Файл: Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 2
Помимо определенный отражения экономических клемперер аспектов важно помощью осмыслить различные трудовых правовые подходы поддается к добросовестной конкуренции конкуренцию как к объекту характерен правовой защиты. В конкуренцию экономической науке иной нередко абстрагируются наличии от ряда свойств трудовых и условий конкуренции, посвященной существующих в реальности. Но службы для права ряда именно эти неценовая свойства являются разного определяющими с точки значительной зрения целей выведение и средств правового первый регулирования.
В юридической сфере предполагается, что такое свойство конкуренции, как добросовестность может стать объектом посягательств и в силу этого нуждается в защите. Поэтому правоведов добросовестная конкуренция интересует не только как идеал, но и как объект защиты. Отсюда проистекает и их внимание к критериям разграничения добросовестной и недобросовестной конкуренции.
2.2 Недобросовестная конкуренция
Недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести ущерб их деловой репутации (ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Недобросовестная конкуренция — нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. Сутью недобросовестной конкуренции является нарушение законов и неписанных правил. Недобросовестная конкуренция является нарушением статьи 34, п.2 Конституции РФ («Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию»).
Недобросовестная конкуренция выражается:
- В искажении цен, в их неоправданном временном снижении, которое сокращает продажи конкурентов до нуля, приводит к их банкротству. Это демпинг, и если удается доказать, что применялся именно он, то возможно применение серьезных мер взыскания и наказания.
- В обнародовании дезинформации о конкурентах, как впрямую, так и косвенно, опосредованно. Прямая ложная информация, к примеру, размещается в рекламе, в статье в газете. Косвенная – выпуск некачественного товара под брендом конкурента, распространение слухов и ложных сведений через «сарафанное радио».
- В применении физического воздействия на сотрудников компании-конкурента или на руководителя, владельца, на членов его семьи. Это уголовно наказуемые виды недобросовестной конкуренции. К ним же относятся шантаж, угрозы, демонстрация физической силы, использование защиты подкупленных лиц правоохранительных или государственных органов. В эти же инстанции недобросовестными конкурентами пишутся анонимные жалобы с ложными обвинениями для того, чтобы инициировать многочисленные проверки.
- В завладении без разрешения продуктами и достижениями интеллектуальной собственности, к которым относятся программные продукты, художественные произведения, изобретения и научные открытия, и даже базы клиентов и покупателей, поставщиков и партнеров.
- В сговоре нескольких компаний с целью выживания с рынка одного конкурента, с целью опорочить его в глазах потребителей.
- В переманивании персонала, особенно ключевых кадров. Конкуренты платят им большую зарплату, предоставляют большой соцпакет, бесплатную сотовую связь и пр. Чтобы избежать таких серьезных подрывов, ключевые фигуры должны получать максимальные бонусы на работе.
- В копировании логотипов, внешнего оформления бренда. Конкуренты не только повышают свои продажи за счет известного продукта, но и ухудшают мнение об оригинале за счет более низкого качества своего аналога.
- В ведении продаж с использованием негативных рассказов о конкурентах. К примеру, к вам приехал клиент, который думает, где купить товар. И вы начинаете ему рассказывать, что у конкурентов качество ниже, в производстве используются вредные для здоровья вещества, что с клиентами там разговаривают грубо и пр.
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О защите конкуренции" в главе 2.1 отражает недобросовестную конкуренцию, вводит запреты на определенные действия конкурирующих сторон.
- Запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации.
- Запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение.
- Запрет на недобросовестную конкуренцию путем некорректного сравнения.
- Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг.
- Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с использованием результатов интеллектуальной деятельности.
- Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения.
- Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с незаконным получением, использованием, разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
- Запрет на иные формы недобросовестной конкуренции.
Во многих странах официально запрещён демпинг, тайный сговор на торгах и создание тайных картелей, ложная информация и реклама и другие методы недобросовестной конкуренции.
В России существует специфический термин «административный ресурс», часто используемый в конкурентной борьбе. Под этим обычно понимается превышение государственными должностными лицами своих полномочий, то есть коррупция.[22]
Методы недобросовестной конкуренции чрезвычайно разнородны и многолики в своих проявлениях. В связи с этим классификация методов недобросовестной конкуренции несколько затруднена, ее приходится осуществлять по достаточно широким направлениям.
Выделим следующие из них:
1. Проведение целенаправленной ценовой политики, направленной на устранение конкурентов с рынка (демпинг);
2. Применение методов, сопряженных с прямой или косвенной дезинформацией конкурентов и потребителей. К данному направлению можно отнести все формы ведения дел под чужим именем – использование чужих брэндов и логотипов, а также изготовление своей продукции под чужими товарными знаками;
3. Методы силового воздействия на конкурентов. К этой группе относятся действия в основном уголовного характера, имеющие целью заставить действовать конкурентов в «нужном» направлении (используется, например, шантаж, запугивание, демонстрация силы, киднэппинг, поджоги, физическое устранение конкурентов);
4. Дискредитация (диффамация) конкурентов, распространение о них порочащих сведений в рекламе, средствах массовой информации или иным способом с целью опорочить конкретных лиц или их товары;
5. Хищение интеллектуальной собственности (программного продукта, нарушение авторских прав на печатную, видео- и аудиопродукцию, изобретений и т.д.) в форме промышленного шпионажа или в любой другой форме с целью снижения собственных издержек и более успешной конкурентной борьбы;
6. Формальный и неформальный сговор или соглашение, объединение конкурирующих лиц против третьих конкурентов или против потребителей;
7. Специфические методы недобросовестной конкуренции, связанные с акционерным делом и биржевой торговлей, борьбой за контрольный пакет акций конкурирующей корпорации;
8. Бойкот или побуждение к бойкоту товаров конкурентов;
9. Лишение конкурентов рынков сырья или сбыта товаров;
10. Использование в экономических отношениях асимметричной информации (инсайдерская торговля).
Другим часто используемым методом недобросовестной конкуренции является демпинг (от англ. dumping – сбрасывание, бросовый экспорт). Обычно, когда говорят о демпинге, имеют в виду экспортно-импортные операции, когда иностранные производители пытаются захватить новые рынки сбыта за счет более низких цен на свою продукцию по сравнению с существующими.
Однако это лишь одно из направлений демпинговой политики; спектр операций, осуществляемых на основе демпинга, значительно шире, причем используется демпинг в конкурентной борьбе как на внешнем, так и на внутреннем рынке.
Экономический смысл демпинга заключается в следующем. Производитель какого-либо товара всегда несет определенные издержки на единицу произведенной продукции. К издержкам производства добавляется некоторая величина прибыли, количественное выражение которой зависит от соотношения спроса и предложения на рынке данного товара. То есть можно записать:
Прибыль= Цена – Издержки.
Очевидно, что максимизация прибыли для производителя или продавца является приоритетной задачей. Как видим, имеется два основных пути увеличения прибыли – это либо снижение издержек производства, либо повышение цены на продукцию.[23]
Повсеместно распространенной формой недобросовестной конкуренции является группа методов, объединенных общим наименованием «ведение дел под чужим именем» («passingoff»). Как следует из самого названия этой группы методов, наиболее существенным отличительным признаком в этом случае является ложная информация о самом производителе, о месте производства товара, либо полное или частичное отсутствие такого рода информации.[24]
Недобросовестные производители ставят на свою продукцию фирменный логотип, немного изменив его, что приводит к путанице и смешению фирм. Однако именно это и необходимо недобросовестной фирме. В итоге потребитель вместо оригинальной высококачественной продукции известной компании покупает продукцию фирмы-пирата.[25]
Промышленный шпионаж - одна из форм недобросовестной конкуренции. Основным его содержанием как средства недобросовестной конкуренции является сохранение своих секретов и получение информации о секретах конкурента.[26]
Другим средством недобросовестной конкуренции является фальсификация фирменной продукции.[27]Для фирм, чью продукцию копируют, подделки имеют катастрофические последствия: резко суживается рынок сбыта, прибыль резко снижается, уходя к производителям подделок, подделки подрывают авторитет фирмы, потому что они кроме своей дешевизны имеют еще и низкое качество, поэтому подделки быстро выходят из строя, ухудшая таким способом доверие потребителей к фирме, чья марка была подделана.
Такой метод недобросовестной конкуренции как современный промышленный шпионаж, пользуется новейшими достижениями науки и техники. Часто стали применяться разные микроскопические приборы на основе электронных схем. Применение электронной техники обеспечивает специальным службам монополий, как и государственным спецслужбам возможность получать необходимую информацию о состоянии дел конкурентов, их переговоры и т.п.
В России борьба с недобросовестной конкуренцией регламентируется законом "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".[28]
Вывод. Недобросовестная конкуренция дает преимущество конкуренту на некоторое время, но это может в будущем иметь очень плохие последствия. Выгодней использовать добросовестную конкуренцию, которая предполагает более спокойное ведение дел и получение честной прибыли. Многие предприятия стараются вести честную борьбу и добросовестная конкуренция начинает отбирать позиции у недобросовестной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Явление конкуренции имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимизацию затрат, реализацию принципа оплаты труда за ее качеством и количеством, возможность регулирования со стороны государства.
К негативным последствиям – то, что победа одних сопровождается тяжелой, а кое-где катастрофическим поражением других, применение нечестных приемов, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения.
Как показано в курсовой работе, чрезмерная монополизация, появление конкурентной борьбы между монополиями, без соответствующего контроля со стороны государства может привести к созданию, так называемых, "государств в государстве", которыми и являются современные транс-национальные корпорации.
Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делают эту продукцию не конкурентно способною на мировом рынке, включаются стимулы поиска более ефективных решений при решении проблем организации производства.
Говоря о негативных методах осуществления конкурентной борьбы необходимо заметить, что конкуренции присущее и такое явление, как промышленный шпионаж. Конечно, нельзя возражать против определенной эффективности промышленного шпионажа.
Например он осуществляет значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса.
Однако промышленный шпионаж не может заменить развития в отраслевых, государственных и глобальных масштабах, не может заменить научно-исследовательские работы.
Если постоянно пользоваться чужим, украденным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, который, в конце концов, ведет к регрессу.
В целом же, конкуренция имеет меньше негативных признаков, чем положительных.
Конкуренция - значительно меньшее зло, чем монополия, которая злоупотребляет своим господствующим положением в экономике.
Конкуренция – определяющее условие поддержания динамизма в экономике.
При условиях конкуренции создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции сравнительно с монополией и плановой экономикой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О защите конкуренции"
- Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006) "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"
- Азоев Г. Л. Анализ деятельности конкурентов. – М.: ГАУ, 2013. – 76 с.
- Алексеева М.А. Планирование деятельности фирмы. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 112 с.
- Аристов О.В. Конкурентность и конкурентоспособность. – М.: Теис, 2014. – 203 с.
- Барсукова А.В. Формирование конкурентной стратегии фирмы: возможности контрактного подхода. – М.: Знание, 2014. – 608 с.
- Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2013. – 188 с.
- Градов А.Н. Экономическая стратегия фирмы. – М.: Наука, 2013. – 96 с.
- Гэлловэй Л.А. Операционный менеджмент. – М.: Аспект-Пресс, 2014. –413 с.
- Ковалев В.В. Финансовый анализ. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 96 с.
- Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Наука, 2015. – 188 с.
- Крейнина М.М. Финансовый менеджмент. – М.: Дело и Сервис, 2014. – 270 с.
- Круглов В.В. Конкуренция: учебное пособие. – М.: ТК Проспект, 2013. – 80 с.
- Кулешова А.Б. Шпаргалка по конкуренции: учебное пособие. – М.: ТК Велби, 2013. – 32 с.
- Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Грамотенко Т.А., Олейникова Ю.А. Бизнес – план. – М.: ПРИОР, 2013. – 96 с.
- Макаренко М.В., Махалина О.М. Производственный менеджмент. – М.: ПРИОР, 2014. – 203 с.
- Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Знание, 2014. – 301 с.
- Тамбовцев В.Л. Контрактная модель стратегии фирмы. – М.: Кнорус, 2014. – 252 с.
- Поделинская И.А., Бянкин М.В. Стратегическое планирование. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2014. – 55 с.
- Портер М. Конкуренция. – М.: Вильяме, 2011. – 236 с.
- Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. – М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2013. – 584 с.
- Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. – СПб, 2013. – 408 с.
- Фахтутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. – М.: Весник, 2015. – 587 с.
- Фактутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность и экономика России // Общество и экономика. – 2013. – № 1. – С. 31 – 43.
- Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. - М.: Гном-Пресс, 2014. – 384 с.
- http://www.consultant.ru