Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГА
1.1 Банковский маркетинг: цель, задачи и принципы
1.2. Концепция маркетинга в банковской сфере
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ»
2.1. Организация маркетинга в ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ»
2.2. Продукция ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ»
2.3.Характеристика рынков сбыта
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ» В СФЕРЕ МАРКЕТИНГА
Для реализации указанных выше задач можно предложить реализацию следующих мероприятий:
- реализация кобрендинговой программы с целью повышения лояльности клиентов и расширения объемов реализации кредитных карт;
- применение новых продуктов для кредитования сегмента «молодежь» с целью привлечения новых категорий клиентов;
- создание возможности сократить время принятия решения по кредитным заявкам на суммы до 50 000 рублей до 15 минут;
- создание продукта «Кредитная карта по двум документам» с возможностью принятия решения за 15 минут;
- создание Центра оперативной поддержки продаж с целью снижения временных затрат менеджеров по продаже кредитных продуктов на обработку документов;
В следующем разделе настоящей работы рассмотрим более подробно предложенные мероприятия, а также проведем оценку их эффективности.
В качестве одного из направлений совершенствования маркетинговой деятельности ПАО «Сбербанк Росси» предложено мероприятие по созданию Центра оперативной поддержки продаж (далее в работе ЦОПП). В настоящее время менеджеры по продажам кредитных продуктов осуществляют самостоятельно расчет дохода клиента, ввод заявок клиентов в систему Transact, при необходимости производят корректировки заявки, а также осуществляют контроль за ее рассмотрением в течение 2-х дней. Создание ЦОПП предполагает, что менеджером будут осуществлять только функции по приему документов от клиентов и передачи их в ЦОПП, все остальные функции будут выполняться в ЦОПП.
Осуществление данного мероприятия позволит освободить менеджера от реализации функций, непосредственно не связанных с обслуживанием клиентов, что позволит ему больше времени уделять обслуживанию клиентов и продаже кредитных продуктов Банка.
Рассмотрим данное мероприятие более подробно и проведем оценку эффективности от его внедрения в ПАО «Сбербанк Росси».
Стратегическая цель создания ЦОПП заключается в повышении качества и скорости проведения операций по приему заявок на кредитование.
Оперативные цели осуществления проекта заключаются в следующем:
- повышение качества клиентского обслуживания;
- увеличение скорости обработки кредитной заявки;
- повышение объема реализации кредитных продуктов.
Рассчитаем экономический эффект от реализации данного мероприятия.
Затраты на создание ЦОПП рассчитаем по следующей формуле:
, (1)
где – сумма затрат на открытие дополнительного офиса;
– затраты на оплату труда работников ЦОПП;
– суммы накладных расходов по проекту.
Рассчитаем сумму затрат на открытие дополнительного офиса.
Планируется, что ЦОПП будет располагаться в старом офисе Сбербанка, поэтому отсутствует необходимость в осуществлении затрат, связанных с приобретением помещения или его аренды. Для открытия ЦОПП необходимо оснащение рабочих мест 20 сотрудников необходимой оргтехникой.
Затраты на оборудование рабочих мест (в расчете на 20 сотрудников) составят:
Компьютеры – 23,0 х 20 = 460 тыс. руб.
Принтер – 15,0 х 20 = 300,0 тыс. руб.
Прочая оргтехника и расходные материалы – 150,0 тыс. руб.
Итого затрат на оборудование рабочих мест: 910 тыс. руб.
Сумма затрат на оплату труда работников не будет учитываться при расчете эффективности, так как планируется, что штат ЦОПП будет сформирован из сотрудников ПАО «Сбербанк Росси», переведенных с других должностей с сохранением оклада.
Размер накладных расходов примем в размере 40 % от общей суммы расходов.
Таким образом, совокупные затраты по проекту создания ЦОПП составят З = 910 + 910 х 0,40 = 1274 тыс. руб.
Экономический эффект от создания ЦОПП будем рассчитывать за счет уменьшения времени, затрачиваемого менеджером на обработку кредитной заявки.
Для расчета ожидаемой экономии используем нижеприведенную формулу:
Э ож = С1 – С 2 + ∑Э i (2)
где С1 – величина текущих затрат менеджера на обработку заявки до
создания ЦОПП;
С2 – величина текущих затрат менеджера на обработку заявки
после создания ЦОПП;
ожидаемый дополнительный эффект от различных
факторов, руб.
Рассчитаем сумму текущих затрат менеджера на обработку кредитных заявок до и после создания ЦОПП (табл. 3.1) с учетом следующих условий:
- среднее количество заявок в день - 7;
- среднее время приема заявки до создания ЦОПП – 45 минут, после создания – 5 минут.
Таблица 3.1
Текущие затраты менеджера на обработку кредитных заявок
Наименование показателя |
Формула |
Расчет |
|
До создания ЦОПП |
После создания ЦОПП |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Затраты на |
ЗП 1 = Ос х Т 1 мес Где Ос – оклад менеджера (25 500 руб.) |
ЗП 1 = 25 500 /22 х 20,6 = 23 877 руб |
ЗП 2 = 25 500 / 22 х 1,54 = 1784 руб. |
Затраты на |
Зф = ЗП 1 х 30% |
23877 х 0,30 = 7163,10 руб. |
1784 х 0,30 = 535,2 руб. |
Общая сумма затрат |
С1 = ЗП 1 + Зф |
С1 = 23 877 + 7163,10 = 31 040,1 руб |
С2 = 1784 + 535,2 = 2319,2 руб. |
Сопоставив величину затрат до и после создания ЦОПП получим размер ожидаемой месячной экономии:
Э = 31 040 ,1 – 2319,2 = 28 720,9 руб.
Более того, с созданием ЦОПП у менеджеров по работе с клиентами высвобождается время, которое они могли бы тратить на холодные звонки для продажи кредитных продуктов Банка.
Далее рассчитаем показатели для оценки эффективности инвестиционного проекта по созданию ЦОПП.
Чистый дисконтированный доход (NPV) предлагаемого мероприятия (при разовой инвестиции) рассчитывается по формуле:
, (3)
где P1,P2,….Pn – годовые денежные поступления в течении n-лет;
IC – стартовые инвестиции;
i – ставка дисконтирования.
Стартовые инвестиции включают в себя затраты на оборудование дополнительного офиса ЦОПП, которые были рассчитаны ранее и равны 1274 тыс. руб.
Средний процентный доход в месяц по одному кредиту рассчитывается как произведение средней суммы кредита на процентную ставку и на срок кредита и составляет 108 333,3 руб. (1 000 000 руб.*0,13*1/12 мес.).
Процентный доход в месяц до внедрения программного модуля по всем заключениям составляет 758 333,1 руб. (7 заявок*108 333,3 руб.). После внедрения процентный доход в месяц составит 1 083 333 руб. (10 заключений*108 333,3 руб.).
Доход от внедрения программного модуля определяется как разница между доходом до и после внедрения, то есть 324 999,9 руб. (1 083 333 – 758 333,1). Годовой доход соответственно будет равен 3 899 998,8 руб. (324 999,9 руб. х 12 мес.).
Проект по внедрению ЦОПП рассчитаем на 3 года, ставку дисконтирования примем равной ставке рефинансирования 8,25 %.
Произведем расчет чистого дисконтированного дохода в табл. 2 при условии, что процентный доход будет одинаковым на протяжении всего периода реализации проекта по созданию ЦОПП.
Таблица 3.2
Расчет чистого дисконтированного дохода проекта ЦОПП
Показатель |
Годы реализации проекта |
|||
0 |
1 |
2 |
3 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Чистый денежный поток, руб. |
-1 274 000 |
3 899 998,8 |
3 899 998,8 |
|
Коэффициент дисконтирования |
1 |
0,9237 |
0,8533 |
0,7283 |
Дисконтированный денежный поток, руб. |
-1 274 000 |
3 602 428 |
3 327 868 |
2 840 368 |
Кумулятивная сумма, руб. |
-1 274 000 |
2 328 428 |
5 656 296 |
8 496 664 |
Таким образом, показатель NPV >0, что характеризует рассматриваемый проект как прибыльный и целесообразный к реализации. Далее рассчитаем еще один показатель, характеризующий эффективность инвестиционного проекта - индекс рентабельности инвестиций (PI) по формуле:
, (4)
Используя данные табл. 3.1, данный показатель рассчитывается следующим образом:
PI = 8 896 664/ 1274 000 = 6,98
Так как значение данного показателя больше 1, то проект целесообразно принять. Данный показатель характеризует уровень доходов на единицу затрат. Чем больше значение данного показателя, тем выше отдача каждого рубля, инвестированного в данный проект.
Дисконтированный срок окупаемости, то есть ожидаемое число лет, в течение которого окупятся инвестиционные затраты (DPP), рассчитывается по формуле:
, (5)
где nok - порядковый номер года, в котором проект окупится;
KСnок-1 - кумулятивная сумма в год, предшествующий году, в котором проект окупится;
PVnok- текущая стоимость дохода в году, в котором окупится проект.
Согласно данным табл. 3.1 дисконтированный срок окупаемости составит:
DPP = (1-1) – (-1274 000) / 2 328 428 = 0, 54 года
Проект по созданию ЦОПП окупится менее, чем за год.
Расчет внутренней нормы рентабельности (IRR) производится с помощью программы «Microsoft Excel» на основании чистого денежного потока и первоначальных инвестиций. Согласно этим расчетам, внутренняя норма рентабельности составит 63,78 %. Проверим правильность этого значения, рассчитав NPV для ставок дисконтирования 63 и 64% на основании табл. 3.3.
Таблица 3.3
Расчет внутренней нормы доходности
Порядковый номер года |
Денежный поток |
Расчет при r = 63% |
Расчет при r = 64% |
||
Кпр |
PV |
Кпр |
PV |
||
0 |
-1274 000 |
1 |
-1274 000 |
1 |
-1274 000 |
1 |
3 899 988 |
0,37 |
1 442 299,5 |
0,36 |
1 403 995 |
2 |
3 899 988 |
0,1369 |
5 33908 |
0,1332 |
519478 |
3 |
3 899 988 |
0,0506 |
1973339 |
0,0466 |
181739 |
NPV |
- |
899 546,3 |
831212 |
Подставив числовые значения в формулу, получим:
= 63,13 %.
Произведенные расчеты подтверждают полученное значение внутренней нормы доходности с использованием программных средств. Таким образом, ожидаемая доходность проекта составит 63,13%, и, следовательно, максимально допустимый относительный уровень расходов, которые могут быть ассоциированы с данным проектом, не должен превышать этого значения.
Сведем рассчитанные показатели эффективности рассматриваемого проекта в таблице 3.4.
Таблица 3.4
Показатели эффективности проекта
Наименование показателя |
Формула расчета |
Расчет показателя |
Значение |
Чистый дисконтированный доход |
-1274000 + 3899988/(1+0,08) 1 + 3899988 / (1+0,08) 2 + 3899988 / (1+0,08) 3 |
8 547 295 |
|
Индекс рентабельности инвестиций |
PI = 8 896 664/ 1274 000 |
6,98 |
|
Дисконтированный срок окупаемости |
(1-1) – (-1274 000) / 2 328 428 |
0,54 |
|
Внутренняя норма доходности |
63,13 |
Произведенный расчет экономической эффективности предлагаемого мероприятия по совершенствованию оценки кредитоспособности юридических лиц удовлетворяет критериям оценки эффективности инвестиционных проектов, поэтому его внедрение является целесообразным для банка.
Таким образом, на основании проведенных расчетов можно сделать вывод о том, что инвестиции в проект по созданию ЦОПП будут оправданы, а, внедрение данного подразделения будет целесообразным для ПАО «Сбербанк России».
Таким образом, на основании проведенных расчетов можно сделать вывод о том, что инвестиции в проект по созданию ЦОПП будут оправданы, а, внедрение данного подразделения будет целесообразным для ПАО «Сбербанк России».
Заключение
Основными направления деятельности ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ» являются:
-корпоративный бизнес;
- розничный бизнес.
2016 год был завершен ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ» с положительным финансовым результатом и высокими показателями, характеризующими его финансовую устойчивость.