденциями и
структурными изменениями на товарных и финансовых рынках;
- обеспечение единства экономического пространства страны посредством недопущения регионального сепаратизма посредством создания административных барьеров;
- проведение мероприятий по поддержке предпринимательства; обеспечение «прозрачности» концентрации активов и рыночной власти; снижение барьеров входа на рынки новых экономических структур и обеспечение эффективного контроля за поведением доминирующих хозяйствующих субъектов;
- активизацию работы по профилактике и пресечению недобросовестной
конкуренции на товарных рынках;
- упорядочение предоставления государственных преференций;
- пропаганду основных требований и норм антимонопольного законодательства, разработку мероприятий, направленных на адвокатирование конкуренции.
В качестве основных принципов реализации антимонопольной политики можно обозначить следующие положения:
-
- Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, контроль за процессами концентрации.
- Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
- Недопущение устранения конкуренции органами власти, предоставление ими государственной и муниципальной помощи, приносящей конкурентные преимущества отдельным субъектам рынка.
- Принцип разумного подхода при применении норм антимонопольного законодательства, направленных на эффективное функционирование товарных рынков и конкуренции.
- Законности, гласности и публичности в действиях антимонопольных органов.
Нормативно-правовое и экономическое наполнение каждого из обозначенных принципов изложено в табл. 2 [6].
Таблица 2
Содержание принципов и методов реализации антимонопольной политики
Принципы |
Методы |
|
1.Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства |
|
|
2.Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции |
1. 2. |
Контроль и надзор за субъектами, имеющими доминирующее положение на рынке Контроль и надзор за согласованными действиями субъектов, направленными на ограничение конкуренции |
3. |
Пресечение недобросовестной конкуренции |
|
3.Недопущение устранения конкуренции органами власти, предоставление ими государственной и муниципальной помощи, приносящей конкурентные преимущества отдельным субъектам рынка |
1. 2. 3. |
Контроль за актами и действиями органов власти, направленными на ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов Контроль за предоставлением государственных и муниципальных преференций. Контроль за анти конкурентными соглашения органов власти и хозяйствующими субъектами |
4.Принцип разумного подхода при применении норм антимонопольного законодательства, направленных на эффективное функционирование товарных рынков и конкуренции |
1. 2. |
Исследование структуры рынка, анализ поведения и оценка результата Приоритет положительного эффекта в социально-экономической сфере над действиями, направленными на изменение структуры и концентрацию рынка |
5.Законности, гласности и публичности в действиях антимонопольных органов |
5. Адвокатирование конкуренции. |
3.2. Основные направления антимонопольной политики и их эволюция в период реформирования экономики
Государственная антимонопольная политика позволяет решить следующие задачи:
- Задача процессуальной справедливости.
- Обеспечение сотрудничества антимонопольного органа с общественностью.
- Формирование поддержки конкурентной политики и антимонопольной власти.
По состоянию на 1 января 2018 г. нормативно-правовая база, включающая вопросы развития, оценки, регулирования, контроля и наблюдения за состоянием конкурентной среды включает следующие документы:
- План мероприятий ("дорожная карта") "Повышение качества регуляторной среды для бизнеса", утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. № 953-р.
- План мероприятий ("дорожная карта") "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики" утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2579-р.
- Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг., ФАС РФ, 2013 г.
- План деятельности Федеральной антимонопольной службы на 2013-2018 годы, ФАС РФ, 2013 г.
В целях совершенствования институтов защиты конкуренции и ее развития ФАС России разработана стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 - 2024 гг. Стратегия учитывает рекомендации Комитета по конкуренции ОЭСР, а также предложения бизнес-ассоциаций и определяет четыре приоритета:
- Создание благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции.
- Снижение административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков.
- Обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий, формирование эффективных механизмов тарифообразования.
- Создание условий для эффективной конкуренции при размещении государственного и муниципального заказа и реализации на торгах государственного имущества. [4].
Предметом плана мероприятий Дорожной карты "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики" являются направления развития конкуренции, которые, с одной стороны, не охвачены иными "дорожными картами", а с другой стороны, имеют специальное, системное и существенное значение для развития конкуренции:
-
- включение функций по развитию конкуренции в приоритеты деятельности органов исполнительной власти;
- внедрение лучших практик развития конкуренции в субъектах Российской Федерации;
- снижение доли государственного сектора в экономике;
- развитие конкуренции в инфраструктурных отраслях, включая сферы естественных монополий;
- развитие конкуренции при осуществлении закупок;
- упрощение деятельности предпринимателей в рамках антимонопольного регулирования;
- повышение уровня защиты прав потребителей [3].
В связи с комплексностью задачи необходим динамичный этапный подход к проведению работ по развитию конкуренции и формированию соответствующих мероприятий, который формализуется в виде последовательного развития, уточнения и конкретизации данной Дорожной карты.
Развитие конкуренции включает в себя не только общесистемные мероприятия, но и отраслевое направление работы, по которому также необходим динамичный этапный подход и регулярное обновление как набора отраслей, требующих развития конкуренции, так и ключевых отраслевых мероприятий. В "дорожной карте" определены первоочередные мероприятия по развитию конкуренции на отдельных отраслевых рынках, реализация которых позволит достичь улучшений в качестве жизни граждан России за краткосрочный период. Разработанные меры охватывают рынки лекарственных препаратов, медицинских услуг, авиаперевозок, услуг связи, услуг дошкольного образования, нефтепродуктов [3].
Экономическая результативность отдельных отраслей или рынков зависит от поведения продавцов и покупателей при проведении ценовой политики, товарной и продуктовой стратегии, политики коммуникаций и рекламы, инвестиции в новое производство, вертикальной и горизонтальной интеграции, тактики решения юридических вопросов, интенсивности действия конкурентных сил, прибыльности отрасли.
Институциональная среда, определяющая условия конкуренции на российских товарных рынках и рынках финансовых услуг и обеспечивающая реализацию основных направлений антимонопольной политики, состоит из набора законодательных актов, определяющих правила взаимодействия субъектов рынка, механизмов, обеспечивающих соблюдение установленных в законодательных актах и правил.
Антимонопольное законодательство действует на всей территории России для большей части рынков товаров и услуг и имеет структуру, показанную на рис. 3. Отдельные статьи, предусматривающие наличие антимонопольного контроля предусмотрены в Лесном, Земельном, Водном и Градостроительном кодексах, Законах «О недрах», «О концессионных соглашениях».
Антимонопольное /конкурентное законодательство России
№135
-
ФЗ
от 26.07.2006
«О защите конкуренции»
КОАП РФ ст.14.9;
14.31
; 14.32;
,33;
14
;
19.5
19.8
№ 38
-
ФЗ
от13.03.2006
«О рекламе»
№
381
-
ФЗ
от
28.12.2009
«Об
основах
государственного
торговой
регулирования
деятельности в РФ»
Гл.3
.
Антимонопольное
регулирование
№ 147
-
ФЗ
от 17.08.95
«О естественных монополиях»
Рис. 3. Структура антимонопольного законодательства Российской Федерации по состоянию на 1 января 2018 г.
Становление антимонопольной политики проходило одновременно с либерализацией экономики, приватизацией, формированием рыночных отношений. История антимонопольного регулирования началась 22 марта 1991 г., после принятия Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в котором в наиболее концентрированном виде были определены основные задачи государственной конкурентной политики: содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; государственный контроль соблюдения антимонопольного законодательства.
К 2005 г. стало очевидно, что положения данного Закона перестали отвечать экономическим и правовым реалиям России и современным международным правовым нормам конкурентного законодательства и 26 июля 2006 года был принят новый Закон 135-ФЗ «О защите конкуренции» [1].
В течение последующих 8 лет, т.е. раз в два года были приняты 4 антимонопольных пакета, которые позволяли достигнуть наиболее гармонизированной вариант с европейским законодательством , обеспечить более лояльные меры применения законодательства, введения более четко регламентированных процедур, обеспечивающих контроль и надзор [5].
Закон «О защите конкуренции» разработан в целях совершенствования законодательства о конкуренции, в том числе путем создания единых правовых основ для развития и защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках. Закон разработан с учетом потребностей российской экономики и общих тенденций конкурентного законодательства, учитывает нормы европейского конкурентного права. Структурное содержание закона представлено на рис. 4.