Файл: Рыночное и государственное регулирование кредитных отношений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Россией, с использованием механизма Парижского клуба, были списаны безнадежные долги, одним из самых беднейших стран в мире, в размере 800 млн. руб.

Сегодня, в соответствии со статьей 98 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017), все изменение и корректировки порядка погашения, сроков обращения и процентов по выпущенным государственном займов, запрещены.

Рыночная экономика выполняет реструктуризацию долговых займов только на основе применения механизмов финансового рынка. В нашей стране государственные долги характеризуются краткосрочностью и высокой стоимостью, поэтому государство постоянно занимается увеличением сроков оплаты и уменьшением доходной части заимствований. Это может быть достигнуто путем реструктуризации займа. В соответствии со статьей 105 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017), реструктуризация предполагает погашение долга одновременно с получением нового займа, на его погашение, с учетом применения новых условий обслуживания займа и даты его погашения. Реструктуризация включает в себя списание или выкуп долга, а также его секьюритизацию[10].

В таблице 1 показаны среднесрочные ориентиры денежной политики. Учитывая высокую волатильность внешнеэкономических факторов, Центральный банк разрабатывает несколько возможных вариантов денежной программы в зависимости от динамики цен на нефть.

Таблица 1 - Прогноз показателей денежной программы на 2014-2017 гг. (на начало года, млрд руб.; прирост за год, %)

Показатели

2014

2015

2016

2017

Денежная база (узкая)

8583

9130

9788

10 500

Наличные деньги в обращении (вне Банка России)

8220

8719

9318

9963

Обязательные резервы

364

411

470

537

Денежная масса, %

12-14

11-13

12-14

12-15

Справочно. Кредит экономике, %

15-18

12-16

12-15

13-16

Разрабатывая оптимальные пути погашения внешних долговых обязательств России сегодня, чаще всего используют технические методы - реструктуризацию задолженности, конверсию части долга в имущественные активы, расположенные на территории РФ. Просчитываются и менее популярные методы, от выплаты отступного до переоформления кредиторской задолженности в дебиторскую, а так же оплаты долга в рублях.


Суммы государственного долга и сроки его погашения зафиксированы в генеральном соглашении, которое подписывается Правительствами двух стран.

К примеру, согласно заключенного в 1997 г. соглашения с Лондонским клубом кредиторов, под реструктуризацию попадают 32 млрд. долл., которые будут погашаться в течение последующих 25 лет, при льготном периоде в 7 лет.

Кризис 1998 г. вынудил Российскую Федерацию начать новый этап переговоров со своими кредиторами, суть которых сводилась к списанию части долга Советского Союза и о реструктуризации внешнего долга современной России. Лондонский клуб в 2000 г. сократил долг России до 21, 3 млрд. долл. , первоначально был 32,6 млрд. долл., оставшийся долг был переоформлен в еврооблигации, которые должны быть погашены на протяжении 30 лет с процентной ставкой 2,25 - 7,5% годовых.

Главный прием для получения денежных средств, необходимых для погашения долга, служит рефинансирование  задолженности. Данный прием погашает накопленные долги путем предоставления новых займов. Строится график выпуска новых займов, с датами сроков погашения, увязанными с необходимостью выплат по предыдущим займам.

Межбанковский рынок кредитов регулируется государственным кредитом. Если рефинансирование задолженности невозможно, то на погашения долга направляют все имеющиеся доходные поступления в бюджет.

Аннулирование государственного долга – это мера, согласно которой страна отказывается от своих обязательств по предоставленным займам. Аннулирование может быть вызвано двумя основными причинами – государство признано банкротом, в связи со своей финансовой несостоятельностью, а так же после прихода к власти политических сил и партий, которые не признают финансовые обязательства предыдущей власти, в силу различных причин и обстоятельств.

Рыночная экономика, и страны, которые работают в ее условиях, не прибегают к ранее описанным приемам регулирования государственного долга, так как это ведёт к потери репутации страны, как надежного и добросовестного заемщика, которому могут доверять кредиторы и инвесторы.

В период с 1998 г. по 2000 г. задолженность страны функционировала под новационным знаком в сфере государственных ценных бумаг.

Новация была связанна с финансово – экономическим кризисом в РФ и кризисом долговых обязательств. Исходя из этого и принято постановление Правительства РФ от 17.08.1998 г. № 980 «Об организации работы по погашению отдельных видов государственных ценных бумаг». Общий государственный долг в данный период составлял 265,3 млрд. рублей, он был «заморожен» и в дальнейшем должен был быть реструктуризирован.


В дальнейшем, для проведения эффективной и конкурентоспособной государственной политики в сфере долговых обязательств, будет создана единая система управления государственным долгом Российской Федерации.

2. 3 Кредитная политика других государств

Сегодня еврорынок ссудного капитала имеет в своем распоряжении сеть филиалов, которые располагаются на всех часовых поясах, и в которых 24 часа в сутки можно инвестировать имеющиеся средства либо получить кредит требуемого размера и на необходимый срок. Сюда входят национальные эмиссионные и транснациональные банки европейских стран, министерства финансов, а так же международные валютно - кредитные компании.

Спрос и предложение на ссудный капитал, и проценты регулируются рядом экономических, политических, финансовых, психологических факторов, которые взаимодействуют между собой. При этом степень их влияния на фактор спроса или предложения меняется постоянно и зависит от конкретной ситуации. Но основой остается экономическое положение субъекта и нахождение его в определенной фазе экономического цикла.

К основным политическим и государственным факторам, на которые стараются повлиять все правительства в мире, относятся, уровень ссудных процентов, курсовые разницы национальных валют, показатели бюджетных дефицитов. Надо понимать, что дисконтная политика и валютно-финансовая, тесно связаны и переплетены между собой, поэтому работают комплексно. Исходя из этого, они не разделяются в Западных странах и носят общее название – смешанная политика. Данная сфера позволяет правительствам США и членов «Группы 7 / 8» выполнять роль локомотивов. В то же время, активному воздействию подвергаются и направления смешанной политики, а так же ее отдельные части, со стороны межправительственных институтов, например Организации экономического сотрудничества и развития, Банка международных расчетов, МВФ и Группы Всемирного банка[11].

Ссудный капитал занимает важное место в процессах развития мирового и государственного хозяйств, в регулировании денежных потоков и валютных механизмов, поэтому именно этим и объясняется динамика внешних и внутренних потоков финансов, а так же уровень процентных ставок. Именно состояние учетных ставок взято за основу двух современных направлений в западной экономической науке. Главная роль в теории занятости, денежных средств и процента Кейнса отдана процентным ставкам и капиталонакоплению[12].


Двадцать первый век начался с экономической и финансовой депрессий, которые переросли в мировой финансово – экономический кризис, что повлекло и снижение ставок ссудного процента. Все последующие жесткие меры, были попытками стабилизировать рынок и минимизировать проблемы в кредитной сфере экономики. К примеру, кризис способствовал созданию отдельных финансово – экономических фондов, которые служили для поддержания работы банковских организаций, при этом была разработана и новая методика, которая стела применятся на международном уровне, для оценивания платежеспособности и кредитоспособности частных банков.

Принципы и методы регулирования государственных кредитных отношений на мировом рынке весьма различны у каждой страны, но при этом есть и общие составляющие при решении различных проблем. Одна из главных форм регулирования государством кредитных взаимоотношений – это регламентация главных показателей мировой деятельности финансовых организаций, в которые входит ограничения операций по работе за рубежом, минимизация негативных последствий после кризисных явлений в стране и заграницей, ограничения и контроль за участием национальных банковских организаций в мировых банковских консорциумах. Одной из необычных форм государственного контроля выступают «джентльменские соглашения», которые негласно заключены между фискальными органами надзора и филиалами банков заграницей[13].

В данной сфере главным органом по надзору и контролю, а также регулированию всей национальной банковской сферы в области кредитных взаимоотношений на мировом рынке, выступает центральный банк. Сфера деятельности центрального банка, связанная с регулированием кредитных отношений, в том числе международных, называется пруденциальным управлением. Для регулирования кредитных отношений центральный банк использует лицензирование международной банковской деятельности, обязательные нормативы, систему страхования вкладов, анализ отчетности, ревизии и проверки деятельности кредитных институтов, действующих в международной сфере. Центральный банк призван поддерживать стабильность банковской системы, защищать интересы вкладчиков и кредиторов, не вмешиваясь при этом в оперативную деятельность кредитных организаций.

Государство является активным участником международных кредитно-финансовых отношений, выступая в роли кредитора, донора, гаранта и заемщика. Государственные гарантии по краткосрочным экспортным кредитам в виде акцептно-авальных операций превращают тратты экспортеров в первоклассное платежное средство.


Государство, освобождая экспортеров от уплаты косвенных и некоторых прямых налогов, способствует снижению цен вывозимых товаров, повышая их конкурентоспособность. В соответствии с международной практикой товары, пересекающие границу, могут освобождаться от косвенных налогов. Хотя ГАТТ, преобразованное в 1995 г. в ВТО, запрещает субсидирование экспорта, государство активно воздействует на размеры и условия экспортных кредитов, особенно средне- и долгосрочных. За счет госбюджета частным фирмам и банкам предоставляются льготные экспортные кредиты из низкого процента. Государство удлиняет срок кредитования экспортеров, облегчает и упрощает процедуру получения кредитов.

Для создания привлекательных условий экспансии монополий, действующих на внешних рынках, были образованы государственные внешнеторговые банки или экспортно-импортные банки с частичным государственным участием, задача которых выполнять кредитование и страхование всех внешнеэкономических операций, осуществляется гарантия и на экспортные кредиты, предоставляемые частными банками. Внешнеторговые банки не должны конкурировать с частным капиталом, их задача дополнить его и создать привлекательные условия для экспорта.

В Российской Федерации данные функции осуществляет Банки внешней торговли и внешнеэкономической деятельности, которые занимаются обслуживанием внешнего долга.

Мировая экономика проходит этап глобализации, что не может не повлиять на регулирование и стимулирование международных кредитных взаимоотношений. Но государство старается достичь ниже перечисленных целей:

• согласованная кредитная политики для развивающихся государств и других заемщиков;

• скоординированные условия всех экспортных займов и гарантий по ним;

• подконтрольное мировое движение ссудного капитала для контроля платежного баланса страны, валютного курса и действующих рынков ссудного капитала;

• возможность совместного преодоления мировых финансовых и валютных кризисов;

• регламентируемая деятельность большинства мировых и региональных финансовых и кредитных компаний.

Одной из важнейших форм межгосударственного контроля мирового кредита является совещания в "верхах" - G 7/8, на мировом уровне, где делаются шаги по выработке совместных планов и мероприятий по существующим проблемам. Встречи в Давосе часто проходят под эгидой решения вопросов экспортного кредитования, проблем передачи новейших технологий и так далее[14].