Файл: Инвестиционная политика Российской Федерации в современных условиях..pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
Государственные заказчики [3]размещают заказы на вновь начинаемое строительство на конкурсной основе, включая проведения подрядных торгов.
Контракт между государственным заказчиком и подрядчиком заключается в месячный срок после получения последним документов, удостоверяющих его победу на конкурсе (торге).
Государственный контракт заключается с подрядчиком, победившим на конкурсе (торге) на основании исходных условий (стоимость, сроки строительства и др.).
Срок строительства объектов устанавливается исходя из предварительных условий их осуществления и может быть уточнен по итогам конкурсов (торгов).
Выделение дополнительных финансовых ресурсов при увеличении стоимости строительства производится госзаказчиком по согласованию с органами, предоставившими эти ресурсы.
Объемы подрядных работ и необходимые финансовые средства определяются в контракте с разбивкой по годам в соответствии календарным планом строительства и сроками ввода объектов в действие.
В случае понижения размера финансовых ресурсов на предстоящий год или несоблюдения непрерывности финансирования срока строительства уточняется госзаказчиком и подрядчиком[,436c].
При этом заказчик возмещает подрядчику понесенные убытки.
Госзаказчики предоставляют подрядчикам авансы, обеспечивающие непрерывное финансирования[4] строительства.
Их размер, сроки и порядок перечисления, условия проведения платежей промежуточных за выполненные работы фиксируются в контракте.
В случае невыполнения по вине подрядчика объемов работ, предусмотренных графиком их производства.
Сумма предъявленного подрядчиком промежуточного платежа за фактически выполненные работы понижается на сумму невыполненных работ или платеж задерживается до устранения допущенного отставания.
Окончательный расчет производится в месячный срок после принятия в эксплуатацию объекта в целом или его очереди (пускового комплекса).
При несоблюдении установленных контрактом сроков перечисления аванса, оплаты выполненных работ госзаказчик возмещает подрядчику понесенные расходы (включая затраты по уплате процентов за кредит).
Если нарушаются установленные контрактом сроки ввода в действие мощностей и объектов, то бюджетное финансирование строительства приостанавливается органом, который выделил госзаказчику денежные средства.
Решение об окончании строительства объектов и мощностей принимается госзаказчиком по согласованию с Минэкономразвития России и Минфином России[,19c].
В важную роль в регулировании рынка реальных инвестиций играют гарантии государства по соблюдению прав участников инвестиционной деятельности, предусмотренные действующим законодательством.
Государственные органы не могут ограничивать права в выборе объектов инвестирования (за исключением случаев, предусмотренным законодательством).
Если права участников инвестиционной деятельности нарушаются при принятии органами государственной власти нормативных актов, то убытки (включая упущенную выгоду), полученные в результате таких актов, возмещаются ими по решению арбитражного суда.
Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы или реквизированы.
Инвестиции могут, а в отдельных случаях должны быть обязательно застрахованы.
В современных условиях бесспорный приоритет с точки зрения законодательных и исполнительных органов власти отдается налоговой и амортизационной политике как наиболее эффективным способом воздейст-
вия на инвестиционный процесс.
Амортизационная политика [5]государства выражается:
- в установлении предприятием ускоренной амортизации основных средств;
- проведении систематической переоценки основных фондов, что позволило значительно увеличить финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов для целей их простого воспроизводства;
- оставлении предприятием 100% амортизационных отчислений на развитие производственного потенциала, поступающих в составе выручки от реализации продукции на их расчетные счета.
На финансирования реальных инвестиций предприятия направляют 50% амортизационных отчислений, а остальные средства служат источником пополнения обесцененных в результате инфляции оборотных активов.
Бюджетная политика государства в сфере реальных инвестиций заключается в утверждении в составе федерального бюджета наряду с объемом текущих расходов (защищенных статей) бюджета развития, предназначенного для финансирования инвестиционных и фундаментальных инновационных программ государственного значения.
Инвестиционная политика государства - очень сложный процесс, он зависит от многих факторов[,208c].
А еще наличие иностранных инвестиций имеет важное для экономики России значения.
Это связанно с тем, что почти полностью нет прямого государственного финансирования, нет средств у предприятий, начинается экономический кризис, и размеры производства сильно уменьшаются[,66c].
Следует отметить, что очень важную роль в этом процессе играет износ всего того оборудования, что находится на предприятиях.
В данное время развивается дебюрократизация[6] экономики страны, что в нашем понимании заключается в уменьшении процедуры запуска проектов, исключении всех формальных проверок. Работа любой фирмы, как-никак, взаимосвязана с вливанием ресурсов в различные виды активов, приобретение которых нужно для рабочей деятельности этой фирмы[,67c].
Следует отметить что, для повышения уровня рентабельности фирма также вкладывает временно свободные вложения в различные виды деятельности, которые будут приносить доход, но не участвуют в основной деятельности.
Под понятием инвестиций непосредственно понимаем применение финансовых ресурсов в форме вложений капитала (капиталовложений).
Таким образом, действуя на расширение производственных мощностей в дальнейшем бедующем, инвестиции оказывают значительное влияние на пользование уже имеющихся мощностей[,357c].
Для целей дальнейшего изучения, учета, анализа и увеличения эффективности инвестиций нужна их научно обоснованная классификация, которая имеет свое значение на нужных признаках или нормативных актах.
В российских условиях воздействие монетарных импульсов на производство лучших ожидаемых результатов не принесло, жесткие рестрикционные меры в области денежно-кредитной политики хоть и облегчили в некоторой степени адаптацию предприятий к изменяющейся рыночной конъюнктуре[7], но и обнаружили свою несостоятельность в плане структурной перестройки производства инвестиции экономического роста.
Плохое финансовое состояние предприятий уменьшило, с одной стороны, направлению личных средств (прибыли и амортизации) на инвестиционные цели, а с другой – притянуло ресурсы фондового и кредитного рынков.
Итак, в поиске правильного решения данного вопроса, осуществлялось постоянное уменьшение бюджетных расходов[,132c].
1.2Виды инвестиций
Приняв решение заняться таким видом деятельности как инвестирование, будущий инвестор должен разобраться в таких вопросах, как основные виды инвестиций и их виды.
Инвестиции могут быть классифицированы по определенным признакам.
Таблица 1
Классификация инвестиций
Признаки инвестиций |
Типы инвестиций |
По организационным формам |
Инвестиционный проект: предлагает, во-первых, определенный, законченный объект инвестиционной деятельности, во-вторых, реализацию, как правило, одной формы инвестиций. Инвестиционный портфель хозяйствующего субъекта включает различные формы инвестиций одного инвестора |
По объектам инвестиций |
Долгосрочные реальные инвестиции (капитальные вложения) в создание и воспроизводство основных фондов, в материальные и нематериальные активы. Краткосрочные активы в оборотные средства. Финансовые инвестиции в государственные и корпоративные ценные бумаги, банковские депозиты и прочие. |
По формам собственности на инвестиционные ресурсы |
Частные инвестиции. Государственные инвестиции. Иностранные инвестиции. Совместные инвестиции. |
По характеру участия в инвестировании |
Прямые инвестиции непосредственно в материальный объект, инвестор при этом участвует в выборе объекта инвестиций и вложении средств. К таким инвестициям могут относиться реальные инвестиции. Непрямые инвестиции, характеризующиеся наличием посредника. К таким инвестиция относятся портфельные инвестиции. |
По объектам инвестиционной деятельности различаются реальные и финансовые инвестиции. Под реальными инвестициями понимают вложение средств в реальные активы – как материальные, так и нематериальные ( так, вложения средств в мероприятия научно-технического прогресса называют инновационными инвестициями). Под финансовыми инвестициями понимают вложения средств в различные финансовые инструменты (активы), среди которых наиболее значимую долю занимают вложения средств в ценные бумаги.
Реальные инвестиции [8]разделяются на следующие группы:
- инвестиции для повышения эффективности производства (в замену оборудования, модернизацию фондов);
- инвестиции в создание нового собственного производства или применение новых технологий в собственном производстве с нацеленностью на новую продукцию или новые рынки сбыта;
- инвестиции в расширение собственного производства, преследующие цель расширения объема выпускаемой продукции в рамках уже существующего производства;
- инвестиции в несобственное производство, обеспечивающее выполнения заказа государства или другого заказчика (участие в инвестиционном проекте).
Инвестиционная деятельность может осуществляться за счет различных источников финансирования.
Инвестиционная деятельность осуществляется на рынке инвестиций, который распадается на ряд относительно самостоятельных сегментов, включая рынок капитальных вложений в воспроизводство основных фондов, недвижимости, ценных бумаг, интеллектуальных прав и собственности, инвестиционных проектов.
При общих принципах инвестиционной деятельности эти рынки различаются объектами инвестиций.
Состояние инвестиционного рынка и его сегментов характеризуется такими показателями, как спрос, предложение, цена, конкуренция.
Поскольку инвестиционный рынок во многих своих сегментах находится на этапе становления, то вышеуказанные показатели постоянно меняются, что отражает изменчивость экономики РФ[,95c].
Последовательность действий при изучении конъюнктуры инвестиционного рынка следующая.
- Оценка и прогнозирование макроэкономических показателей развития инвестиционного рынка.
- Оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательности отраслей (подотрослей) экономики.
Оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательности регионов.
3.Оценка инвестиционной привлекательности отдельных
инвестиционных проектов, сегментов инвестиционного рынка.
4.Разработка стратегии инвестиционной деятельности предприятия.
5.Формирование эффективного инвестиционного портфеля предприятия, включающего как реальные капитальные вложения, так и финансовые и инновационные инвестиции.
6.Управление инвестиционным портфелем предприятия (диверсификация инвестиций, реинвестирование капитала и прочие).
Как и для всякого рынка, для сегментов инвестиционного рынка характерны четыре основные стадии развития – конъюнктурный подъем, конъюнктурный бум, период стабильности, конъюнктурный спад.
Для различных сегментов в составе инвестиционного рынка стадии не одинаковы, что дает возможность переливания инвестиционного капитала из объектов инвестиций рынка на спаде в объекты рынка на подъеме.
Для изучения конъюнктуры инвестиционного рынка предприятие должно строить систему его мониторинга.[9]
Мировая практика работы на рынках инвестиций имеет уже развитую систему индикаторов инвестиционной привлекательности отдельных рынков и объектов, регулярно публикуются рейтинги объектов инвестирования, оцениваемые экспертами.
В нашей стране такая практика только начинает свое развитие. Макроэкономическое изучение инвестиционного рынка направлено на оценку инвестиционного климата страны и включает изучение прогнозов:
- динамики валового внутреннего продукта, национального дохода и объемов производства промышленной продукции;
- динамики распределения национального дохода (накопление и потребления);
- развитие приватизационных процессов;
- законодательного регулирования инвестиционной деятельности;
- развитие отдельных инвестиционных рынков, в особенности фондового и денежного.
Изучение инвестиционной привлекательности отдельных отраслей экономики направлено на изучение их конъюнктуры, динамики и перспектив потребностей общества в продукции этих отраслей.
Каждый тип продукции предприятий отрасли в развитии проходит определенный жизненный цикл, включающий рождение, рост, расширение и зрелость, спад.
Потребности общества определяют приоритеты в развитии отдельных отраслей.
Так, приоритетными в РФ являются топливно-энергетический комплекс, машиностроение, транспорт, строительство.
Основным показателем оценки инвестиционной привлекательности отраслей принимается уровень прибыльности используемых активов.
Исследование по приведенным показателям дает в определенном смысле «сиюминутную» оценку[,235c].