Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и сущность монополий
1.1. Понятие монополий и методы достижения монопольного положения
Глава 2. Методы проведения антимонопольной и конкурентной политики в различных странах мира
2.1. Эволюция антимонопольного законодательства в зарубежных странах
2.2. Реализация антимонопольной политики в странах СНГ и Единого экономического пространства
Глава 3. Содержание и направления антимонопольной политики. Характеристика антимонпольных органов
3.1. Антимонопольная политика как составная часть концепции экономического развития России
Глава 2. Методы проведения антимонопольной и конкурентной политики в различных странах мира
2.1. Эволюция антимонопольного законодательства в зарубежных странах
В 80-90-ые годы прошлого века проявилась глобальная тенденция к экономической либерализации, открытию рынков, поощрению торговли, когда множество развитых и развивающихся стран начали отдавать предпочтение не жесткому государственному регулированию, а рыночным силам в качестве определяющих факторов для производства и распределения товаров и услуг. Для того, чтобы рыночные силы не смогли оказать отрицательного воздействия на рынок появилась настоятельная потребность государственного вмешательства в процессы функционирования рынков.
Традиционное регулирование (налоговое, таможенное и др.) обычно предполагает наличие длительных взаимоотношений между регулирующим органом и объектом регулирования. Политика конкуренции (называемая в США политика Антитраста) содействует экономической либерализации, поощряя или иногда заставляя независимых покупателей и продавцов вступать в конкуренцию.
В основе политики антимонопольного регулирования, реализуемой в 130 странах мира лежат законодательство о конкуренции (competition law) и антимонопольное законодательство (antitrust law), ставящие перед собой цель – пресечение и недопущение антиконкурентных действий со стороны субъектов, имеющих рыночную власть, недопущение высокой рыночной концентрации и сделок, направленных на аккумуляцию рыночной власти, а также осуществление ограничительной деловой практики в виде картелей и антиконкурентных соглашений.
Изучение хронологии развития и содержания основных положений антимонопольной политики в разных странах мира позволили автору выделить пять концептуальных этапов развития антимонопольного законодательства и практики теории антимонопольного регулирования. Каждый из обозначенных этапов имеет свое историческое место, содержание и тактику реализации основных положений и производен от важнейших теоретических и концептуальных этапов развития экономической теории .
Первые два этапа политики антимонопольного регулирования характеризуются как период становления и апробации методов активного вмешательства в конкуренцию на рынке. Антимонопольное регулирование, применяющееся в большинстве стран мира и предполагающее методы воздействия на состояние рынка с целью недопущения ограничения конкуренции, впервые законодательно было закреплено в Канаде и США.
США имеют богатейший опыт в области проведения антитрестовской политики. Юридическую основу этой политики составляют три федеральных закона: закон Шермана (1890), Клейтона (1914) и закон о Федеральной торговой комиссии (1914).
Основная экономическая цель акта Шермана. – создание условий в пользу свободного предпринимательства и ничем не ограничиваемой конкуренции, а также политическое намерение правительства повысить благосостояние потребителей, предотвратить несправедливое перераспределение благ от потребителей к производителям, поддержание жизнеспособности демократических институтов [9].
Глава первая закона содержит запрет объединения в форме треста, тайные сговоры или иные действия, ограничивающее торговлю между штатами.
Глава вторая запрещает монополизацию, попытки ее осуществления, вступление в сговор или соглашение с целью монополизации. Каждое лицо, вступившее в соглашение или осуществляющее деятельность незаконной в отношении конкуренции, совершает уголовное преступление и наказывается штрафом или тюремным заключением сроком на три года.
Глава седьмая разрешает частным лицам, которым был нанесен убыток в результате нарушения этого закона, обращаться с иском в суд и требовать возмещения убытков в трехкратном размере. Возможность получения компенсации в трехкратном размере — исключение по сравнению с положением дел в других странах и серьезное препятствие к нарушению закона.
Демократия в США, по мнению большинства собственников, ассоциировалась с возможностью иметь собственный бизнес, экономическую и политическую самостоятельность. Наступление на эти права в виде трестов и монополий становилось угрозой для демократических институтов и было чревато нетерпимой социальной и политической гегемонией корпораций. В глазах многих американцев промышленный переворот в результате всех этих процессов воспринимался как антидемократическое явление в жизни нации.
Противоконкурентное поведение со стороны корпораций-гигантов обострило недовольство мелких собственников и порождало все большее напряжение в обществе. [11]
В США в ходе президентской кампании 1912 г. внимание общественности сфокусировалось на роли правительства в экономической жизни, в том числе и в сфере антитрестовского законодательства. Кандидат в президенты Вудро Вильсон, выдвинувший программу «Новой свободы», предлагал дополнить закон Шермана более жестким набором требований и действий, являющихся незаконными, которые предусматривали бы уголовное наказание за монополистические действия в любой форме в целях обеспечения власти мелких собственников на рынке. Политически грамотный и экономически просчитанный шаг В. Вильсона в предвыборной борьбе позволил ему не только победить на выборах 1912 г., но и создать прецедент государственного вмешательства в экономические процессы в обществе [11].
В 1914 г. Конгресс принял Закон Клейтона, расширивший охват антитрастовского законодательства и распространенный на другие возможные схемы поведения, которые могли привести к ограничению торговли.
Вильсон также настоял на создании административного органа, цель которого – создание благоприятных условий для добросовестной конкуренции и запрет «нечестных методов конкуренции» в сфере бизнеса и торговли, которые противоречили целям социальной политики и наносили убытки потребителям.
Закон о Федеральной торговой комиссии был принят в 1914 г. с тем, чтобы оказать помощь в рассмотрении направлений действия других антитрестовских законов. Министерство юстиции — основное федеральное учреждение, проводящее в жизнь эти законы и наделенное широкими полномочиями.
В практике применения антитрестовских законов США чередовались более жесткие и либеральные подходы. Начало ХХ1 века ознаменовалось ужесточением антимонопольных подходов [15].
Третий этап развития антимонопольного законодательства регулирования сопряжен с началом принятия норм, ограничивающих монопольное поведение компаний в некоторых европейских странах. Япония и Германия, приняли антимонопольные законы в 1947 г. под политическим давлением США и в течение последующего десятилетия внесли в них значительные коррективы. Историческую роль в принятии этих Законов сыграл также политический фактор – поражение и капитуляция этих стран во
Второй мировой войне. Политика государств-победителей предполагала демилитаризацию экономики Японии и Германии, и как следствие ее демонополизацию.
В Германии были приняты Правила об отмене картелей, установленные странами-союзниками как мера против высококонцентрированной и милитаризованной экономики. Первоначально антитрестовское законодательство Германии преследовало цель предотвращения злоупотреблений господствующим положением на рынке со стороны крупной производственной компании. Однако в 1965 г. было разрешено создание картеля из небольших фирм, далее – из крупных, мощных фирм-производителей для достижения конкурентных преимуществ на международных рынках при условии не злоупотреблять своей мощью на внутреннем рынке по отношению к мелким фирмам.
В 1947 году американское правительство настояло на принятии в Японии Закона «О запрещении частных монополий и обеспечении справедливости торговли», который способствовал роспуску конгломератов «дзайбатсу», занимавших господствующее положение в экономике страны до 1945 г.
Лучшим примером эффективного международного законодательства о конкуренции является законодательство ЕС. Оно утверждено статьями 85, 86 Римского договора (1957 г.), которые содержат условие о том, что после отмены национальных защитных мер в торговле стран-членов ЕС частные фирмы не станут воздвигать индивидуальные барьеры на пути развития торговли и оказывать влияние на ограничение или нарушение конкуренции на общем рынке. Опыт ЕС прекрасно иллюстрирует эффективное влияние законов о конкуренции на динамику и рост международной торговли и прогресс промышленного развития [9].
Четвертый этап антимонопольного регулирования приходится на период 70-80-х годов. Успехов в конкурентной борьбе на мировых рынках стали достигать крупнейшие транснациональные компании. В этих условиях государство изменило концептуальные подходы в политике антимонопольного регулирования.
В законодательство о конкуренции Германии, Японии, Великобритании, Франции и других стран были внесены существенные поправки, направленные на либеральное отношение к слияниям и поглощениям, способствующим укрупнению компаний. Тезис о том, что эффективное функционирование общества и конкурентное преимущество стран достигается благодаря активной экономической деятельности крупных компаний, нашел свой отклик в либерализации антимонопольного законодательства.
Пятый этап в развитии антимонопольного регулирования ознаменовался изменением политической карты мира, интеграционные изменения на европейском континенте. Глобализация экономики формируют принципиально новый подход к созданию наднациональных регуляторов. Кроме того, акцент формируется на недопустимости и пресечении скрытых монополистических проявлениях – антиконкурентных картелях. Главная особенность этого этапа – многогранность и принципиально новые экономические и юридические подходы к самой политике антимонопольного регулирования.
В конце двадцатого столетия проявилась глобальная тенденция к упразднению границ, открытию и объединению рынков, поощрению торговли, следовательно, возрос интерес к политике конкуренции. Активизация мирохозяйственных связей и принципиально новые явления в международном экономическом сотрудничестве создание Всемирной торговой организации обусловили необходимость принятия законодательства о защите конкуренции на рынках отдельных государств в ключе международных правил торговли. За последние 10 лет практически каждая развитая страна (Германия, Дания, Австрия, Франция, Швеция, Швейцария, Ирландия, Финляндия, Испания, Канада, Австралия) усовершенствовала свое законодательство в области конкуренции. Именно в этот период времени почти в ста странах мира были приняты законы о конкуренции. [10]
Центр тяжести от концепции антимонопольного регулирования перенесен в область поддержки и обеспечения конкуренции, недопущения со стороны органов государственной власти административных и межрегиональных барьеров. Именно поэтому в зарубежной экономической и юридической литературе понятие «антимонопольное регулирование (законодательство)» наполнилось новым содержанием и трансформировалось в понятие «конкурентная политика» или
«законодательство о конкуренции».
Конференция ООН по промышленности и торговли (ЮНКТАД) в течение последних десяти лет постоянно осуществляет деятельность по разработке комплекса основополагающих понятий о положений, касающихся ограничительной деловой практики в торговле, включая комплекс положений, направленных на недопущение злоупотреблений доминирующим положением компаний на рынке, согласованных действий и сделок, связанных со слияниями и поглощениями, приводящими к изменению структуры рынка.
В 1990 г. Межправительственная группа экспертов по законодательству и политике в области конкуренции ЮНКТАД пришла к выводу о том, что необходимо издание «Типового закона о конкуренции», носящего рекомендательный характер, по вопросам ограничительной деловой практики и конкурентной политики. С 2005 г. такая версия Типового закона официально существует и в нем изложены статьи с комментариями. Основными из них являются статьи о контроле за слияниями и приобретениями, соглашениями и согласованными действиями, действиями субъектов, имеющих характер злоупотребления доминирующем положением на рынке [14]. Разработка данного «Типового закона о конкуренции» явилась мощным катализатором принятия во многих странах мира законов о конкуренции только за последнее десятилетие.
Подробный анализ антимонопольных законов и направления их эволюции позволяет выделить следующие общие положения, присущие большинству законов вне зависимости от страны проведения:
- Политика конкуренции строится на основе содействия экономической либерализации, поощряя или иногда заставляя независимых покупателей и продавцов вступать в конкуренцию.
- Меры, направленные на ограничение монополий, демонополизация экономики и поддержка малого предпринимательства лежат в основе политики конкуренции.
- Жесткий контроль и наблюдение за поведением субъектов, имеющих доминирующее положение.
- Недопущение несанкционированных соглашений, ограничение слияний.
- Снятие ограничений на слияния и присоединения в случае, если участники сделки докажут, что положительный эффект от их действий превышает негативные последствия для конкуренции на рынке.
- Недопущение действий со стороны органов власти, ограничивающих конкуренцию и устанавливающих административные барьеры.