Файл: Рыночное и государственное регулирование кредитных отношений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что сегодня невозможно представить свою жизнь без банковской системы и предоставляемых банками валютных услуг. Для каждого предприятия важна денежная и кредитная поддержка финансового учреждения, его надежность и ликвидность. Для любого клиента важен большой выбор депозитов, как в национальной, так и в иностранной валюте, свободное открытие счетов и пластиковых карт, получение и выписка банковских векселей, акций, чеков. Оперативное вмешательство государства в валютную политику способствует развитию экономики страны, преодолению финансового кризиса и развитию тактических и стратегических планов в сфере кредитных отношений.

Основным внешним долгом Российской Федерации являются все суммы основных долгов по государственным кредитам, как денежным, так и по суммарным долгам по ценным бумагам, на которые государством были выданы гарантии.

Не все долговые обязательства признаются государственным долгом Российской Федерации, а лишь те, которые можно отнести к объектам правоотношений по кредиту страны.

Цель данной работы – рассмотреть все возможные аспекты кредитного рынка и возможности его регулирования, а также оценка опыта различных стран и возможность его применения в условиях нашего государства.

Выше сформированная цель предполагает решить следующие задачи – анализ действующих в стране валютных отношений и валютных курсов, а также оценить рабочие валютные системы. Провести обзор эффективности применяемых мер, которые позволяют регулировать динамику валютного курса национальной валюты, изучить возможность модернизации и реформирования кредитных отношений.

Объект исследования – регулировка международных отношений и валютного курса.

Предметом исследования являются экономические, в том числе валютные отношения, отражающие применяемые в России методы регулирования валютного курса.

Методы исследования – изучение и анализ научной литературы; моделирование, сравнение и анализ; факторный анализа и обобщение полученной информации.

Информационной базой курсовой работы является Федеральное законодательство в сфере валютного регулирования и кредитных отношений в России и за ее пределами, специальная и учебная литература, данные сайтов Интернет.

Структура курсовой работы состоит из введения, основной части из двух глав, заключения и списка использованной литературы.


1. Рыночное и государственное регулирование кредитных отношений

1. 1 История развития кредитного регулирования

Международные кредитные отношения являются объектом рыночного регулирования, а также государственного контроля в сфере либерализации условий и их протекционизма. В каждой стране процесс регулирование идет по собственным колеям, в тоже время каждое государство опирается на схожие для каждого формы и методы контроля, поэтому все они имеют одинаковые корни в теоретических понятиях и практических формах.

Каждое государство может являться кредитором для других стран, быть гарантом, донором и заемщиком, то есть быть активным звеном в международных финансовых и кредитных отношениях. Аккумулируя часть прибыли, государство имеет возможность предоставлять помощь соседним странам, оформлять им субсидии, а также кредиты, которые могут быть как государственными, так и с участием частного капитала. Выше описанное кредитование, которое включала как частные капиталы, так и государственный, было характерно для Соединенных Штатов Америки, действующих до 60 – х годов ХХ столетия[1]. На сегодняшний день для всех государств характерна выдача кредитов для развивающихся государств, которые могут выглядеть и субсидиями. Все государственные гарантии, которые даны по краткосрочным экспортным кредитам, могут быть первоклассным платежным элементом, являясь акцептованными операциями страны.

При этом ГАТТ, который претерпел изменения в 1995 г. и стал называться ВТО, установил запрет на субсидии экспорта, так как каждая страна кредитор имеет право влиять на условия и сумму кредита, это имеет особенно важное значение при долгосрочных кредитах. Каждая страна стремится предоставить кредит с низкими процентами для всех фирм и организаций, которые готовы вкладывать свои деньги в развитие бизнеса в другой стране.

Для поощрения национального экспорта созданы государственные или полугосударственные экспортно-импортные банки, которые осуществляют кредитование и страхование внешнеэкономических операций, гарантируют экспортные кредиты частных банков. Цель создания этих специализированных банков — обеспечить доступ экспортерам к кредиту, который является средством конкуренции наряду с ценой, качеством и услугами.


До второй мировой войны Экспортно-импортный банк (ЭИБ) не играл существенной роли. После войны его полномочия были расширены. В 1945 г. ему было предоставлено право совершать банковские операции: кредитные, гарантийные с целью стимулирования экспорта американских товаров и услуг. ЭИБ США является государственным банком. Совет директоров банка включает президента, первого вице-президента и трех директоров, назначаемых президентом США с согласия Сената. ЭИБ предоставляет покупателям американских товаров кредиты на длительный срок. Предоставление кредита обусловлено, как правило, обязательной закупкой товаров в США. Установлен лимит акционерного капитала ЭИБ и заимствований у Министерства финансов под обязательства банка. В результате важных изменений, внесенных в 1987 г., ЭИБ США предлагает только одну программу предоставления кредитов и одну программу гарантий по средним долгосрочным экспортным сделкам[2]. Обе программы обеспечивают 85% кредитования экспортных сделок. ЭИБ предоставляет кредиты по минимальным ставкам, допускаемым ОЭСР.

С 70х гг. произошли изменения в структуре операций ЭИБ по линии переориентации их с кредитных на гарантийные и страховые, которые достигли 3/4 числа годовых сделок банка. Это обусловлено увеличением частных экспортных кредитов и возросшим риском в международных кредитных отношениях.

На рисунке 1 показаны виды международного финансирования и международных кредитных отношений, которые наиболее распространены сегодня в мировой практике.

Рисунок 1 – Виды международного финансирования и международных кредитных отношений

Французский банк для внешней торговли (создан в 1919 г.) предоставляет льготные долгосрочные кредиты, краткосрочные кредиты на рыночных условиях, гарантии по экспортным кредитам, получаемым экспортерами в банках, по векселям. В Великобритании кредитование и финансирование внешней торговли осуществляются коммерческими банками при поддержке Департамента гарантий экспортных кредитов (ДГЭК). Экспортно-импортный банк Японии (создан в 1950 г.) кредитует главным образом экспорт оборудования, а также технических услуг. Деятельность экспортно-импортных банков тесно связана с операциями институтов по страхованию экспортных кредитов и зарубежных инвестиций.
В России аналогичные функции выполняют Внешторгбанк, отчасти Внешэкономбанк, специализирующийся ныне на обслуживании государственного внешнего долга, управлении активами бывшего СССР, Экспортно-импортный банк.


Сегодня на мировом кредитном рынке наблюдаются тенденции по либерализации существующих кредитных взаимоотношений, развиваются новые формы регулировки мировых кредитных взаимоотношений, которые взаимодействуют на принципах рынка, конкурентной борьбы за привлекательные условия получения или предоставления международных займов и кредитов. Регулирование кредитных взаимоотношений между странами, связано с проводимой государством политикой в сфере экономики и финансов. Сегодня выделены следующие цели и соотношения в регулировании: максимально увеличить предложения иностранных кредитов и займов, изменить действующую учетную ставку, увеличить количество иностранных инвестиций в страну, что позволит достичь экономического роста в государстве.

Ссудные денежные средства и процент по ним, играют важнейшую роль в процессе воспроизводства, а именно в накоплении, внедрении новейших технологий, важны они и в процессе обмена, который позволяет финансировать внешнеэкономическую деятельность и торговлю внутри страны. Нельзя не учитывать роль данных показателей и в государственном регулировании, особенно в мерах по стабилизации курса валют, бюджетного дефицита, мерах по стимулированию активности предприятий. После второй мировой войны связи между государствами росли в гигантской прогрессии, образуя взаимодействия на уровне внешних и внутренних рынков, росла и роль ссудного капитала, а так же уровня ставок по процентам. Данные процессы и привели к образованию еврорынка ссудных капиталов в 1960 году, оборот по которому в период с даты образования по 2011 год вырос с 10 млрд. долл. до, примерно, 75 трлн. долл.

1. 2 Кредитные отношения на современном этапе

Государственный долг является одним из многих финансовых инструментов, но при этом остается и объектом управления. Работая финансовым инструментом, государственный долг предоставляет исполнительной и представительной власти возможность регулировать экономические процессы, к которым относятся занятость населения, денежное обращение, сбережения, финансовый и инвестиционный рынки, производство и так далее[3].

На рисунке 2 показана общая система управления государственным долгом.

Рисунок 2 - Система управления государственным долгом


Сам процесс управления обязан решить ряд задач:

- удержать размер внутреннего и внешнего долга страны на том уровне, который позволит обеспечить экономическую и политическую безопасность государства, все исполнительные органы власти должны выполнять принятые на себя долговые обязательства, при этом, не нанося большого ущерба финансированию социальных программ развития;

- минимизировать стоимость долга, удлиняя сроки заимствования, а так же уменьшая доходность ценных бумаг страны, с помощью перехода на другие рынки и перенося внимание на другие инвесторские группы;

- сохранить репутацию страны, как первоклассного заемщика, выполняя все договорные обязательства перед инвесторами;

- поддержать стабильность рынка государственного долга, его предсказуемость;

- достичь целевого и эффективного использования всех заимствованных денежных средств, займов и предоставленных кредитов;

- обеспечить возврат всех полученных государственных кредитов, а также погашения процентов по ним;

- диверсифицировать государственные долги по их доходности, срокам заимствования, формам уплаты дохода и также другим параметрам, которые удовлетворяли бы различные потребности инвесторов;

- координировать работу всех ветвей и уровней органов власти на рынке долговых обязательств страны.

Управление государственным долгом может быть определено в широком и узком смысле.

Широкий смысл управления подразумевает прерогативу законодательных органов власти и выражается в формировании политики по отношению к государственному долгу; установлении границ задолженности страны; определении главных направлений и основ воздействия на микро- и макроэкономические данные; определении возможности и целесообразности за счет государственного долга финансировать общегосударственные программы и так далее.

Управление государственным долгом в узком смысле подразумевает группу мероприятий, которые связанны с выпуском, обслуживанием, размещением и погашением долговых обязательств, а также регулирования рынка ценных бумаг государства.

Сам процесс управления долгом страны включает такие элементы и функции:

- планирование кредитов и займов, путем изучения порядка, условий размещения и выпуска долговых обязательств страны;

- обслуживание государственного долга с помощью операций по распределению займов, рефинансированию долга, оплате процентов по займам и погашения долговых обязательств;

- постоянный контроль за государственным долгом.