Файл: Моделирование товарного ассортимента предприятия и его прогнозная оценка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аналитические расчеты таблицы 3 характеризуют следующие тенденции сложившиеся в 2016 – 2017 годы в хладокомбинате ОАО «Айсберг»:

- прирост товарооборота на 42 33 тыс руб и одновременно незначительное расширение торговой площади на 20 кв м обеспечило повышение отдачи 1 кв м на 17,05 кв м., что является положительным моментом;

- прирост уровня фондовооруженности персонала на 135,5 тыс руб. является фактором, обеспечивающим рост выработки одного сотрудника компании, что положительно влияет на финансовые показатели компании;

- однако сдерживающим фактором для развития компании является уменьшение уровня фондоотдачи на 0,03 руб, что привело к сокращению уровня фондорентабельности на 0,67%, несмотря на увеличение балансовой прибыли в сумме 3 695 тыс руб.

В таблице 4 дадим оценку основным показателям деятельности компании АО «Хладокомбинат «Айсберг» за 2016 – 2017 годы.

Таблица 4 - Основные показатели хозяйственной деятельности предприятия

№ п/п

Показатели

Ед. изм.

фактически за прошлый год

Отчётный год

В % к прошлому году

Фактических ценах

Сопоставимых ценах

Откло­нение (±)

фактическая цена

сопоставимая цена

1.

Товарооборот

Тыс.руб

руб.

912 345

954 678

900 640

+42 333

104,64

98,7

2

Валовой доход (без НДС)

Тыс. руб.

-

-

-

-

-

-

3.

Уровень к товарообороту

%

84

84

84

-

100

100

4.

Издержки обращения

Тыс. руб.

854 324

877 601

827 925

+23 277

102,72

96,9

5.

Уровень издержек обращения

%

93,64

91,93

91,93

-1,71

98,17

98,17

6.

Прибыль от реализации

Тыс. руб.

58 021

77 077

72 715

+19 056

132,84

125,32

7.

В % к товарообороту

%

6,36

8,07

8,07

+1,71

126,88

126,88

8.

Внереализационные доходы

Тыс. руб.

-

-

-

-

-

-

9.

Внереализационные расходы

Тыс. руб.

-

-

-

-

-

-

10.

Балансовая прибыль

Тыс. руб.

67 882

79 806

75 289

+11 924

117,57

110,9

11.

Уровень рентабельности

%

7,44

8,36

8,36

+0,92

112,37

112,37

12.

Налог на прибыль

Тыс. руб.

13 576

15 961

15 058

+2 385

117,57

94,34

13.

Чистая прибыль

Тыс.

руб.

54 306

63 845

60 231

+9 539

117,56

110,9

14.

Уровень прибыли

%

5,95

6,7

6,7

+0,75

112,6

112,6

Индекс цен

1,06

1,12

-

-

-

-


Показатели, приведенные в таблице 4 показывают, что имеет место существенно улучшение финансовых показателей, так как выросла чистая прибыль на 9 539 тыс руб или в относительном выражении на 17,56%, при этом объем продаж увеличился на 4,64% или в денежном выражении на 42 333 тыс руб.

В то же время прирост товарооборота неизбежно привел к увеличению издержек обращения на 2,72% или на 23 277 тыс руб.

Рассмотрим эффективность использования персонала компании ОАО «Айсберг» в таблице 5.

Таблица 5 - Анализ производительности труда работников предприятия

Показатель

Ед. изм.

2016 год

2017 год

Отклонение (±) в сопоставимых ценах

Темп роста

%

Фактических ценах

Сопоставимых ценах

1

2

3

4

5

6 = 5 - 3

7 = 4/3 * 100

Товарооборот

Тыс. руб.

912 345

954 678

900 640

-11 705

104,64

Численность работников, всего

Чел.

115

118

118

+3

102,6

Численность работников прилавка

Чел.

48

50

50

+2

104,17

Товарооборот на 1 работника

Тыс. руб.

7 933,4

8 090,5

7 632,5

-300,9

102

Товарооборот на 1 работника прилавка

Тыс. руб.

19 007,2

19 093,6

18 012,8

+86,4

100,45

Среднемесячная заработная плата на 1 работника

Руб.

26

28

28

+2

107,7

Среднемесячная заработная плата на 1 работника прилавка

Руб.

21

24

24

+3

114,28

Анализ использования персонала компании ОАО «Айсберг», проведенный за 2016 – 2017 годы позволяет сделать следующие выводы:

- имеет место негативная тенденция сокращения производительности труда на 300,9 тыс руб., так как сумма товарооборота сократилась на 11 705 тыс руб в сопоставимых ценах при увеличении численности персонала на 3 человека;

- в то же время среднемесячная заработная плата одного работника хладокомбината выросла на 2 тыс руб., а поскольку выработка сократилась на 300,9 тыс руб., то данное обстоятельство ведет к ухудшению финансовых результатов компании.


2.2 Формирование и сбалансированность товарного ассортимента компании АО «Хладокомбинат «Айсберг»

Для оценки формирования и сбалансированности торгового ассортимента компании ОАО «Айсберг» используем таблицы, приведенные в методическом приложении.

Таблица 6 - Анализ широты товарной номенклатуры

Ассортиментные группы

2016

2017

Отклонение (±)

Сумма ед.

Уд. вес, %

Сумма ед.

Уд. вес, %

По сумме ед.

По уд. весу, %

Кондитерские

893

31,2

908

29,86

+15

-1,34

Мясо, рыба

1 015

35,5

1 124

36,96

+109

+1,46

Молочные

954

33,3

1 009

33,18

+55

-0,12

Обувь

-

-

-

-

-

-

Одежда

-

-

-

-

-

-

Канцелярские товары

-

-

-

-

-

-

Бытовая химия

-

-

-

-

-

-

Бытовая техника

-

-

-

-

-

-

Периодические издания

-

-

-

-

-

-

Итого:

2 862

100

3 041

100

+179

-

Как таблица 6 указывает, в компании ОАО «Айсберг» за 2016 – 2017 годы структура ассортимента претерпела существенные изменения:

- общее количество товарных позиций увеличилось на 179 наименований, при этом самый значительный рост наблюдается в такой товарной группе как «Мясо, рыба», расширение товарного набора составило 109 позиций;

- другим важным направлением ассортимента является молочная продукция, здесь расширение ассортимента составило 55 наименований. Однако реализация данной товарной группы отличается высокой скоростью реализации.


В качестве примера проведем в таблице 7 анализ глубины товарной номенклатуры.

Таблица 7 - Анализ глубины товарной номенклатуры

Ассортиментные группы и отдельные товары

2015 год, единиц

2016 год, единиц

Отклонение,

(±) единиц

I. Мясо, рыба:

1. мясо свежее

2. мясные полуфабрикаты

3. птица

4. рыба

5. колбасные изделия

II. Молочная продукция:

1. мороженое

2. кисломолочные продукты

3. сыры, сметана

1 015

38

76

119

203

579

954

279

291

384

1 124

47

93

218

254

512

1 009

346

315

348

+109

+9

+17

+99

+51

-67

+55

+67

+24

-36

Итого:

1 969

2 133

+164

В таблице 7 показано что основными товарными группами являются «Мясо, рыба» и «Молочные продукты», при этом количество товарных позиций по данному продуктовому набору увеличилось на 164 наименования.

Относительно структуры ассортимента этих товарных групп можно отметить следующее:

- наибольший прирост ожидается по таким видам как птица (на 99 видов), рыба (на 51 вид) и мороженое (на 67 видов), при этом по колбасным изделиям и сырной продукции ассортимент сократился на 67 и 36 названий соответственно.

Для общей оценки эффективности формирования ассортимента составим таблицу 8.

Таблица 8 - Структура товарных запасов

Товарная группа

Товарные запасы по состоянию на

Отклонение (±)

1.01.2015г.

1.01.2016 г.

1.01.2017 г.

2016 к 2015 г.

2017 к 2015 г.

сумма, тыс. руб.

Удельный

вес, %

сумма, тыс. руб.

Удельный вес, %

сумма, тыс. руб.

Удельный вес, %

По сумме

По удель-

ному весу

По сумме

По удель-

ному весу

Кондитерские

3 957

21,78

4 126

22,22

4 782

25,18

+169

+0,44

+656

+2,96

Мясо, рыба

7 317

40,28

7 962

42,88

8 019

42,22

+645

+2,6

+57

-0,66

Молочные

6 893

37,94

6 480

34,9

6 191

32,6

-413

-3,04

-289

-2,3

Обувь

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Одежда

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Канцелярские товары

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Бытовая химия

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Бытовая техника

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Периодические издания

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Итого

18 167

100

18 568

100

18 992

100

+401

-

+424

-


Анализ структуры запасов, проведенный в 2016 – 2017 годы в компании ОАО «Айсберг» показывает, что за период увеличился объем запасов на 825 тыс руб., при этом увеличение осуществляется равномерно, если в 2015-2016 годы стоимость выросла на 401 тыс руб., то в 2016 – 2017 годы запасы увеличились на 424 тыс руб.

В то же время запасы молочной продукции сократились на 702 тыс руб за рассматриваемый период, в 2015 – 2016 годы существенно вырос объем мяса и рыбы на 645 тыс руб., а кондитерские изделия увеличили запасы на 169 тыс руб., в 2016-2017 годы наоборот кондитерская продукция выросла в запасах на 656 тыс руб., а мясо и рыба только на 57 тыс руб.

2.3 Пути дальнейшего совершенствования работы по формированию ассортимента в компании АО «Хладокомбинат «Айсберг»

С целью повышения оптимизации ассортимента руководству компании АО «Хладокомбинат «Айсберг» предлагается внедрение методики АВС-анализа, сущность которой рассмотрена ниже.

Весь хранимый товар можно разделить на три основные части - основной, временный и вынужденный запас.

Очевидно, что формирование каждой из трех составляющих запаса происходит с разной целью и обусловлено разными причинами.

  • основной товарный запас служит для обеспечения текущей отгрузки в соответствии с планом;
  • временный запас создается для получения дополнительных конкурентных преимуществ;
  • вынужденный запас возникает сам по себе в процессе работы любой компании.

Итак, чтобы проанализировать товарный запас, его следует разделить на эти три группы.

Существующий размер товарного запаса - это характеристика того, как эффективно ком­пания умеет работать на определенном рынке, с определенными поставщиками и клиентами. Для того чтобы приблизить свой товарный запас к оптимальному, необходимо научиться выделять самые значимые причины, влияю­щие на текущее состояние товарного запаса компании.

Идея ABC-анализа строится на основе прин­ципа Парето, который формулируется следую­щим образом: «За большинство возможных результатов отвечает относительно небольшое число причин». В настоящее время принцип широко известен как «правило 20 на 80».