Файл: Инвестиционная политика Российской Федерации в современных условиях..pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
В окончательном итоге они необходимы для обеспечения хорошего функционирования предприятия в дальнейшем, конкретного финансового состояния и увеличения прибыли.
2. Цели и задачи государственной политики
2.1 Особенности привлечения иностранных инвестиций
В полном смысле, инвестиционную политику рассматривают, как большую часть экономической политики государства, которая направлена на повышение эффективности инвестиционной деятельности.
Государственная инвестиционная политика – это часть политики в области социально-экономической среды.
Она показывает отношение государства к инвестиционной деятельности.
В этой основе находится много вопросов по определению важных целей и направлений, а также форм со стороны государства в плане привлечения инвестиционных ресурсов.
Важность инвестиций напрямую указывается в Концепции национальной безопасности РФ, где видно, что «без больших капиталовложений в стратегические сферы экономики возрождение России невозможно». Стратегия по привлечению инвестиций может стать наиболее прогрессивной если:
- она является долей общей стратегии экономического развития;
- есть необходимая инфраструктура: социальные услуги, библиотечные учреждения, парки, эффективные меры, связанные с поддержкой бизнеса. Также развития финансовых услуг, развитая логистика, промышленные и коммерческие сооружения, водные ресурсы, снабжение энергией, телекоммуникационная доступность и т.д.
- разработана концепция стимулирования привлечения инвестиций;
- реализуются программы создания хороших условий для инвесторов;
- приняты программы уменьшения административных барьеров и борьбы с коррупцией;
- доступна информация о местах и условиях для размещения хозяйствующих субъектов;
- развитая промышленная зона;
- государство способствует развитию бизнес-ассоциаций[16].
Инвестиционная деятельность имеет свое отражение в определенной государственной политике, которая представляет собой ряд мер различного государственного регулирования и дает стимул для дальнейшего развития экономики посредством инвестиций во взаимосвязи с прогрессивными структурными продвижениями.
Инвестиционная политика базируется на определённых принципах.
Эти принципы не могут быть постоянными и зависят от той или иной стадии развития экономики и намечаемых в ней преобразований.
В современное время инвестиционная политика Российской Федерации основывается на данных принципах:
- развитие инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов на основе решения проблемы «эффективного собственника»;
- основание правовых и организационных условий уменьшения инвестиционных рисков путем обязательного соблюдения законных прав инвесторов с целью стимулирования реальных инвестиций;
- выравнивание инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, имеющих большие различия, как в экономическом развитии, так и в характере долей рисков долгосрочного инвестирования;
- повышение эффективности вложения инвестиционных ресурсов государства на основе повышения качества выбора и реализации федеральных целевых программ;
- создание инструментов и механизмов, которые поддерживают приоритетные проекты;
- повышение государственного финансового контроля за целевым использованием государственных инвестиций.
Итак, первоначальной целью инвестиционной политики является разработка самых эффективных способов осуществления инвестиционной стратегии на разных этапах ее развития.
Главными целями инвестиционной стратегии являются также:
- аккумулирование финансовых ресурсов, которые необходимы для реализации инвестиционных проектов;
- наличие инструментов для поддержания и повышения инвестиционной активности;
- повышение эффективности вложенных средств;
- продвижение государственных целевых программ.
В работе по реализации этих целей инвестиционное управление должно быть направлено на решение данных важных задач:
- обеспечение высоких темпов экономического развития за счет эффективной инвестиционной деятельности;
- обеспечение максимум доходов от инвестиционной деятельности;
- обеспечение минимум инвестиционных рисков;
- поиск путей, которые способствуют реализации инвестиционных программ.
Инвестиционные программы, которые были запланированы к реализации, необходимо реализовать очень быстро так как:
- реализация инвестиционных программ сопутствует ускорению экономического развития региона в целом;
- чем быстрее будет произведена инвестиционная программа, тем быстрее и формируется дополнительный входящий финансовый заработок в виде прибыли и амортизационных отчислений;
- снижение срока реализации инвестиционной программы уменьшает сроки использования кредитных ресурсов (в части тех инвестиционных проектов, которые финансируются с привлечением кредитных ресурсов);
- быстрая деятельность инвестиционных программ уменьшает инвестиционные риски, которые связанны с неблагоприятным изменением конъюнктуры инвестиционного рынка, плохого инвестиционного фона в государстве[,233c].
Допустим, к примеру, развитие высоких темпов роста региона может быть получено, одним образом, за счет подбора высокодоходных инвестиционных проектов, а с другим, за счет ускорения реализации инвестиционных программ, предусмотренных на том или ином этапе развития.
Итак, деятельность инвестиционной политики заключается в введении в систему особенных программ для достижения определенных целей усилиями всех слоев населения при главной роли исполнительной власти.
Основным направлениям инвестиционной политики являются:
- различие приоритетов при реализации инвестиционных проектов;
- улучшение законодательства для инвесторов, которые перечисляют средства из прибыли своих компаний;
- нахождение лучшего из вариантов государственных затрат на реализацию программ целевого типа;
- увеличение доходности от вложений капитала через уменьшение сроков возврата средств;
- увеличение роли негосударственных инвестиций;
- сокращение бюджетного финансирования инвестиций.
Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской
Федерации» от 9 июля 1999 г. (с последними изменениями и дополнениями от 8.12.2003 года) в ст. 2 определяет иностранные инвестиции как
«вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности, на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (интеллектуальную собственность[17]), а также услуг и информации»[,19c].
В данном смысле больше соответствует действительности определение инвестиций, находится в ст. 1 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г.
Данный Закон об иностранных инвестициях, следует рассматривать в качестве инструмента создания в России благоприятного инвестиционного климата.
Также рассматриваются следующие направления, такие как целевое использование амортизации, налоговые стимулы для капитализации прибыли, развитие вторичного рынка ценных бумаг и перелив капитала, страховое дело и гарантии, ипотека, избежание утечки и стимулирование возврата отечественного капитала из-за рубежа, привлечение иностранных инвесторов.
Организационно-правовое обеспечение программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций формируется в рамках действующей системы принятия законодательных и нормативных актов.
В соответствии с этим законом под инвестициями следует понимать «денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта».
Привлечение иностранных инвестиций в отечественную экономику в качестве источника финансирования инвестиционных проектов сталкивается с рядом проблем, обусловленных низким финансовым международным рейтингом, связанным со значительной политической, экономической и законодательной нестабильностью инвестиционной деятельности в стране.
Это не способствует притоку иностранных инвестиций в отечественную экономику.
В настоящее время доля иностранных инвестиций в общем объеме составляет не более 1,8% при целесообразном размере этой доли на уровне 10%.
Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику должно способствовать решению следующих проблем социально-экономического развития:
- освоение невостребованного научно-технического потенциала России, особенно на конверсируемых предприятиях военно-промышленного комплекса;
- продвижение российских товаров и технологий на внешний рынок;
- содействие расширению и диверсификации экспортного потенциала и развитию импортозаменяющих производств в отдельных отраслях;
- содействие притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;
- создания новых рабочих мест и освоение передовых форм организаций производства;
- освоение опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;
- содействие развитию производственной инфраструктуры.
Основные формы инвестиций иностранного капитала в отечественную экономику включает:
- инвестиции в форме государственных заимствований РФ, образующих государственный долг РФ, зарубежных государств и Международных финансовых институтов;
- инвестиции в форме вклада в акционерный капитал российских предприятий;
- инвестиции в форме вложения в ценные бумаги, в том числе и государственные, корпоративных и институциональных эмитентов;
- иностранные кредиты;
- лизинговые кредиты, которые помогают отечественной экономике (предприятиям) получить наиболее современную технику и технологии;
- финансовые кредиты российским предприятиям.
Частой распространенной формой являются инвестиции в акционерный капитал предприятий и государственные и корпоративные ценные бумаги.
Положение о порядке инвестирования средств нерезидентов на рынок государственных ценных бумаг, утвержденное приказом Центрального банка России, установило определенные правила проведения операций, которые связаны с инвестированием средств нерезидентами на внутренний рынок следующих ценных бумаг:
- государственных краткосрочных облигаций;
- федеральных займов с переменным купоном;
- федеральным займом с постоянным доходом.
Нерезиденты могут производить инвестирование в государственные ценные бумаги в случае, если Министерством финансов РФ при принятии решения о выдаче соответствующих облигаций не установлены ограничения на их потенциальных владельцев-нерезидентов[,68c].
Нерезиденты должны открывать в российских уполномоченных банках счета типа «С» в валюте РФ, за счет остатков на которых имеют право приобретать эти государственные ценные бумаги[18].
В развитие инвестиций иностранных инвесторов в акционерный капитал принята форма инвестиционного соглашения как еще одна из форм привлечения иностранных инвестиций в экономику страны.
Заключение договоров на работы подрядчиков, финансирование и технический надзор [19]за ходом осуществления инвестиционного проекта в сроки, установленные инвестиционным соглашением.
И следует отметить, что каждый вид иностранных инвестиций обладает своей шкалой приоритетности [20]данных факторов и требует использования определенных стратегий привлечения инвестиций.
Это показывает, что в среднем при повышении налогов на один процент, прямые иностранные инвестиции сокращаются на 3,7%, но в зависимости от страны и отрасли снижение может составлять от 0% до 5%.
Эти исследования очень продуктивны и могут быть использованы при оценке долгого влияния на прямые иностранные инвестиции реформы налога на прибыль корпораций[,469c].