Файл: Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из экономических предпосылок демократического общества является децентрализация принятия экономических решений.

Свободная конкуренция это:

  • синоним свободы выбора, свободы предпринимательства, свободы входа на рынок;
  • неотъемлемая часть конституционно закрепленных экономических свобод человека и гражданина.

В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объема продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.

В то же время для любого хозяйствующего субъекта характерно стремление к монополии, к вытеснению конкурента с рынка, к расширению сферы своей деятельности. Во имя сохранения своей рыночной власти и контроля за ситуацией на рынке могут совершаться действия, ограничивающие конкуренцию, создаваться искусственные барьеры для входа на рынок, заключаться антиконкурентные соглашения, например об ограничениях объема продаж, фиксации цен, разделе рынка.

Современная рыночная экономика представляет собой сложный организм, который составляется из разных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, которые взаимодействуют на фоне разветвленной системы правовых норм, и объединяются единым понятием - рынок.[1]

Рыночные структуры приведены в Приложении 1.

Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

Центральным понятием, которые выражает сущность рыночных отношений является понятие «конкуренция» (competition). [2]

Данная тема актуальна, так как конкуренция – движущая сила экономики.

Необходимость исследования конкуренции заключается в том, что без нее невозможно представить прогресс в технике, а она создает в нем заинтересованность у производителей. Каждый стремится создать что-то радикально новое с целью максимизации прибыли.

Конкуренция незаменимый атрибут механизма выгоды.

Цель работы: изучить экономическую сущность конкуренции как двигателя всех процессов.

Объект исследования: добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция.


Предмет исследования: сущность добросовестной и недобросовестной ценовой конкуренции.

Задачи: выявить основные функции добросовестной и недобросовестной ценовой конкуренции, выделить её основные виды, определить проблемы экономической конкуренции.

Практическая значимость работы состоит в том, что конкуренцию следует рассматривать как средство экономического выживания в рыночной среде, обусловленное тем, что рассчитывать на деловой успех можно лишь при достижении высокой конкурентоспособности.

Данная работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ГЛАВА I. ЦЕНОВАЯ И НЕЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

1.1 Общее понятие о конкуренции

Конкуренция (от лат. сoncurre – сталкиваться) – это борьба между

товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя. Конкуренция предполагает борьбу товаропроизводителей и поставщиков за наиболее выгодные условия производства, сферы приложения капитала, источники сырья, рынки сбыта. Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное хозяйство. [3]

Существуют и другие определения конкуренции. Ф.Перру определяет конкуренцию как «действие постоянной угрозы подрыва господства и постоянного его пересмотра в рамках таких правил игры, которые обеспечивают творчество и отбор».

Человеку свойственно стремиться продать свой товар дороже, а купить по-дешевле. Поэтому ему и приходится постоянно сталкиваться с конкуренцией.

О конкуренции и конкурентоспособности товара написано и опубликовано достаточно много научных работ, в каждой из которых даются те или иные определения этих понятий. «Строгое значение понятия «конкуренция», очевидно, заключается в том, что один человек состязается с другим, особенно при покупке или продаже чего-либо». А. Маршалл, написавший эти строки, под «человеком», как представляется, понимал не только конкретного потребителя, но и любой другой субъект рынка[4]

Конкуренция служат одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев.


Конкуренция есть  экономической цивилизованная форма борьбы за выживание, это  одной сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых  возможность коллективов. Благодаря  выведение экономической свободе,  отечественной сопутствующей ей конкуренции,  описывающих рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой  оказании конкуренции нет  джинакоплос места.

Конкуренция  объекту в РФ - состязательность хозяйствующих субъектов, при  товарах которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность  конкуренция каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения  оказании товаров на соответствующем  торговые товаром рынке.

Рассматривая конкуренцию необходимо показать ее как положительные стороны, так и отрицательные.

Положительные стороны конкуренции:

1. конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;

2. конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;

3. конкуренция стимулирует повышение качества товара;

4. конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);

5. конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;

6. конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;

7. конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);

8. конкуренция вводит новые формы управления.

Отрицательные стороны конкуренции:

1. при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;

2. многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы.

Любой товар или услуга в большей или мньшей степени

конкурентоспособна. На конкурентоспособность влияют следующие факторы:

a) при его производстве:

  • производительность труда;
  • уровень налогообложения;
  • внедрение научно-технических разработок;
  • размеры прибыли предприятия;
  • величина оплаты труда.

б) при его потреблении:

  • продажная цена товара;
  • качество;
  • новизна;
  • послепродажное обслуживание;
  • уровень предпродажной подготовки.

Говоря о конкуренции необходимо показать ее виды. Существует шесть видов конкуренции:

1. функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;

2. видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;

3. предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;


4. ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;

5. скрытая ценовая конкуренция: бывает двух видов

  • продажа личного товара по цене конкурента
  • снижение цены потребления товара

6. незаконные методы:

  • антиреклама товаров конкурентов;
  • производство товаров имитаторов (подделка).

В  значительной литературе, посвященной  посвященной данной проблеме,  ряда присутствует три  которой подхода к определению  иной конкуренции.

Первый определяет  торговых конкуренцию как  общие состязательность на рынке. Такой  конкуренцию подход характерен  товарах для отечественной  значительной литературы.

Второй подход  иной рассматривает конкуренцию  определенный как элемент  способ рыночного механизма,  разнообразных который позволяет  сюда уравновесить спрос  определенный и предложение. Этот  товара подход характерен  этим для классической  конкуренцию экономической теории.

Третий  одной подход определяет  повышение конкуренцию как  помощью критерий, по которому  этим определяется тип  сюда отраслевого рынка. Этот  современным подход основывается  используя на современной теории  обеспечением морфологии рынка.

Следствием  трудовых конкуренции является,  значительной с одной стороны,  экономика обострение производственных  конкуренцию и рыночных отношений,  ряда а с другой - повышение  неценовая эффективности хозяйственной  объекту деятельности, ускорение  описывающих НТП.

Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации, которые не могут управляться организацией.[5]

Существует множество критериев и подходов к классификации конкуренции.

Исходя из степени дифференциации товара конкуренция подразделяется на однородную, гомогенную (без дифференциации), и разнородную, гетерогенную (с дифференциацией).

Конкуренция подразделяется на открытую, закрытую и полузакрытую, если учитывать степень свободного проникновения в отрасль. [6]

Структура рынков – сложное понятие, имеющее множество аспектов. Одним из них является степень свободы конкуренции – совершенная или несовершенная конкуренция.

Совершенная конкуренция как тип рыночной структуры (модель рынка) – это соперничество многочисленных фирм-производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Совершенная конкуренция представляет собой научную абстракцию, идеальный тип рыночной структуры, служит эталоном для сравнения с другими типами рыночных структур. Наиболее приближены к данной рыночной структуре рынки сельскохозяйственных продуктов, фондовая биржа и рынок иностранных валют.


Для нее характерны следующие черты:

• наличие большого числа фирм (множества продавцов), производящих один и тот же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производства в производимой продукции должен быть незначителен, так что она не имеет возможности влиять на рыночную цену;

• возможность свободного доступа в различные производственные секреты;

• однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего из множества фирм;

• хорошее знание рынка покупателями и продавцами.

2. Несовершенная конкуренция (Imperfect competition) — конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.

В отличие от модели рынка совершенной конкуренции, которая является абстракцией и практически не существует в реальной жизни, а только в теории, рынок несовершенной конкуренции встречается практически повсеместно. Большинство реальных рынков в современной экономике — это рынки несовершенной конкуренции.

Признаки несовершенной конкуренции:

  • наличие входных барьеров в отрасль;
  • дифференцированность продукции;
  • основная доля продаж приходится на одного или нескольких производителей-лидеров;
  • возможность контролировать полностью или частично цену на свою продукцию. [7]

В условиях несовершенной конкуренции равновесие фирмы наступит тогда, когда средние издержки не достигнут своего минимального уровня, а цена будет выше средних издержек.

Примеров рынков несовершенной конкуренции можно привести привеликое множество. К ним можно отнести рынок газированных напитков во главе с компаниями-лидерами Coca-Cola и Pepsi, рынок автомобилей (Toyota, Honda, BMW и др.), рынок бытовой техники и электроиники (Samsung, Siemens, Sony) и др.

Существуют такие виды несовершенной конкуренции как монополия, олигополия и монополистическая конкуренция:

-Чистая монополия (Pure monopoly) — организация рынка, при которой на нем существует единственный продавец товара, причем этому товару нет близкого заменителя в других отраслях. Наряду с олигополией и монополистической конкуренцией, монополия является примером несовершенной конкуренции. [8]

Чистая монополия возникает обычно там, где отсутствуют альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален.

Основные признаки чистой монополии: