Файл: Учетная политика для целей налогообложения: цель, задачи, формирование, применение(Методология разработки учетной политики предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Учетная политика организации является одним из самых важных основных инструментов управления процессом ведения учета и составления отчетности.

В ней устанавливаются основные правила ведения в организации бухгалтерского и налогового учета организации.

Выбор и реализация рациональной, экономически обоснованной учетной политики позволяет оказывать влияние на эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ускорить оборачиваемость элементов капитала, получить дополнительные внутренние источники финансирования капитальных вложений и оборотных активов, улучшить дивидендную политику, привлечь внешние ресурсы для расширения деятельности.

Основной целью курсовой работы является изучение методологии разработки учетной политики предприятия для целей бухгалтерского учета и налогообложения, раскрытие сущности учетной политики и принципы ее формирования.

Для достижения поставленной цели, перед нами стоят следующие задачи:

-исследование основных принципов разработки учетной политики организации, этапов ее формирования;

-выявление сущности учетной политики для целей бухгалтерского учета, а также ее законодательной регламентации;

-определение особенностей учетной политики для целей налогообложения, и изучение нормативной базы ее регулирования;

-разработка учетной политике на примере конкретной организации.

Объектом исследования выступает учетная политика предприятия в целях налогообложения. 

Предмет исследования - методическая основа разработки и реализации учетной политики предприятия в целях налогообложения.

Глава 1. Методология разработки учетной политики предприятия

1.1 Принципы, структура, аспекты, порядок формирования учетной политики организации

При разработке учетного процесса необходимо соблюдать основополагающие правила и принципы, которые установлены нормативно-правовой документацией, регламентирующей систему бухгалтерского и налогового учета. Принципы формирования учетной политики, требования, предъявляемые к порядку ее составления, утверждаются соответствующими документами в отечественном и международном законодательстве. К единым принципам, на которых должна основываться учетная политика, как для бухгалтерского, так и для налогового учета относятся имущественная обособленность; непрерывность деятельности; последовательность применения учетной политики; временная определенность фактов хозяйственной деятельности.


В законодательном порядке также установлены требования к учетной политике, которые должны соблюдаться: полнота, своевременность, осмотрительность, приоритет содержания над формой, непротиворечивость, рациональность, последовательность, сопоставимость.

В разработке учетной политики выделяют методические и организационно-технические аспекты.

Выбранные способы оценки и методики учета движения имущества, обязательств организации и хозяйственных операций образуют методический аспект учетной политики. [1]

Совокупность условий, позволяющих реализовать требования и правила бухгалтерского учета, и условий, способствующих применению способов оценки и методик учета имущества, обязательств организации и хозяйственных операций, составляет организационно-технический аспект учетной политики.

К организационно-техническим аспектам относятся:

-План счетов бухгалтерского учета;

-Выбор формы бухгалтерского учета;

-Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

-Разработка порядка документооборота;

-Технологические обработки учетной информации;

-Организация работы в бухгалтерии;

-Система внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля;

-Объем, сроки и адреса представления отчетности;

-Система взаимоотношений с аудиторскими фирмами, с органами контроля и управления.

Учетную политику для бухгалтерского учета и для НДС применяют последовательно из года в год (ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ, п. 12 ст. 167 Налогового кодекса РФ). По другим налогам - из одного налогового периода в другой. Это значит, что «переписывать» учетную политику и утверждать на каждый новый год не надо. В учетную политику можно вносить изменения.

Обновленную учетную политику или поправки в этот документ на очередной год принимают в конце текущего года. Так, чтобы сотрудники, которых затрагивают новые положения учетной политики, успели с ними ознакомиться[2].

Вновь созданная организация утверждает учетную политику для бухгалтерского учета не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Если организация обязана публиковать бухгалтерскую отчетность, то до первой такой публикации. Это требование, в частности, касается акционерных обществ и страховых компаний. Учетную политику для налогообложения вновь созданная организация утверждает до конца первого отчетного периода. Такая организация применяет свою первую учетную политику со дня государственной регистрации. Изменения в учетную политику вносятся, если:


-законодательством внесены изменения в законодательство о бухгалтерском учете или налогах. Такие поправки вносятся в учетную политику не ранее даты вступления в силу соответствующих изменений в законах;

-организация начинает вести новые виды деятельности. Если это требует внедрения новых способов учета, то внести изменения в учетную политику можно в любой момент;

-организация решила изменить применяемые способы учета. Если законодательство позволяет их менять, то поправки в учетную политику вносят только с начала года, в том числе и для НДС или налогового периода.

Рассмотрим содержание условий, совокупность которых составляет организационно-технический аспект учетной политики организации.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета, разрабатывается организацией в зависимости от совокупности счетов синтетического учета, содержащихся в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению; и групп хозяйственных операций, характерных для организации.

Рабочий план счетов должен содержать полный перечень синтетических счетов (счетов первого порядка), субсчетов (счетов второго порядка) и аналитических счетов. Организация может вводить дополнительные синтетические счета для учета специфических операций по согласованию с Министерством финансов РФ[3].

Каждый факт хозяйственной жизни предприятия должен быть отражен в первичных документах. Организация использует типичные унифицированные формы первичных документов и имеет право самостоятельно разработать формы первичных документов, по которым законодательством типовые формы не предусмотрены. При этом, чтобы обладать юридической силой они должны содержать обязательные реквизиты: наименование документа, дату составления, наименование организации, содержание хозяйственной операции, измерители в натуральном и денежном выражении, должностные лица, ответственные за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи этих лиц.

В приказе руководителя об учетной политике утверждаются состав и формы бухгалтерской отчетности, периодичность и сроки ее представления, ответственные за ее составление, потенциальные пользователи отчетности. Виды форм внутренней бухгалтерской отчетности и их содержание устанавливаются организацией самостоятельно исходя из общих требований их формирования. [4]


Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации определен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. №49. В учетной политике организации приводится порядок проведения инвентаризации:

-количество инвентаризаций в отчетном году;

-даты проведения инвентаризаций;

-перечень имущества и обязательств, наличие, состояние и оценка которых проверяется при каждой инвентаризации;

-порядок урегулирования выявленных расхождений и др.

Кроме этого, в учетной политике фиксируется порядок обязательных инвентаризаций в соответствии с законодательством.

В учетной политике должна быть определена форма системы учетных регистров. Предлагаются следующие варианты:

-Автоматизированная форма ведения бухгалтерского учета (с помощью определенной бухгалтерской программой);

-Журнально-ордерная форма счетоводства для предприятий;

-Журнально-ордерная форма счетоводства для небольших организаций и хозяйственных обществ;

-Упрощенная форма ведения бухгалтерского учета.

Таким образом, организация учетной работы предприятия включает в себя выбор структуры бухгалтерского подразделения, выделение

участков учетной работы, подчиненность специалистов и другое.

Учетной политикой определяется порядок контроля. Он включает в себя содержательную проверку по существу хозяйственных операций, оформленных первичными учетными документами и отраженных впоследствии в регистрах бухгалтерского учета, с позиций законности, экономической целесообразности, соответствия принципам, требованиям и правилам бухгалтерского учета. Последующий контроль ведется в соответствии с установленными учетной политикой правилами с назначением ответственных за контрольные действия и выделением центров контроля над всеми стадиями технологического процесса обработки учетной информации[5].

В учетной политике следует выбрать способ определения даты реализации товаров (услуг), предусмотреть порядок формирования финансово-экономических показателей для расчета налогооблагаемых баз, установить порядок оформления счетов-фактур, книг покупок и продаж и других документов налогового учета. Перечень разделов учетной политики может быть расширен или уменьшен в зависимости от направления деятельности и величины организации.

В учетной политике необходимо также отразить порядок организации бухгалтерии, под которой понимается структура бухгалтерской службы в организации. Бухгалтерская служба выполняет функции сбора, обработки и группировки информации в виде сводных бухгалтерских документов, внесения записей на счета бухгалтерского учета. Руководители организаций могут:


-учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

-ввести в штат должность бухгалтера (одного главного бухгалтера);

-передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии;

-вести бухгалтерский учет лично.

Если в организации бухгалтерия выделена в отдельную службу, то в учетной политике необходимо отразить ее структурное строение.

Процесс составления учетной политики как внутреннего документа организации представлен двумя основными этапами:

-непосредственно самим формированием учетной политики;

-раскрытием учетной политики.

Раскрывать учетную политику обязаны только те организации, которые публикуют свою бухгалтерскую отчетность.

Структура учетной политики в целях бухгалтерского учета и налогообложения, обычно состоит из трех частей: общие положения, методический раздел и организационный раздел. В разделе «Общие положения» содержатся сведения об организации, нормативной базе, послужившей основой разработки учетной политики, основных принципах ведения бухгалтерского и налогового учета и составления отчетности, случаях отступления от них.

В «Методическом разделе» устанавливается порядок учета хозяйственных операций, по отдельным участкам учета. Здесь отражаются только те учетные аспекты, которые относятся к деятельности конкретной организации и для которых предусмотрен выбор способа учета, либо данный способ необходимо разработать самостоятельно[6].

В «Организационном разделе» устанавливаются условия позволяющие реализовать требования и правила бухгалтерского и налогового учета (рабочий план счетов, формы первичных учетных документов, порядок и сроки проведения инвентаризации, уровень централизации учета, правила документооборота и технология обработки учетной информации и т.д.).

Учетная политика, избранная предприятием, подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией. Основное назначение этой документации состоит в том, чтобы зафиксировать составляющие учетной политики, обеспечить единообразную и по возможности точную реализацию их в практике предприятия всеми структурными подразделениями и каждым исполнителем. К числу документов, оформляющих учетную политику, относятся приказы и распоряжения руководителя предприятия, внутренние правила, инструкции, положения, регламенты и процедуры, решения собственников (общего собрания акционеров и др.) и т.п. Выбор конкретного типа документа зависит от внутреннего распорядка предприятия и характера вопроса учетной политики. Большое значение для оформления учетной политики имеют разного рода проектные материалы по организации бухгалтерского учета.