Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и сущность монополий
1.1. Понятие монополий и методы достижения монопольного положения
Глава 2. Методы проведения антимонопольной и конкурентной политики в различных странах мира
2.1. Эволюция антимонопольного законодательства в зарубежных странах
2.2. Реализация антимонопольной политики в странах СНГ и Единого экономического пространства
Глава 3. Содержание и направления антимонопольной политики. Характеристика антимонпольных органов
3.1. Антимонопольная политика как составная часть концепции экономического развития России
Конкуренция максимизирует благосостояние всего общества в целом, однако она не обязательно приводит к оптимальному распределению доходов. Ставя акцент на конкуренции, современная политика антитраста сосредотачивается преимущественно на максимизации размера доли общества при распределении экономического «пирога» [2].
2.2. Реализация антимонопольной политики в странах СНГ и Единого экономического пространства
Распад СССР поставил перед бывшими союзными республиками неотложную и беспрецедентную по масштабам задачу радикального переустройства политических и экономических отношений на обширном евроазиатском пространстве. Содружество Независимых Государств возникло как результат исторических трансформаций. СНГ выступило структурообрзаующим фактором создания принципиально новых межгосударственных отношений. Правовые и организационные основы таких отношений определены учредительными документами СНГ, а также Уставом организации, принятом в 1993 году. В рамках СНГ был принят в 1995 г. Модельный закон «О защите экономической конкуренции», разработанный на основе международных принципов и норм, в частности, заложенных в документе Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).
На современном этапе конкурентная политика играет важную роль в экономическом развитии стран СНГ. Начиная с начала 90-х годов экономические реформы в странах СНГ находились в тесной взаимосвязи с формированием и развитием новых институтов в области конкурентной политики. Такой подход обеспечил создание за достаточно короткий период времени систему антимонопольного регулирования в государствахучастниках СНГ. За истекший период практически во всех странах ранее принятые законы ( в 1991-1992 гг.) прекратили свое существование и были приняты наиболее совершенные и соответствующие этапу экономического развития законы о конкуренции (табл.1).
С момента создания антимонопольных органов в странах СНГ сотрудничество в области антимонопольной политики является неотъемлемым элементом интеграционных процессов на пространстве Содружества, обеспечивающим достижение целей по проведению экономических реформ на основе принципов эффективной конкуренции.
Таблица 1.
Перечень Законов «О конкуренции…» государств-участников СНГ и реализующих их уполномоченных антимонопольных органов
Государство |
Название закона |
Название антимонопольного органа |
|
Азербайджанская Республика |
Закон Азербайджанской Республики 04.03.1993 № 526 «Об антимонопольной деятельности» |
Государственная служба по антимонопольной политике и защите прав потребителей Азербайджанской Республики |
|
Республика Армения |
Закон Республики Армения от 06.11. 2000 «О защите экономической конкуренции» |
Государственная комиссия по защите экономической конкуренции |
|
Республика Беларусь |
Закон Республики Беларусь от 10.12.1992№ 2034-Xii «О противодействии монопо-листической деятельности и развитии конкуренции» |
Департамент политики экономики Беларусь |
ценовой Министерства Республики |
Республика Казахстан |
Закон Республики Казахстан от 25.12.2008 № 112-IV ЗРК «О конкуренции» |
Агентство Республики Казахстан по защите конкуренции |
|
Кыргызская Республика |
Закон Кыргызской Республики от 15.04.1994 N 1487-XII «Об ограничении монополистической деятельности, развитии и защите конкуренции» |
Государственное агентство антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики |
|
Республика Молдова |
Закон Республики Молдова от 30.06.2000№ 1103 «О защите конкуренции» |
Национальное агентство по защите экономической конкуренции |
|
Российская Федерация |
Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» |
Федеральная антимонопольная служба |
|
Республика Таджикистан |
Закон Республики Таджикистан от 29.11.2000 № 11 «О конкуренции и ограничении монополисти-ческой деятельности на товарных рынках» |
Государственная антимонопольная служба при правительстве Республики Таджикистан |
|
Республика Узбекистан |
Закон Республики Узбекистан от 27.12.1996 № 355-I «О конкуренции и ограничении монополисти-ческой деятельности на товарных рынках» |
Государственный Комитет Республики Узбекистан по демонополизации и поддержке конкуренции |
В ноябре – декабре 2010 года принят пакет документов, направленных на формирование Единого экономического пространства (ЕЭП). Странами ЕЭП по состоянию на ноябрь 2014 г. являются Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Беларусь и на стадии вступления Республика Армения.
24 октября 2013 года в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета главами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации подписан Модельный закон «О конкуренции» для гармонизации законодательств в области конкуренции трех стран - членов ЕЭП.
Принятие Модельного закона завершает первый этап гармонизации национальных законодательств, а также формирования единой конкурентной политики и антимонопольного регулирования в рамках ЕЭП.
Целью данного закона является определение единых подходов, на которые должны ориентироваться страны - члены Таможенного союза и ЕЭП при принятии и реализации основных положений национальных законов о защите конкуренции. Данный закон будет способствовать формированию единого правового поля, регулирующего экономические отношения между хозяйствующими субъектами в ЕЭП, созданию ясных, прозрачных и предсказуемых условий для добросовестного ведения бизнеса, обеспечению конкуренции на трансграничных рынках [4].
Огромную роль в данной работе играл международный опыт сотрудничества. Модельный закон разработан с учетом лучших мировых практик в области антимонопольного регулирования и правоприменения, а также рекомендаций международных организаций, таких как Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международная конкурентная сеть (МКС).
Модельным законом предусматриваются запреты на осуществление таких основных антиконкурентных практик, как злоупотребление доминирующим положением, антиконкурентные соглашения (в том числе картельные соглашения), согласованные действия, недобросовестная конкуренция, принятие государственными органами актов и совершение действий, ограничивающих конкуренцию, монополизацию рынка вследствие сделок по слияниям и поглощениям.
Модельным законом закрепляется и ряд новелл. Среди них необходимо выделить положение о возможности распространения антимонопольных требований на соглашения (действия), связанные с использованием интеллектуальной собственности, если такие действия направлены на ограничение конкуренции при обороте товаров. Данные нормы обусловлены не только лучшими мировыми практиками в антимонопольном регулировании зарубежных стран (США, Япония, Европейский союз) и рекомендациями ОЭСР, но и нормативно-правовой базой ВТО (Соглашением ТРИПС).
Другой новеллой является предусмотренная в Модельном законе возможность выдачи антимонопольным органом предписаний хозяйствующим субъектам, злоупотребившим доминирующим положением, о разработке и утверждении правил торговой практики, способствующих прозрачности организации деятельности таких участников рынка и недискриминационному доступу к реализуемым ими товарам (услугам).
Предложенная мера носит превентивный характер и направлена на предупреждение нарушения антимонопольного законодательства. Реализация предлагаемой поправки будет способствовать снижению количества нарушений антимонопольного законодательства, особенно в части повторяемости таких нарушений.
Сближение правового регулирования в странах - членах ЕЭП в области конкуренции на основе Модельного закона будет способствовать достижению задач свободы экономической деятельности и эффективного функционирования товарных рынков и ключевой цели наших стран - формированию Единого экономического пространства [13].
Глава 3. Содержание и направления антимонопольной политики. Характеристика антимонпольных органов
3.1. Антимонопольная политика как составная часть концепции экономического развития России
Эффективность функционирования общества формируется за счет результативности отдельных отраслей и эффективности государственной политики. Виды инструментов государственной политики, направленной на корректирование экономического поведения и структуры рынка, разнообразны, мы же уделим наибольшее внимание государственной антимонопольной (конкурентной) политике, призванной обеспечить такие условия функционирования рынка, при которых не возникает избирательного ущемления интересов конкурентов или нарушения прав потребителей.
Поддержка конкуренции гарантируется Конституцией Российской Федерации, является одной из основ конституционного строя а также постоянным приоритетом государственной политики. Развитие конкуренции в экономике - это многоаспектная задача, решение которой в значительной степени зависит от эффективности проведения государственной политики по широкому спектру направлений: от макроэкономической политики, создания благоприятного инвестиционного климата, включая развитие финансовой и налоговой системы, снижение административных и инфраструктурных барьеров, до защиты прав граждан и национальной политики [3].
Антимонопольная политика – комплекс мер, направленных на обеспечение условий для развития конкуренции на рынке, обеспечение единого экономического пространства, наблюдение за процессами концентрации, контроль и надзор в области пресечения монополистических действий и недобросовестной конкуренции со стороны субъектов рынка, недопущение антиконкурентных действий органов власти.
Конкурентная политика – системная деятельность правительства, направленная на создание конкурентных условий для экономической деятельности, использующая, как правоприменительные, так и иные механизмы противодействия ограничительной деловой практики, антиконкурентному государственному вмешательству в развитие рынка.
Адвокатирование конкуренции – деятельность, осуществляемая антимонопольным органом в целях защиты конкуренции, в основном на основе взаимодействия с другими государственными ведомствами и за счет повышения информированности общественности о пользе конкуренции, а также пропаганда и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил.
Благополучие развития конкуренции на товарных рынках базируется на двух основных компонентах: общей экономической политике и антимонопольном регулировании. Именно эти два компонента определяют эффективность реализуемой в стране конкурентной политики. В свою очередь, антимонопольное регулирование имеет более точечное применение, воздействуя на поведение компаний, ограничивая их негативное влияние на конкурентную среду.
Государство обязано выполнять важные экономические, организационные, координирующие, информационные функции для обеспечения рыночных условий предпринимательской деятельности, развития частного сектора. Стратегическая задача государственной антимонопольной политики по отношению к отдельным рынкам (отраслям) состоит в сохранении баланса конкурентных и монопольно-регулирующих сил в рамках рабочей конкуренции [4].
В связи с этим основными экономическими целями антимонопольной политики являются действия, направленные на оптимизацию рыночной структуры, нейтрализацию монополистической власти и различных методов ее проявления, корректировку невыгодных для общества экономических результатов для решения двух задач: повышения качества жизни и обеспечения конкурентоспособности российской экономики. (рис.2).