Файл: Виды налогов и основания их классификации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 332

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, система налогов и сборов Российской Федерации довольно обширна и несколько громоздка. Тем не менее, каждый налоговый орган отличается, поскольку предполагает собственную правовую структуру и занимает особое место не только в системе налогов и сборов, но и в финансовой системе государства в целом.

Выяснение местоположения каждого налога в финансовой «системе координат», помогает в создании механизма его внедрения, определения бюджета. Разделение различных видов налогов в отдельные группы позволяет более детально определить их юридическую принадлежность.

Точный тип налога способствует созданию надлежащего распределения налоговой юрисдикции Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Особое значение имеет классификация налогов, так как именно она уточняет обязательства налогоплательщика.

За счет налогообложения государство может проводить экономическую политику: протекционистскую или, наоборот, ограничения, в отношении некоторых отраслей и регионов, проводить антиинфляционные меры, чтобы противостоять господству рыночной монополии.

Налоговый механизм также служит для перераспределения доходов, социальной защиты низших слоев общества, регулятором действует на личный доход населения.

Ответственность за сбор налогов с населения страны лежит на Государственной налоговой службе Российской Федерации. Качество ее функционирования во многом предопределяет формирование бюджета страны. В то же время, эффективность налоговой службы определяет и совершенство действующего налогового законодательства.

Переход российской экономики к рыночной экономике потребовал создания более совершенной системы налогообложения предприятий и граждан.

Несомненно, что опыт промышленно развитых стран имеет для нас большое значение, но это не значит, что возможно копирование подобной модель налоговой системы, любой страны, важно изучение исторического и отечественного опыта, который поможет в создании совершенной налоговой политики и системы.

Цель данной курсовой работы – изучить основные виды и классификацию налогов, а также ознакомиться с понятием налоговой системы и налоговой политики.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:

- изучить основную сущность налогов;

- рассмотреть основные признаки классификации налогов;

- определить федеральные налоги и их значение;


- изучить сущность налоговой системы и её роль в экономике государства;

- проанализировать основные виды налоговых систем;

- изучить налоговую систему РФ и основные методы налогообложения;

- рассмотреть законодательство и пути реформирования налоговой системы РФ;

- выявить проблемы и определить пути совершенствования налоговой системы;

- изучить понятие и сущность налоговой политики;

- рассмотреть налоговую политику в качестве инструмента регулирования экономики.

Глава 1. Виды налогов и основания их классификации

Сущность налогов

Налог в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). [19]

Налоги используются для регулирования поведения экономических агентов, вызывающих снижение налогов или повышение налогов в осуществлении определенных видов деятельности.

С законным правом принуждения, государство имеет возможность получить в свое распоряжение значительный деньги, собранные в виде налогов.

Налоги могут быть определены как государственные доходы, собираемые на регулярной основе с помощью своего права принуждения. Кроме того, налоги можно определить как обязательные, безвозмездные, невозмещаемые сборы, взимаемые государственными органами для удовлетворения потребностей государственных финансовых ресурсов. [8]

Как следует из определения, под налогом следует понимать не только те платежи со словом «налоговые»​​, например, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и т.д. Налоговая природа также есть у пошлины, обязательных отчислений в государственные фонды, такие как пенсионный фонд и т.д. Все эти платежи в совокупности образуют систему налогообложения.


Рассмотрим подробнее налоговые функции.

В современных условиях, налоги имеют две основные функции:

- фискальная функция, которая заключается в предоставлении государству финансовых ресурсов, необходимых для осуществления своей деятельности (источник государственных доходов);

- функция регулирования, с помощью которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают особую экономическую деятельность (управление экономической системой).

Степень реализации функций налогов зависит от того, какой набор экономических инструментов важен для государства. Взятые вместе, они представляют налоговый механизм, посредством которого реализуется налоговая политика государства.

Классификация налогов

Различные налоги по-разному действуют на отдельные группы экономических агентов, более того, по-разному взимаются. Есть несколько классификаций налогов:

Виды налогов:

- прямые;

- косвенные. [8]

Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их дохода. Прямые налоги включают подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество.

Косвенные налоги взимаются с материалов, видов деятельности, продукции и услуг. Среди косвенных налогов являются основной налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и другие.

Классическое требование косвенного и прямого налогообложения заключается в следующем: фискальная функция выполняется в основном из косвенных налогов, а прямые налоги, взимаются для основных функций управления.

В этом случае, фискальная функция - это, прежде всего, формирование доходов бюджета. Регулирующая функция направлена ​​на регулирование с помощью налоговых механизмов воспроизводственного процесса, темпов накопления капитала, уровня платежеспособного спроса. [11]

Регулирующий эффект прямых налогов показан в дифференциации налоговых ставок, льгот. Через государственное налоговое регулирование обеспечивается баланс корпоративных и государственных интересов, создаются условия для ускоренного развития определенных отраслей, стимулируется увеличение рабочих мест, инвестиционных и инновационных процессов.

Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса, и тем самым, это влияние может способствовать или препятствовать производству. Налог зависит от соотношения издержек производства и цен на сырьевые товары.


Виды налогов:

- центральные;

- местные.

В России существует трехуровневая система:

- федеральные налоги устанавливаются федеральным правительством и передаются в федеральный бюджет;

- региональные налоги оплачиваются из субъектов федерации;

- местные налоги устанавливаются и взимаются на местном уровне.

Виды налогов на основе целевого приложения:

- маркированные;

- немаркированные. [6]

Маркировкой называют ссылку на определенную область налоговых расходов. Если налог целенаправленно взимается для какой-то определенной государственной цели, то его называют маркированным.

Примерами могут быть маркированные налоговые платежи в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, дорожный фонд и другие.

Все другие налоги считаются немаркированными. Преимуществом немаркированных налогов является то, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики - они могут быть потрачены по усмотрению государственного органа в областях, которые он сочтет необходимыми.

Виды налогов на природу налогообложения:

- пропорциональные;

- прогрессивные;

- регрессивные.

Прогрессивный, как правило, налог на прибыль. Чем больше доход человека, тем больше та часть, которую он должен отдать государству.

Как правило, на налог на прибыль устанавливается прогрессивная шкала. Например, если доход до 30 тысяч рублей, человек платит ставку налога в размере 12%, если его доход превышает определенную сумму, затем - 20%. Регрессивные налоги означают, что их доля выше в доходе более бедной части населения. Регрессивный характер налога проявляется в том случае, если налог установлен в фиксированном размере на единицу товара. [15]

Тогда доля взимаемого налога в доходе будет выше у того покупателя, чей доход меньше.

Виды налогов в зависимости от их источников покрытия:

- налоги, затраты на которые включены в стоимость товаров (работ, услуг):

- земельный налог;

- налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, платы за использование природных ресурсов;

- налоги, затраты, которые включены в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг):

- НДС;

- акцизы;

- экспортные пошлины;

- налоги, затраты на которые включены в финансовые результаты:

- налог на прибыль, на недвижимость компании, рекламные налоги;

- целевые сборы за обслуживание, озеленение и уборку территорий;

- налог на содержание жилья и социальных объектов;


- сборы для нужд учебных заведений;

- сборы за парковку;

- налоги, расходы по которым покрываются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий.

Принадлежит к этой группе в основном местные налоги: налог на перепродажу автомобилей и компьютеров, лицензионный сбора за право торговли, сбор от сделок, совершенных на бирже, налог на строительство объектов производственного назначения в курортных зонах и другие.

Как показывает проведенный анализ, классификация налогов в Российской Федерации обширна и громоздка, но в то же время, она системно поделена на блоки и структурирована соответствующим способом, чтобы быть прозрачной и понятной для граждан. [6]

Федеральные налоги и их значение

Налоговая система представляет собой совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства. [20]

Прежде всего, необходимо отметить, что налоговая система представляет собой весьма сложное, постоянно развивающееся социальное образование, тесно связанное с развитием государства и экономики.

Действующая в настоящее время российская налоговая система по своей общей структуре, принципам построения и перечню налоговых платежей в основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц, применяемым в странах с рыночной экономикой.

Созданные в различных странах налоговые системы включают различные виды налогов, которые группируют по разным признакам. Группировка налогов по методам их установления и взимания, характеру применяемых ставок и объектов обложения и ряду других признаков представляет собой классификацию налогов. [7]

В первую очередь, налоги классифицируются в зависимости от того, какой уровень власти устанавливает важнейшие элементы налога и вводит его в действие. По этому признаку налоги подразделяются на государственные и местные. Исходя из федерального устройства Российской Федерации, государственные налоги подразделяются на федеральные и региональные (налоги субъектов Федерации). В связи с этим систему налогов Российской Федерации необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов.