Файл: Виды налогов и основания их классификации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 345

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Указанные налоги отличаются не тем, в бюджет какого уровня они поступают, а по тому, какой уровень власти устанавливает непосредственно сам налог. Федеральные налоги в Российской Федерации установлены Налоговым кодексом и являются обязательными к уплате на всей территории страны. Региональные налоги вводятся в действие законами субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации. При этом перечень указанных налогов также установлен Налоговым кодексом. Устанавливая региональные налоги, представительные (законодательные) органы власти субъектов Федерации определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных Налоговым кодексом, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующей главой Налогового кодекса. Таков же порядок введения в действие местных налогов с той лишь разницей, что они устанавливаются представительными органами местного самоуправления. [8]

Современная трехуровневая налоговая система Российской Федерации достаточно динамична и претерпела за последнее десятилетие ряд существенных изменений. Все они были вызваны необходимостью создания налоговой системы, наиболее соответствующей рыночным отношениям и предоставляющей возможность каждому уровню власти самостоятельно формировать доходную часть своего бюджета исходя из собственных налогов, регулирующих налогов и неналоговых поступлений. Безусловно, ее нельзя назвать совершенной, но все же ее развитие происходит эволюционным путем, обеспечивая преемственность и совершенствование налогового права.

Четкое распределение налогов по уровням государственного управления является одним из основных принципов не только организации, но и реформирования налоговой системы в условиях рыночной экономики. Совершенствование налоговой системы в настоящее время должно идти по направлению распределения налогов - расширения части второй Налогового кодекса РФ. [13]

Федеральные налоги и сборы представляют собой обязательные платежи физических и юридических лиц, которые устанавливаются высшим органом законодательной власти федеративного государства. Поступления от федеральных налогов зачисляются в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. Состав федеральных налогов, их налоговая ставка, налоговая база, режим уплаты определяются высшим законодательным органом Федерации.


К федеральным налогам и сборам отнесены: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина. [5]

Важнейшим элементом налоговой системы является налог на добавленную стоимость (НДС), который представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованной продукции (товаров), работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.

НДС занимает 2-е место среди источников формирования бюджета. В настоящее время НДС - основной и наиболее стабильный источник налоговых поступлений федерального бюджета.

Налог на добавленную стоимость - косвенный налог на потребление. Налог взимается в тот момент, когда совершается акт купли-продажи, и до тех пор, пока продукция (работы, услуги) не дойдет до конечного потребителя. В результате достигается сочетание обложения на всех стадиях производства и обращения с реальным участием каждого из звеньев в уплате налога. Технически механизм взимания НДС удобен и обеспечивает быстрое поступление налога в бюджет. [12]

НДС имеет очень устойчивую базу обложения, которая не зависит от текущих материальных затрат. В бюджет начинают поступать средства задолго до того, как произойдет окончательная реализация готовой продукции (работ, услуг). Они продолжают поступать и при любой перепродаже готового изделия. Уклониться от уплаты налога довольно сложно, хотя это и случается. Плательщик налога не несёт на себе тяжесть налогового бремени, связанного с взиманием НДС при покупке сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, поскольку компенсирует свои затраты, перекладывая их на покупателя. Лишь на последнем потребителе продукции процесс переложения налога заканчивается. [5]

НДС имеет свои достоинства и недостатки, но западная практика использования НДС показывает, что налог обеспечивает устойчивую и широкую базу формирования бюджета благодаря своей универсальности. НДС выполняет важную роль выравнивателя стоимостных колебаний в экономике при условии равновесия между денежным спросом и товарным предложением, сложившимся естественным рыночным способом, а также при насыщенности товарных рынков и относительно стабильной межотраслевой норме прибыли, свободном переливе капиталов.


Еще один из наиболее важных федеральных налогов - это налог на прибыль организаций - один из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов. Налог на прибыль является федеральным регулирующим налогом и занимает центральное место в системе налогообложения предприятия, организаций. Налог на прибыль как прямой налог должен выполнять своё функциональное предназначение - обеспечивать стабильность инвестиционных процессов в сфере производства продукции (товаров и услуг), а также законное наращивание капитала. Фискальная функция налога на прибыль, вторична но не малозначительна. По доле поступления налогов в консолидированный бюджет он занимает далеко не последнее место. [15]

Налог на доходы физических лиц введён с 1 января 2001 г. (ранее подоходный налог с физических лиц). Плательщиками налога признаются физические лица, являющиеся резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников, расположенных в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Акцизы - вид косвенных налогов на товары преимущественно массового потребления. Сумма акциза включается в конечную цену товара и тариф. В настоящее время акцизы применяются во всех странах рыночной экономики. Они установлены на ограниченный перечень товаров и играют двоякую роль: во-первых, это один из важных источников дохода бюджета; во-вторых, это средство ограничения потребления подакцизных товаров (в основном социально вредных) и регулирование спроса и предложения товаров. [11]

Приобретая товар, в цену которого включён акциз, покупатель тем самым оплачивает его, хотя непосредственным плательщиком этого налога в бюджет, является продавец.

Налоги должны стать не только орудием сбалансированного бюджета, но и мощным стимулом развития народного хозяйства страны. Они должны способствовать структурно-технологическому совершенствованию производства, сбалансированию экономических интересов, укреплению на паритетных началах всех форм собственности. [7]

Глава 2. Понятие налоговой системы

2.1 Сущность налоговой системы и её роль в экономике государства


Налоговая система - это совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых с плательщика в соответствии с законодательными актами.

Элементами налоговых систем определяют:

- налог и сбор;

- системы правовых отношений налогового характера;

- участников таких правоотношений;

- принципы организации налоговых систем.

Система налогообложения – это совокупность налоговых платежей, которая характеризуется организационно-правовым единством в экономике. [20]

Необходимо различать понятие налоговых систем и систем налогообложения. В первом случае это совокупность утвержденных в РФ существенных условий налогообложения.

Системы налогообложения являются элементом налоговой системы. Налоги – это взаимосвязанные единицы структуры, которые являются признаком государства.

Это платежи, что взимаются с налогоплательщика в обязательном порядке на безвозмездной основе (ст. 8 п. 1 НК).

Уплата осуществляется физическими и юридическими лицами, при отчуждении права собственности, управлении денежными потоками. Целью налогообложения является обеспечение деятельности государства и муниципального образования. [19]

Выделяют некоторые признаки налогов:

- они являются обязательными;

- имеют безвозмездный характер;

- перечисляются деньгами;

- преследуется цель публичного плана в обложении налогом.

Налоги устанавливают чиновники, и правовое отражение они имеют в законах. Лица не имеют права отступать от нормативной базы.

Ядро – плательщики обязаны вносить налоговые суммы в бюджет, а государство имеет право истребовать уплаты необходимых сумм. [19]

Налоговая система России характеризуется некоторыми признаками:

- совокупность платежей;

- целевые перечисления средств в государственные внебюджетные фонды (их 15);

- методики проведения расчетов по налоговым платежам, наличие налогового контроля;

- наличие компетенции госструктур, способов их взаимодействия.

Обязательны принципы налоговой системы:

  1. Налогообложение регулируется законодательными актами.
  2. Налоговая система характеризуется стабильностью и гибкостью, что позволяет соблюдать интересы плательщиков.
  3. Действует механизм, который защитит от двойного налогообложения.
  4. Платежи налогового характера разделяются по уровню взимания.
  5. Ставки едины для всех плательщиков, которые имеют равную прибыль и схожие условия.
  6. Действуют налоговые льготы целевого и адресного характера и т. д. [5]

Субъекты налога – это плательщики налогов и сборов, то есть лица, на которые возлагается обязательство по внесении в бюджет платежей за свой счет.

Юридические лица – компании которые могут выступать как единый самостоятельный носитель прав и обязанностей, а также имеют обособленные балансы, расчетные счета в банковских учреждениях.

Физические лица – граждане, которые совершили операцию купли-продажи или имеют иную прибыль, а также лица, что зарегистрированы в уполномоченном органе в качестве ИП. [7]

Определение объекта налогообложения есть в ст. 38 п. 1 НК РФ.

Объектом может быть:

- операция по продаже товара, работы, услуги;

- имущественные объекты;

- доход (ст. 41, ст. 249, 250 НК);

- прибыль (ст. 247 НК);

- стоимость продаваемого товара, оказываемых услуг (п. 1 ст. 40 НК);

- объекты со стоимостными, количественными или физическими характеристиками, если при их наличии у плательщика возникает обязательство по уплате налога. [19]

Список объектов не является исчерпывающим.

В зависимости от налогоплательщика:

1. Платежи, осуществляемы организациями – НДС, налог на прибыль

2. Налоги, уплачиваемые физическими лицами – НДФЛ, который заменил налог за бездетность, налог на имущественные объекты

3. Налоги, которые должны уплачивать и юридические лица, и граждане, и ИП – Налог на землю, транспорт.

Данный конструктивный порядок со службой работает механическим приспособлением муниципального управления для переназначения или рассредотачивания доходных активов, которые стали известены её функциональными особенностями. [20]

Итак, конструктивный порядок сбора налогов – это инструмент, который содействует формированию прибыльной части денежного сбережения страны, используемой на разные нужды страны, выраженные в содержании госаппарата, армии, сферы знания и техники, дающего образование воспитания, детских строений, охраны здоровья и находящейся вокруг среды. Перечисленные выше факторы являются выражением в налоговой системе фискальной функции.

Налоговый конструктивный порядок – это действенный инструмент индустриального урегулирования страны, проявляющийся в воздействии на общественное воспроизводство, благодарность проявляя вводу конкретных ограничительных лимитов или воплощения обычного контролирования порядка кое-каких ходов процесса формирования дел . Таким образом, в этом проявлении системы сбора налогов речь идет уже о её экономической функции.[11]