Файл: Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Помимо  определенный отражения экономических  клемперер аспектов важно  помощью осмыслить различные  трудовых правовые подходы  поддается к добросовестной конкуренции  конкуренцию как к объекту  характерен правовой защиты. В  конкуренцию экономической науке  иной нередко абстрагируются  наличии от ряда свойств  трудовых и условий конкуренции,  посвященной существующих в реальности. Но  службы для права  ряда именно эти  неценовая свойства являются  разного определяющими с точки  значительной зрения целей  выведение и средств правового  первый регулирования.

В юридической сфере предполагается, что такое свойство конкуренции, как добросовестность может стать объектом посягательств и в силу этого нуждается в защите. Поэтому правоведов добросовестная конкуренция интересует не только как идеал, но и как объект защиты. Отсюда проистекает и их внимание к критериям разграничения добросовестной и недобросовестной конкуренции.

2.2 Недобросовестная конкуренция

Недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение пре­имуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требовани­ям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурен­там либо нанесли или могут нанести ущерб их деловой репутации (ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Недобросовестная конкуренция — нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. Сутью недобросовестной конкуренции является нарушение законов и неписанных правил. Недобросовестная конкуренция является нарушением статьи 34, п.2 Конституции РФ («Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию»).

Недобросовестная конкуренция выражается:

  • В искажении цен, в их неоправданном временном снижении, которое сокращает продажи конкурентов до нуля, приводит к их банкротству. Это демпинг, и если удается доказать, что применялся именно он, то возможно применение серьезных мер взыскания и наказания.
  • В обнародовании дезинформации о конкурентах, как впрямую, так и косвенно, опосредованно. Прямая ложная информация, к примеру, размещается в рекламе, в статье в газете. Косвенная – выпуск некачественного товара под брендом конкурента, распространение слухов и ложных сведений через «сарафанное радио».
  • В применении физического воздействия на сотрудников компании-конкурента или на руководителя, владельца, на членов его семьи. Это уголовно наказуемые виды недобросовестной конкуренции. К ним же относятся шантаж, угрозы, демонстрация физической силы, использование защиты подкупленных лиц правоохранительных или государственных органов. В эти же инстанции недобросовестными конкурентами пишутся анонимные жалобы с ложными обвинениями для того, чтобы инициировать многочисленные проверки.
  • В завладении без разрешения продуктами и достижениями интеллектуальной собственности, к которым относятся программные продукты, художественные произведения, изобретения и научные открытия, и даже базы клиентов и покупателей, поставщиков и партнеров.
  • В сговоре нескольких компаний с целью выживания с рынка одного конкурента, с целью опорочить его в глазах потребителей.
  • В переманивании персонала, особенно ключевых кадров. Конкуренты платят им большую зарплату, предоставляют большой соцпакет, бесплатную сотовую связь и пр. Чтобы избежать таких серьезных подрывов, ключевые фигуры должны получать максимальные бонусы на работе.
  • В копировании логотипов, внешнего оформления бренда. Конкуренты не только повышают свои продажи за счет известного продукта, но и ухудшают мнение об оригинале за счет более низкого качества своего аналога.
  • В ведении продаж с использованием негативных рассказов о конкурентах. К примеру, к вам приехал клиент, который думает, где купить товар. И вы начинаете ему рассказывать, что у конкурентов качество ниже, в производстве используются вредные для здоровья вещества, что с клиентами там разговаривают грубо и пр.

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О защите конкуренции" в главе 2.1 отражает недобросовестную конкуренцию, вводит запреты на определенные действия конкурирующих сторон.

Это:

  • Запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации.
  • Запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение.
  • Запрет на недобросовестную конкуренцию путем некорректного сравнения.
  • Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг.
  • Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с использованием результатов интеллектуальной деятельности.
  • Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения.
  • Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с незаконным получением, использованием, разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
  • Запрет на иные формы недобросовестной конкуренции.

Во многих странах официально запрещён демпинг, тайный сговор на торгах и создание тайных картелей, ложная информация и реклама и другие методы недобросовестной конкуренции.

В России существует специфический термин «административный ресурс», часто используемый в конкурентной борьбе. Под этим обычно понимается превышение государственными должностными лицами своих полномочий, то есть коррупция.[22]

Методы недобросовестной конкуренции чрезвычайно разнородны и многолики в своих проявлениях. В связи с этим классификация методов недобросовестной конкуренции несколько затруднена, ее приходится осуществлять по достаточно широким направлениям.

Выделим следующие из них:

1.      Проведение целенаправленной ценовой политики, направленной на устранение конкурентов с рынка (демпинг);

 2.     Применение методов, сопряженных с прямой или косвенной дезинформацией конкурентов и потребителей. К данному направлению можно отнести все формы ведения дел под чужим именем – использование чужих брэндов и логотипов, а также изготовление своей продукции под чужими товарными знаками;

3.     Методы силового воздействия на конкурентов. К этой группе относятся действия в основном уголовного характера, имеющие целью заставить действовать конкурентов в «нужном» направлении (используется, например, шантаж, запугивание, демонстрация силы, киднэппинг, поджоги, физическое устранение конкурентов);


 4.   Дискредитация (диффамация) конкурентов, распространение о них порочащих сведений в рекламе, средствах массовой информации или иным способом с целью опорочить конкретных лиц или их товары;

 5.   Хищение интеллектуальной собственности (программного продукта, нарушение авторских прав на печатную, видео- и аудиопродукцию, изобретений и т.д.) в форме промышленного шпионажа или в любой другой форме с целью снижения собственных издержек и более успешной конкурентной борьбы;

 6.    Формальный и неформальный сговор или соглашение, объединение конкурирующих лиц против третьих конкурентов или против потребителей;

 7.     Специфические методы недобросовестной конкуренции, связанные с акционерным делом и биржевой торговлей,  борьбой за контрольный пакет акций конкурирующей корпорации;

 8.     Бойкот или побуждение к бойкоту товаров конкурентов;

 9.     Лишение конкурентов рынков сырья или сбыта товаров;

10.  Использование в экономических отношениях асимметричной информации (инсайдерская торговля).

Другим часто используемым методом недобросовестной конкуренции является демпинг (от англ. dumping – сбрасывание, бросовый экспорт). Обычно, когда говорят о демпинге, имеют в виду экспортно-импортные операции, когда иностранные производители пытаются захватить новые рынки сбыта за счет более низких цен на свою продукцию по сравнению с существующими.

Однако это лишь одно из направлений  демпинговой политики; спектр операций, осуществляемых на основе демпинга, значительно шире, причем используется демпинг в конкурентной борьбе как на внешнем, так и на внутреннем рынке.

Экономический смысл демпинга заключается в следующем. Производитель какого-либо товара всегда несет определенные издержки на единицу произведенной продукции. К издержкам производства добавляется некоторая величина прибыли, количественное выражение которой зависит от соотношения спроса и предложения на рынке данного товара. То есть можно записать:

 Прибыль= Цена – Издержки.

  Очевидно, что  максимизация прибыли для производителя или продавца является приоритетной задачей. Как видим, имеется два основных пути увеличения прибыли – это либо снижение издержек производства, либо повышение цены на продукцию.[23]

Повсеместно распространенной формой недобросовестной конку­ренции является группа методов, объединенных общим наименованием «ведение дел под чужим именем» («passingoff»). Как следует из самого названия этой группы методов, наиболее существенным отли­чительным признаком в этом случае является ложная информация о са­мом производителе, о месте производства товара, либо полное или частичное отсутствие такого рода информации.[24]


Недобросовестные производи­тели ставят на свою продукцию фирменный логотип, немного изменив его, что приводит к путанице и смешению фирм. Однако именно это и необходимо недобросовестной фирме. В итоге потребитель вместо оригинальной высококачественной продукции известной компании покупает продукцию фирмы-пирата.[25]

Промышленный шпионаж - одна из форм недобросовестной конкуренции. Основным его содержанием как средства недобросовестной конкуренции является сохранение своих секретов и получение информации о секретах конкурента.[26]

Другим средством недобросовестной конкуренции является фальсификация фирменной продукции.[27]Для фирм, чью продукцию копируют, подделки имеют катастрофические последствия: резко суживается рынок сбыта, прибыль резко снижается, уходя к производителям подделок, подделки подрывают авторитет фирмы, потому что они кроме своей дешевизны имеют еще и низкое качество, поэтому подделки быстро выходят из строя, ухудшая таким способом доверие потребителей к фирме, чья марка была подделана.

Такой метод недобросовестной конкуренции как современный промышленный шпионаж, пользуется новейшими достижениями науки и техники. Часто стали применяться разные микроскопические приборы на основе электронных схем. Применение электронной техники обеспечивает специальным службам монополий, как и государственным спецслужбам возможность получать необходимую информацию о состоянии дел конкурентов, их переговоры и т.п.

В России борьба с недобросовестной конкуренцией регламентируется законом "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".[28]

Вывод. Недобросовестная конкуренция дает преимущество конкуренту на некоторое время, но это может в будущем иметь очень плохие последствия. Выгодней использовать добросовестную конкуренцию, которая предполагает более спокойное ведение дел и получение честной прибыли. Многие предприятия стараются вести честную борьбу и добросовестная конкуренция начинает отбирать позиции у недобросовестной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Явление конкуренции имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимизацию затрат, реализацию принципа оплаты труда за ее качеством и количеством, возможность регулирования со стороны государства.


К негативным последствиям – то, что победа одних сопровождается тяжелой, а кое-где катастрофическим поражением других, применение нечестных приемов, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения.

Как показано в курсовой работе, чрезмерная монополизация, появление конкурентной борьбы между монополиями, без соответствующего контроля со стороны государства может привести к созданию, так называемых, "государств в государстве", которыми и являются современные транс-национальные корпорации.

Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делают эту продукцию не конкурентно способною на мировом рынке, включаются стимулы поиска более ефективных решений при решении проблем организации производства.

Говоря о негативных методах осуществления конкурентной борьбы необходимо заметить, что конкуренции присущее и такое явление, как промышленный шпионаж. Конечно, нельзя возражать против определенной эффективности промышленного шпионажа.

Например он осуществляет значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса.

Однако промышленный шпионаж не может заменить развития в отраслевых, государственных и глобальных масштабах, не может заменить научно-исследовательские работы.

Если постоянно пользоваться чужим, украденным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, который, в конце концов, ведет к регрессу.

В целом же, конкуренция имеет меньше негативных признаков, чем положительных.

Конкуренция - значительно меньшее зло, чем монополия, которая злоупотребляет своим господствующим положением в экономике.

Конкуренция – определяющее условие поддержания динамизма в экономике.

При условиях конкуренции создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции сравнительно с монополией и плановой экономикой.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О защите конкуренции"
  2. Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006) "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"
  3. Азоев Г. Л. Анализ деятельности конкурентов. – М.: ГАУ, 2013. – 76 с.
  4. Алексеева М.А. Планирование деятельности фирмы. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 112 с.
  5. Аристов О.В. Конкурентность и конкурентоспособность. – М.: Теис, 2014. – 203 с.
  6. Барсукова А.В. Формирование конкурентной стратегии фирмы: возможности контрактного подхода. – М.: Знание, 2014. – 608 с.
  7. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2013. – 188 с.
  8. Градов А.Н. Экономическая стратегия фирмы. – М.: Наука, 2013. – 96 с.
  9. Гэлловэй Л.А. Операционный менеджмент. – М.: Аспект-Пресс, 2014. –413 с.
  10. Ковалев В.В. Финансовый анализ. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 96 с.
  11. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Наука, 2015. – 188 с.
  12. Крейнина М.М. Финансовый менеджмент. – М.: Дело и Сервис, 2014. – 270 с.
  13. Круглов В.В. Конкуренция: учебное пособие. – М.: ТК Проспект, 2013. – 80 с.
  14. Кулешова А.Б. Шпаргалка по конкуренции: учебное пособие. – М.: ТК Велби, 2013. – 32 с.
  15. Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Грамотенко Т.А., Олейникова Ю.А. Бизнес – план. – М.: ПРИОР, 2013. – 96 с.
  16. Макаренко М.В., Махалина О.М. Производственный менеджмент. – М.: ПРИОР, 2014. – 203 с.
  17. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Знание, 2014. – 301 с.
  18. Тамбовцев В.Л. Контрактная модель стратегии фирмы. – М.: Кнорус, 2014. – 252 с.
  19. Поделинская И.А., Бянкин М.В. Стратегическое планирование. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2014. – 55 с.
  20. Портер М. Конкуренция. – М.: Вильяме, 2011. – 236 с.
  21. Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. – М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2013. – 584 с.
  22. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. – СПб, 2013. – 408 с.
  23. Фахтутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. – М.: Весник, 2015. – 587 с.
  24. Фактутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность и экономика России // Общество и экономика. – 2013. – № 1. – С. 31 – 43.
  25. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. - М.: Гном-Пресс, 2014. – 384 с.
  26. http://www.consultant.ru