Файл: Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • один продавец (на рынке действует только одна фирма, которая влияет на цены, регулируя предложение);
  • уникальность продукта (на рынке отсутствуют идентичные виды продукции);
  • владение основными видами сырья (контролируя рынок сырья в своей отрасли, фирма-монополист не допускает появления новых производителей).

- Монополистическая конкуренция (Monopolistic competition) — тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов.[9]

- Олигополия (Oligopoly) — это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующимся действием на рынке нескольких продавцов, а появление новых затруднено или невозможно. [10]

Если на рынке действуют два производителя, то такой тип рынка называется дуополией, которая является частным случаем олигополии, встречающейся чаще в теоретических моделях, чем в реальной жизни.

Олигополистические рынки обладают следующими признаками: [11]

  • малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям;
  • дифференцированная или стандартизированная продукция. В теории удобнее рассматривать однородную олигополию, однако если отрасль производит дифференцированную продукцию и имеется множество субститутов, то это множество субститутов можно анализировать как однородный агрегированный продукт;
  • наличие существенных препятствий входа на рынок, т.е. высокие барьеры входа на рынок;
  • фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость, поэтому контроль за ценами ограничен.

1.2 Ценовая конкуренция

Ценовая  конкуренция– такая конкуренция, когда, чтобы завоевать рынок, применяются приемы с использованием ценовой  политики. Применяется два вида ценовой конкуренции – прямая, когда проводится  обширная рекламная компания о уменьшении цен, скрытая ценовая конкуренция.

В данной ситуации  на рынок приходит товар или продукция  с намного лучшими качественными характеристиками, цена на него при этом незначительно поднимается. У ценовой конкуренции есть своя цель: борьба за покупателя, где производители продукции  применяют порой не очень честные приемы конкуренции. Они могут заявить об уменьшении цены, а когда товар будет потребителем востребован, цена поднимается.[12]


Рассмотрим, более детально, что значит ценовая конкуренция. Ценовая конкуренция — это особый вид конкуренции, связанный с непосредственным регулированием (зачастую снижением) цен для завоевания определенноых сегментов рынка и достижения наилучших экономических условий сбыта.

Ценовая конкуренция — явление далеко не новое. Восходит это понятие к тем далеким временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. Тогда снижение цены и было той основой, с помощью которой промышленник (или торговец) особенным образом выделял свой товар, привлекал к нему внимание и, в конечном итоге, неизбежно завоевывал себе желаемую долю рынка, а вместе с этим получал прибыль.[13]

Различают ценовую конкуренцию: прямую (то есть с широким оповещением о снижении цены); скрытую (когда на рынок выпускается новый товар с улучшенными качеством и потребительскими свойствами при сравнительно незначительном увеличении цены). Возникает ценовая конкуренция, как правило, путем искусственного сбивания цен на определенную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая процветает, когда данный продукт продается по разным ценам и причем эти ценовые различия никак не оправданы различиями в издержках.

Ценовая конкуренция  отечественной наиболее часто  экономика встречается в сфере  торговых услуг, например,при оказании  неценовая услуг по транспортировке  ценовом какой-то продукции;  разного при реализации  трудовых товара, который  товарах не поддается перераспределению  общие с одного рынка  используя на другой (сюда  часто относится транспортировка  помощью скоропортящихся продуктов  торговых с одного рынка  также на другой).

С точки  общие зрения предпринимателей  характерен ценовая конкуренция —это  часто прежде всего  трудовых борьба между  товарах товаропроизводителями за потребителя  экономика путем уменьшения  поддается расходов производства,  экономика снижение цен  рыночного на товары и услуги  права без особенного  службы изменения их качества  службы и ассортимента. Предприниматели  этим при этом  одной нередко прибегают  ценовом к манипулированию ценами (то  экономической есть устанавливают  неценовая сниженные цены,  используя пока товар  разнообразных не завоюет рынок  сюда сбыта, а после  разного этого существенно их повышают),  рыночного к ценовым уступкам,  посвященной сезонной распродаже  общие и такое подобное.


Важной чертой ценовой (монополистической) конкуренции является ценовая дискриминация (например, диктат транспортных компаний при перевозке сельскохозяйственной продукции, которая быстро портится), за которой один и тот самый товар или услугу продают разным группам покупателей по неодинаковым ценам.[14]

Одной из традиционных форм ценовой конкуренции является манипулирование ценами — так называемая «война цен». Она осуществляется несколькими путями: локальными изменениями цен, уценкой, сезонными распродажами, предоставлением большего объема услуг по существующей цене, удлинением сроков потребительского кредита и тому подобное. В большинстве случаев ценовая конкуренция применяется для того, чтобы выталкивать более слабых соперников из рынка или чтобы проникать на новые сегменты рынка.

Когда рынки монополизированы (разделены между собой незначительным числом крупных фирм, захватившим ключевые позиции), производители всеми силами стремятся как можно дольше удержать цены постоянными, чтобы, целенаправленно снижая себестоимость и расходы на маркетинг, обеспечить возрастание прибыли (максимизацию прибыли). На монополизированных рынках цены теряют свою эластичность. Это не значит, конечно, что на современном рынке не ведется «война цен» — она существует, но не всегда в явной форме.[15]

«Война  экономика цен» в открытой  джинакоплос форме возможна  права лишь до того  снижается момента, пока  достижении фирма не исчерпывает  объекту резервы снижения  количество себестоимости товара,  описывающих которые вытекают  разного из расширения масштаба  снижается массового производства ( в  ценовом качестве примера  отечественной можно привести  снижается фирму«Тексас инструментс», которая в 1972 году установила цену на портативный калькулятор 149,99 долларов, а всего через каких-то пять лет в 1977 году снизила ее до 5-6 долларов) и соответствующего повышения массы прибыли.

Когда же установилось равновесие, новая попытка снизить цену неизбежно приводит к тому, что конкуренты реагируют точно также: позиции фирм на рынке не претерпевают изменений, однако норма прибыли в фирме падает, финансовое состояние фирм в большинстве случаев приобретают тенденцию ухудшаться, а это ведет к снижению инвестиций в обновление и расширение основных фондов, в конечном итоге спад производства только усиливается, и вместо ожидаемых побед и вытеснения конкурентов наступают неожиданные разорения и тотальные банкротства.


Вот почему в наши дни нередко наблюдается не снижение цен по мере развития научно-технического прогресса, а, наоборот, их повышение: прирост цен зачастую не адекватен улучшению потребительских свойств товаров, которое просто невозможно отрицать.[16]

«Война цен» в открытой форме возможна лишь до того момента, пока фирма не исчерпывает резервы снижения себестоимости товара, которые вытекают из расширения масштаба массового производства ( в качестве примера можно привести фирму«Тексас инструментс», которая в 1972 году установила цену на портативный калькулятор 149,99 долларов, а всего через каких-то пять лет в 1977 году снизила ее до 5-6 долларов) и соответствующего повышения массы прибыли.

Когда же установилось равновесие, новая попытка снизить цену неизбежно приводит к тому, что конкуренты реагируют точно также: позиции фирм на рынке не претерпевают изменений, однако норма прибыли в фирме падает, финансовое состояние фирм в большинстве случаев приобретают тенденцию ухудшаться, а это ведет к снижению инвестиций в обновление и расширение основных фондов, в конечном итоге спад производства только усиливается, и вместо ожидаемых побед и вытеснения конкурентов наступают неожиданные разорения и тотальные банкротства.

Вот почему в наши дни нередко наблюдается не снижение цен по мере развития научно-технического прогресса, а, наоборот, их повышение: прирост цен зачастую не адекватен улучшению потребительских свойств товаров, которое просто невозможно отрицать.

Механизм ценовой конкуренции действует следующим образом. Фирма-производитель может установить на свою продукцию цену ниже рыночной. Фирмы — конкуренты, которые не имеют возможности поступить таким же образом, просто не смогут удержаться на «плаву» и поэтому или разоряются или уходят с рынка. Однако, как правило, всегда найдётся такой конкурент, который сможет вывести фирму из тяжёлого положения, благодаря такому конкуренту, фирма сможет пережить “войну цен” и дождаться желанного нового повышения цен на товар.

Так что на упех может рассчитывать только такая фирма, которая утвердила по — настоящему выгодное положение на рынке по сравнению с конкурентами. Если же конкурирующие фирмы находятся в примерно равных условиях, то “ценовая война” не просто убыточна для обоих, но и бессмысленна в принципе. При ценовой конкуренции продавцы двигаются по кривой спроса, повышая или понижая свою цену, ориентируясь на потребителя. Это гибкий инструмент маркетинга, поскольку цены можно быстро и легко изменить, учитывая факторы спроса, издержек или конкуренции. Однако из всех контролируемых переменных маркетинга конкурентами легче всего дублировать именно эту, что может привести к стратегии копирования или даже ценовой войне. Более того, правительство следит за ценовыми стратегиями.


1.3 Неценовая конкуренция

Конкуренция  неценовая —  один из способов конкурентной борьбы, где играет важную роль не преимущество в цене товара, а его более высокое качество, на техническом или прочем уровне, тем самым получается  превосходство среди конкурентов товара. Неценовая конкуренция предполагает  на рынке продвигать товар высокого качества, с длительными сроками службы, большими гарантиями надежности и другими лучшими качествами  продукции. Привлекательными  для потребителя методами неценовой конкуренции  являются  красивая и качественная упаковка товара,  дальнейшее гарантийное обслуживание, завлекающая и интересная реклама.[17]

Неценовая конкуренция — метод конкурентной борьбы, в основание которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение технологического совершенства, технического уровня, высокого качества. Неценовая конкуренция основывается на предложении товара с более длительными сроками службы, большей надёжностью, более высокого качества и прочими лучшими потребительскими свойствами. В неценовой конкуренции существенную роль играют: упаковка, оформление, реклама, последующее техническое обслуживание.[18]

Исследование проблем  которой неценовой конкуренции  современным проводили Дж. Джинакоплос,  общие Дж. Бьюлоу, Ж. Тироль,  экономической П. Клемперер, Д. Фьюденберг и  подход другие. Неценовая  средств конкуренция — это  используя специфический метод  выведение конкурентной борьбы,  используя который основан  джинакоплос на достижении более  посвященной высокого качества,  торговые технологического совершенства,  используя технического уровня,  рыночного а не на ценовом превосходстве  помощью над другими  конкуренция конкурентами. Неценовая  количество конкуренция направлена  этим на предложение товара  также более высокого  сюда качества, с большей  достижении надёжностью, более  продуктов длительными сроками  которые службы и другими  которой более совершенными  посвященной потребительскими свойствами.

Значительную роль в неценовой конкуренции играют: упаковка, оформление, реклама и техническое обслуживание после покупки товара.[19]Следует отличать неценовую конкуренцию от скрытой ценовой конкуренции (это когда фирма например, выводит на рынок новый товар с улучшенными потребительскими свойствами, при этом цену поднимает незначительно).