Файл: Рыночное и государственное регулирование кредитных отношений.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Рыночное и государственное регулирование кредитных отношений
1. 1 История развития кредитного регулирования
1. 2 Кредитные отношения на современном этапе
2. Кредитная политика и ее формы
2. 1 Сущность, формы, основные инструменты кредитной политики
2. 2 Кредитная политика осуществляемая в России
Сфера управления государственным долгом на мировой арене — структурный и составной менеджмент долга страны (debt management) при постоянном объеме общей задолженности[4]. К объектам регулирования debt management относят:
- структура дат и сроков обращения долговых обязательств, внося изменения в которую, страна может частично, а иногда и полностью, реструктуризировать свои долги;
- структура кредитных обязательств по привлечению в ней нерезидентов и резидентов, соотношения рыночных и нерыночных займов, которые участвуют в определенной категории кредиторов;
- размер общего государственного долга.
Контроль и регулирование размера внутренней и внешней задолженности страны, а также удержание долга на приемлемом для государства уровне — главный момент в управлении долгом страны. Обычно это выражается в ограничениях (Приложение № 1), согласно которым общий государственный долг не должен превышать 60% ВВП, при текущем дефиците государственного бюджета не более 3% ВВП.
В Российской Федерации деятельность по займам властями всех уровней регулируется рядом законодательных ограничений. Максимальные размеры внутреннего и внешнего долга определяются ежегодно решениями и подзаконными актами о бюджетах на всех уровнях управления.
Кроме того, управление государственным долгом может быть стратегическим и оперативным.
Вопросы по стратегическому развитию долга государства находятся под контролем Президента и Федерального Собрания, Правительства и муниципальных образований, законодательных и исполнительных органов власти Российской Федерации.
Правительство и Министерство финансов, Центральный банк, Внешэкономбанк и Сбербанк, а также агенты Министерства финансов РФ отвечают за оперативное управление долгом страны. Именно данные органы занимаются условиями выпуска различных займов, обращением долговых обязательств, порядком эмиссии и другими кредитными обязательствами, а так же осуществляют оперативное управление государственным долгом.
Этими же вопросами, в рамках действующего федерального законодательства и своей компетенции, занимаются региональные законодательные и исполнительные органы власти, а так же муниципальных образований.
Принципы управления государственным долгом:
- безусловность — безусловное выполнение страной всех взятых на себя обязательств перед инвесторами и кредиторами, по заключенным договорам заимствования денежных средств;
- единство — учет всех обязательств, которые государство эмитировало как суверен, а также кредиты субъектов и муниципальных образований Российской Федерации;
- снижения рисков — займы размещаются и погашаются так, чтобы снизить спекулятивные тенденции и влияние конъюнктуры рынка ценных бумаг на обязательства страны;
- оптимальности состава долговых обязательств по датам погашения и обращения;
- сохранения финансовой независимости — контроль за структурой займов и долговых обязательств между инвесторами - резидентами и нерезидентами;
- прозрачности — открытый выпуск займов, предоставление доступа международных рейтинговых агентств к полной информации об финансово - экономическом положении в государстве для обеспечения высокого кредитного рейтинга и репутации страны - заёмщика.
Один из самых распространенных мировых методов по управлению долгом страны - рефинансирование, то есть погашение части государственного долга путем размещения новых займов.
При финансовом кризисе возникает необходимость в реструктуризации долга. Согласно статье 105 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017), реструктуризация долга – это договор о прекращении действующих долговых обязательств, которые входят в состав государственного или муниципального долгов. Прекращение обязательств, происходит с заменой их на иные долговые обязательства, которые могут погашаться и обслуживаться на других условиях. Процесс реструктуризации долга предусматривает возможность списания части долговых обязательств.
Конверсия - это изменение размера доходности займа; чаше всего государство снижает размер уплачиваемых процентов по займам, уменьшая тем самым расходы государственного бюджета, но управлению государственным долгом.
Консолидация - изменение сроков действия ранее выпущенных займов, т.е. решение о переносе даты выплаты на более поздний срок. Возможно и обратное решение — досрочное погашение. Обычно вместе с консолидацией проводится унификация государственных займов.
Унификация - обмен нескольких ранее выпущенных займов на один новый.
Отсрочка погашения займа позволяет не только сдвинуть сроки погашения долга, но и прекратить оплату процентов по нему. Это главное отличие займа от консолидации.
Аннулирование государственного внутреннего долга — полный отказ государства от долговых обязательств (является крайней мерой).
Принятие перечисленных возможных решений государства нарушает главный принцип управления государственным долгом — принцип безусловности. Поэтому их использование требует глубокой предварительной проработки, анализа всех возможных экономических и политических последствий.
2. Кредитная политика и ее формы
2. 1 Сущность, формы, основные инструменты кредитной политики
Основополагающей целью кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. Следует выделить следующие цели кредитной политики:
1) первичные;
2) тактические;
3) промежуточные цели.
На рисунке 3 показаны основные преимущества в кредитовании каждой страны – участника международных отношений.
Рисунок 3 – Оценка объемов кредитования
В системе валютного регулирования особое место занимает валютная политика, которая представляет особой комплекс мер, осуществляемых той или иной страной в сфере международных экономических отношений в соответствии с целями на том или ином историческом этапе развития[5]. Она может быть представлена в двух видах в зависимости от текущих либо долгосрочных целей, т.е. структурной и текущей.
Главной целью денежно-кредитной политики большинства центральных банков мира является поддержание устойчиво низкой инфляции. Обеспечивая низкую инфляцию, они способствуют созданию условий для экономического роста, снижения безработицы, повышения уровня жизни населения. Как показали исследования, проводившиеся в различных странах мира, высокие темпы инфляции (выражающиеся двузначными цифрами) сопровождаются низкими темпами роста экономики или экономическим спадом. В государствах Восточной Европы рост экономики возобновлялся после того, как удавалось снизить темпы роста цен, которые в начале процесса перехода к рыночной экономике достигали высоких значений. Таким образом, влияя на инфляцию, центральные банки вносят заметный вклад в создание условий для решения социально-экономических проблем.
Объектами кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке. Субъектами кредитной политики выступают прежде всего центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки.
Денежно-кредитная политика осуществляется путем стимулирования кредита и денежной эмиссии либо их ограничением и сдерживанием.
Стимулирующая денежно-кредитная политика означает увеличение денежного предложения в целях оживления экономической активности в стране[6]. Она проводится в условиях падения производства и увеличения безработицы путем расширения сферы кредитования и снижения нормы процента для оживления конъюнктуры рынка.
В каждом государстве функционирует центральный банк – орган государственного денежно-кредитного регулирования экономики, наделенный правом монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения, контроля за деятельностью кредитных учреждений, осуществления функций «банка банков», хранения официальных золото-валютных резервов. Для осуществления своих функций центральные банки используют широкий диапазон экономических инструментов, с помощью которых и осуществляется денежно-кредитная политика.
В мире существует около десятка режимов валютных курсов. Многие государства в ходе проводимых экономических реформ использовали и такую форму валютной политики, как двойной валютный рынок. Данная форма обусловливает необходимость деления валютного рынка на две части: официальный валютный курс используется при коммерческих операциях, а рыночный - при финансовых операциях[7]. Круг применения данной политики все более сужался переходом к плавающим валютным курсам. Одними из традиционных методов политики были девальвация - процесс снижения курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам - и ревальвация - процесс повышения курса национальной валюты.
Страна не способна противостоять определенным экономическим шокам в результате потери экспортных рынков и недостаточности валютных резервов для поддержки фиксируемого курса. Как правило, эти явления сопровождаются резким снижением внутренних цен, которые предопределяют спад производства и рост армии безработных.
2. 2 Кредитная политика осуществляемая в России
Процесс управления долгом страны предусматривает решение некоторых задач:
- стоимость долга для каждого заемщика должна быть минимальна;
- заемные обязательства страны не должны переполнять рынок и вызывать колебания курса займов;
- эффективное и контролируемое использование всех полученных кредитов;
- своевременное возвращение всех кредитных обязательств;
- решение задач финансовой политики, с максимальным эффектом.
Государственный долг характеризуется особым управлением, которое осуществляет Министерство финансов и Центральный банк РФ. Погашение долгов страны может быть осуществлено из золотовалютных резервов, бюджета страны или с помощью новых займов[8].
Методы управления, влияющие на срок погашения долга и характер решаемых задач, бывают бюджетно - экспортные или финансово - технические. Рыночные и нерыночные методы характеризуют условия и механизмы реализации кредитов.
Бюджетно - экспортный метод относится к долгосрочным и связан с такими показателями страны, как торговый баланс, рост ВВП, увеличение государственного бюджета.
Финансово - технический метод относится к краткосрочным, и связан с корректировкой условий и правил заимствования, с сокращением суммы долга страны, с краткосрочными изменениями структуры денежных платежей. К рассматриваемому методу можно отнести - аннулирование займов, консолидацию, отсрочку погашения займов, конверсию, реструктуризацию, унификацию, рефинансирование и так далее.
Нерыночные методы недопустимы при рыночных условиях, так как допускают изменения займов без соглашения сторон, нарушая права инвесторов. Данный метод управления представлен конверсией, консолидацией и унификацией[9].
Консолидация предусматривает изменения займов, связанных с условиями их обращения по срокам.
Методы конверсии и консолидации долга сочетаются с унификацией займов, которая объединяла несколько ранее выданных займов в одном общей займ. При этом новые облигации свободно обменивались на ранее выданные, унифицированные, но показатели дохода и сроки погашения корректировались в выгодную для государства сторону.
Современные экономические условия вызвали ряд проблем у стран с погашением внешней задолженности и способствовали появлению новых приемов погашения долгов перед государствами - кредиторами. Данные приемы объединяет понятие конверсии внешней задолженности. Конверсия, в рассматриваемом случае, предполагает использования всех имеющихся у государства механизмов, для обеспечения замещение внешней задолженности другими видами обязательств, которые будут не столь обременительны для финансово – экономического положения страны - должника. Россия сегодня использует данный метод с целью погашения внешних долгов товарными поставками. Данная методика применялась при погашении долга Словакии, в размере 1,8 млрд. долл.; Венгрии - 480 млн. долл.; Польше – 20 млн. долл.; Республике Корея - 170 млн. долл. и Болгарии - 100 млн. долл. Состояния долговых обязательств на сегодняшний день приведены в Приложении № 2.