Файл: Учетная политика для целей налогообложения: цель, задачи, формирование, применение(Методология разработки учетной политики предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Право подписи счетов - фактур имеют директор, коммерческий директор, главный бухгалтер.

Согласно книге покупок, ежеквартально суммы НДС по ТМЦ, услугам, оприходованным и оплаченным поставщикам, предъявляются к

возмещению из бюджета. При этом делается бухгалтерская запись Дт 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кт 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Раздельный учёт, осуществляемый на предприятии, предполагает раздельный учёт затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг), облагаемых и не облагаемых НДС, а также раздельный учёт сумм «входного» НДС, уплаченных при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для производства облагаемых и не облагаемых НДС товаров (работ, услуг).

Раздельный учёт позволяет правильно определить какие суммы «входного» НДС относятся к:

-облагаемым НДС операциям

-освобождённым от НДС операциям

-операциям, облагаемым ставкой 0 процентов.

Суммы «входного» НДС, относящиеся к облагаемым оборотам, принимаются к вычету в общеустановленном порядке. Эта сумма НДС отражается в ОАО на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям» до того момента, когда её можно принять к вычету.

Суммы входного НДС по приобретенным товарам, работам, услугам, используемые при осуществлении операций, освобожденных от НДС, учитываются в стоимости приобретенных товаров, работ, услуг и к вычету не принимаются.

Организация учёта затрат в ОАО «Евростройресурсы» » построена таким образом, что можно проследить перечень расходов напрямую относящихся к тому или иному обороту.

Общая сумма налога при реализации услуг представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных по каждой налоговой базе.

Рациональная организация аналитического учёта НДС позволяет получить на предприятии достоверные сведения, необходимые для расчёта налога и составления налоговых деклараций, а в случае налоговой

проверки представить соответствующие документы инспектору.

Учётная политика для налога на прибыль.

Исчисление налога на прибыль на предприятии ведётся полностью в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации. Учёт расходов и расходов ведётся в соответствии с принятой учётной политикой на базе бухгалтерского учёта, аналитический учёт ведётся в регистрах налогового учёта. Дата получения дохода в целях исчисления налога определяется по методу начисления, что закреплено в учётной политике.

Сумма налога на прибыль по итогам отчетного периода исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода как произведение налоговой базы, уменьшенной на сумму прибыли, освобождаемой от налогообложения, и налоговой ставки. В случаях, установленных законодательством и предусматривающих освобождение от уплаты налога на прибыль, уменьшение подлежащей уплате в бюджет суммы налога производится по итогам отчетного периода нарастающим итогом с начала налогового периода.


Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль по итогам истекшего отчетного периода представляется в налоговые органы не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Срок уплаты налога на прибыль - не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль за истекший налоговый период представляется не позднее 20 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Теперь рассмотрим расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль закреплённые в учётной политике организации.

Амортизация основных средств начисляется линейным методом. Для целей налогового учета амортизация начисляется по основным средствам, которые стоят более 40 000 рублей. Срок полезного использования основных средств определяется в соответствии с классификатором, который утвержден постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 №1. Конкретный срок использования каждого объекта предприятие определяет самостоятельно. Не нашли отражения в анализируемом приказе такие важные моменты или их отсутствие, обязательно подлежащие раскрытию как:

-перечень объектов основных средств, по которым продлен срок полезного использования.

-порядок определения срока полезного использования основных средств, бывших в употреблении.

-перечень объектов основных средств, по которым установлены повышающие коэффициенты.

-вопросы, связанные с учетом ремонта основных средств.

При принятии амортизируемого объекта к бухгалтерскому учету для использования в предпринимательской деятельности отдел учёта основных средств, капитальных вложений и драгоценных металлов рассчитывает годовые суммы амортизационных отчислений в соответствии с выбранным способом начисления амортизации исходя из установленных срока полезного использования, либо из остаточного ресурса по решению комиссии по амортизационной политике.

Распределение начисленной амортизации в течение отчетного года производится исходя из месячной суммы амортизации.

При сезонном использовании амортизируемых объектов месячные суммы амортизационных отчислений рассчитываются исходя из годовой суммы амортизационных отчислений, длительности срока эксплуатации объекта в течение года в месяцах и утверждаются комиссией по амортизационной политике.

По объектам, ранее находившимся в эксплуатации, комиссия вправе понижать нормативные сроки службы вдвое, но не ниже, чем до трех лет – по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам и двух лет – по другим объектам основных средств.


При начислении амортизации применяется группировка, нормативные сроки службы, сроки полезного использования, способы и методы начисления амортизации основных средств, в соответствии с решениями комиссии по проведению амортизационной политики, оформленными протоколом.

При пересмотре способов и методов начисления амортизации недоамортизированная стоимость объекта распределяется на оставшийся срок его полезного использования либо на остаточный ресурс (в соответствии с применяемыми способами и методами начисления) в порядке, установленном Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов.

Амортизация нематериальных активов для целей налогообложения начисляется линейным способом. Срок полезного использования нематериальных активов в целях налогового учета определяется исходя из времени действия патента или свидетельства. Если срок использования нематериальных активов установить нельзя, тогда он равен 10 годам.

В налоговом учете все общехозяйственные расходы вычитаются из доходов отчетного периода.

Кроме этого отдельно обеспечен учет расходов будущих периодов для целей налогового учета методом параллельного учета.

Учтенные на счете 97 «Расходы будущих периодов» расходы списываются в дебет счетов затрат на производство, счета формирования стоимости запасов и внеоборотных активов, счета 26 «Общехозяйственные расходы», счета 44 «Расходы на продажу», 91 «Прочие доходы и расходы» и др.

Списание расходов будущих периодов производится равномерно по месяцам в течение определенного срока. Сроки списания расходов будущих периодов определяются в соответствии с периодом, к которому эти расходы относятся. В некоторых случаях срок погашения определяется сроком действия договора (право пользования результатом интеллектуальной деятельности по договору, срок выданной лицензии на осуществление какой-либо деятельности и т.п.).

Списание расходов будущих периодов может быть полным при наступлении периода, к которому они относятся (одновременно с признанием доходов), или равномерным, если данные расходы относятся к нескольким периодам. Период определяется при принятии к учету расходов будущих периодов.

Сроки использования программных продуктов устанавливаются Комиссией по определению сроков полезного использования, утвержденной приказом по Обществу (или указаны в договорах на приобретение).

Согласно п. 2 статьи 254 НК РФ стоимость товарно-материальных ценностей, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения, включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку, хранение и иные затраты, связанные с приобретением товарно-материальных ценностей. Отсюда видно, что порядок определения стоимости приобретаемых ТМЦ практически полностью совпадает с порядком, установленным для целей бухгалтерского учета в ПБУ 5/01. Если в организации имеют место расходы, связанные с приобретением нескольких видов ТМЦ, то для налогообложения сумма затрат распределяется пропорционально договорной стоимости. Однако этот важный момент для налогового учета не зафиксирован в учетной политики в целях налогообложения. Стоимость материально-производственных запасов списывается в производство по себестоимости каждой единицы, либо по средней себестоимости для ГСМ, запчастей.


На каждый номенклатурный номер поступивших ТМЦ в кладовую, кладовщик цеха заводит карточку учета ТМЦ (далее карточка учета). В карточке учета указывается дата совершения операции, наименование и номер первичного документа, краткое содержание операции (от кого получено, кому отпущено).

Материальный отчет ведется автоматизированным способом и формируется на основании приходно-расходных операций в подсистеме «Учет ТМЦ» контура бухгалтерского учета и отчетности на базе системы программ 1С: Предприятие 8.0.

Работники бухгалтерии в соответствии с должностными инструкциями, ежемесячно, совместно с материально-ответственными лицами складов, сверяют остатки материалов оборотной ведомости с номенклатурными позициями карточек складского учета, по которым было движение ТМЦ за текущий месяц, что подтверждается подписью бухгалтера.

Приказ об учетной политике ОАО «Евростройресурсы» гласит, что резерв по сомнительным долгам, резерв на гарантийный ремонт, резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет по итогам года не создавать.

Таким образом, принятый на предприятии приказ об учетной политике не охватывает все требуемые для отражения в нем способы и методы ведения налогового учета. В принятой учетной политике в ОАО «Евростройресурсы» не отражены следующие важные моменты:

-не установлены правила нумерации счетов фактур;

-не определены правила установки срока использования для объектов основных средств, бывших в употреблении;

-нет учетной политики для налога на имущество;

-нет учетной политики для налога на доходы физических лиц;

-не отражены способы учета доходов от реализации работ и услуг.

Так как ОАО «Евростройресурсы» занимается строительством, и длительность производственного цикла может занимать не один период, то важно какой способ учета доходов выбран организацией. Тоже самое касается и оказываемых услуг.

Общество вправе на основании решения директора отражать в бухгалтерском учете на конец отчетного периода сумму обесценения инвестиционной недвижимости, равную сумме превышения остаточной стоимости инвестиционной недвижимости над ее возмещаемой стоимостью, при наличии документального подтверждения признаков обесценения инвестиционной недвижимости и возможности достоверного определения суммы обесценения.

Ответственность за определение критериев инвестиционной недвижимости и принятие решений по обесценению инвестиционной недвижимости возлагается на отдел капитального строительства и бюро технического надзора.


Решение о сдаче в аренду (передаче в безвозмездное пользование) имущества и заключение договоров аренды (безвозмездного пользования) имущества принимает генеральный директор Общества или лицо, им уполномоченное.

В целом для целей налогообложения анализируемый документ нельзя назвать совершенным. Часть аспектов ведения учета, определяемая организацией самостоятельно, оказалась не закрепленной.

2.3 Пути совершенствования учетной политики для целей налогообложения в ОАО «Евростройресурсы»

Современные условия осуществления финансово - хозяйственной деятельности предъявляют повышенные требования к качеству бухгалтерской информации, а, следовательно к уровню профессиональных знаний учетных работников. В ОАО «Евростройресурсы» место главного бухгалтера занимает профессиональный, опытный работник. Однако в связи с постоянным совершенствованием учета и усложнением организации бухгалтерского учета, с повышением требований внешних пользователей главному бухгалтеру все сложнее качественно вести бухгалтерский, налоговый и статистический учет, справляться с управленческим учетом и анализом.

На наш взгляд, хотя ОАО «Евростройресурсы» строй» является субъектом предпринимательства, необходимо ввести в штатное расписание должность заместителя бухгалтера и возложить на него функции оформления налоговых регистров и прочих необходимых документов налогового учета. При такой форме организации бухгалтерской работы главный бухгалтер малого предприятия получит возможность больше уделять внимания изучению нормативных документов, что будет способствовать повышению уровня его профессиональной подготовки, контролю качества работы помощника бухгалтерии и формированию достоверной отчетности. Ввиду отсутствия некоторых организационных документов были разработаны:

-график документооборота.

-должностная инструкция главного бухгалтера.

Главным результатом выполненной работы является разработка приказа учетной политики для ОАО «Евростройресурсы» в целях налогообложения на 2018 год .

В данном проекте приказа учетной политики для целей налогообложения отражены практически все необходимые аспекты учетной политики. Он содержит в себе ответ почти на любой вопрос, связанный с деятельностью организации и законодательно подтверждает выбранные способы и методы