Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 340
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Виды налогов и основания их классификации
Федеральные налоги и их значение
Глава 2. Понятие налоговой системы
2.1 Сущность налоговой системы и её роль в экономике государства
2.2 Основные виды налоговых систем
2.3 Налоговая система РФ. Методы налогообложения
2.4 Законодательство налоговой системы
2.5 Пути реформирования налоговой системы РФ
2.6 Проблемы и пути совершенствования налоговой системы
Глава 3. Налоговая политика государства
3.1 Понятие и сущность налоговой политики
3.2 Налоговая политика как инструмент регулирования экономики
а) приоритеты налоговой политики, лежащие в основании налогового законодательства, весьма подвижны и зависят как от экономической конъюнктуры, так и от расстановки политических сил в обществе;
б) налоговая политика отличается противоречивым характером: чем активнее государство стремится вмешаться с помощью налогов в перераспределительный процесс, тем активнее ему противодействуют различные социальные (корпорации и население) и политические (оппозиция) силы". [22]
В свою очередь, налоговая политика:
- реализует функции налогов в правоприменительной практике;
- представляет собой систему мероприятий государства и является составной частью финансовой политики;
- должна обеспечивать государство финансовыми ресурсами, создавать условия для регулирования экономики страны в целом и развития бизнеса, сглаживать неравенство в уровнях доходов населения. [11]
Налоговая политика является важнейшим инструментом государства в реализации поставленных целей. Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие или сдерживает его. Однако главным направлением налоговой политики в конечном итоге является обеспечение экономического роста. Налоговая политика как косвенный метод государственного регулирования более гибко воспринимается экономикой и поэтому в отличие от методов прямого государственного регулирования, более широко применяется в рыночных системах. [13]
Налоговая политика характеризуется последовательными действиями государства по выработке научно обоснованной концепции развития налоговой системы, определению важнейших направлений использования налогового механизма, а также практическому внедрению налоговой системы и контролю за ее эффективностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны
Множественность налогов позволяет создать предпосылки для проведения гибкой налоговой политики государством, в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, выровнять и сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразие форм доходов с учетом всех сторон экономической деятельности граждан и фирм, воздействовать на потребление и накопление.
Кроме того, из принципа множественности следует эффект взаимодополняемости налогов, согласно которому искусственная оптимизация по одному налогу неизменно влечет за собой рост платежей по другому.
Однако практически всегда необходимо учитывать, что любая система только тогда по-настоящему результативна, когда она предусматривает множественность налогов, так как установление единого налога имеет массу финансовых, политических и этических недостатков.
Налоговая система - один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Следует сказать, что налоговая система России создается практически заново, потому она еще несовершенна, нуждается в улучшении и в ближайшее время не может быть стабильной. Более того, конкретные размеры перечисленных, а также других налогов меняются, и будут меняться даже в условиях стабилизации налоговой системы, ибо налоги - гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику. Однако сегодня требуется не простое изменение налоговых ставок, а кардинальная налоговая реформа, стимулирующая деятельность производителя. Можно сформулировать основные требования, предъявляемые к налоговой системе страны в настоящее время:
- равные доходы при равных условиях их получения должны облагаться одинаковым по величине налогом; с разных доходов при разных условиях их получения должны взиматься разные налоги;
- ставки налогообложения должны быть едиными для всех предприятий независимо от формы собственности и для всех граждан независимо от видов деятельности (при равенстве полученных доходов);
- система налогов должна быть комплексной, т.е. опираться на различные способы налогообложения (подоходное, поимущественное и т.п.) при умелом их сочетании;
- стабильность и гибкость налоговой системы должны обеспечить своевременное воздействие на экономические интересы участников общественного производства;
- единую налоговую ставку следует дополнить системой налоговых льгот, носящих целевой и адресный характер, действие этих льгот должно наступать автоматически при выполнении условии, установленных законом.
Система налогообложения должна учитывать достижения науки и опыта зарубежных стран, строится на сходных принципах в соответствующей ситуации.
В новой налоговой системе, исходя из федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления (федерального и территориального) в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня действующих федеральных налогов, предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов.
И все же новое налоговое законодательство не в полной мере подходит к новым условиям. Его основные недостатки следующие: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку,
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.
Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу. Выдвигаемые реформаторские предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы. Предложений же о принципиально иной налоговой системе, соответствующей нынешней фазе переходного периода, практически нет. И это не случайно, так как оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе, которой в России еще нет.
Несомненно, вся эта путаница с налогами приводит к нестабильному положению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Несомненно, для выхода из кризисного состояния необходимо одним из первых шагов привести налоговую систему страны в соответствие мировым стандартам.
Библиография
1. Абрамчик Л.Я. Бюджетная и налоговая политика Российской Федерации на современном этапе / Л.Я. Абрамчик // Право и образование. 2014. №4. С. 110-120.
2. Балакшин В.А. Влияние налоговой политики на инвестиционную активность предприятий / В.А. Балакшин // Экономист. 2012. №7. С.79-83.
3. Горский И. К оценке налоговой политики / И.К. Горский // Вопросы экономики. 2012. №7 С.70-78.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (в ред. от 31.01.2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 1994. №32. Ст. 3301.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть II: Федеральный закон от 26 января 1996 г. №64-ФЗ (в ред. от 29.06.2015 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. №5. Ст. 410.
6. Грищенко Ю.И. О перспективах развития налоговой политики государства на период до 2016 года / Грищенко Ю.И., Шабаев Р.Э. // Некоммерческие организации в России. 2014. №2. С.46-54.
7. Дадашев А. О стимулирующем потенциале налоговой политики / А. Дадашев // Экономист. 2009. №9. С.45-50.
8. Девятых Н.В. Цели и средства налоговой политики / Н.В. Девятых // Финанс. право. 2013. №5. С.20-22.
9. Игонина Л.Л. Оценка эффективности бюджетно-налоговой политики: ретроспективный и целеориентированный подходы / Л.Л. Игонина // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. №28. C.2-10.
10. Караваева И.В. Налоговая политика России в ХХ веке / Караваева И.В., Архипкин И.В. М.: Республика, 2016. 167с.
11. Караваева И.В. Отечественная налоговая политика в условиях посткризисной ситуации / И.В. Караваева // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 2015. №4. С.21-32.
12. Кобзарь-Фролова М.Н. К вопросу о налоговой политике и стимулирующей роли налогов и сборов / М.Н. Кобзарь-Фролова // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. 2011. №6. С.21-25.
13. Крохина Ю. А. Налоговое право : учебник / Ю. А. Крохина.- 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2015. 451 с.
14. Кучеров И.И. Государственная налоговая политика: цели и методы осуществления / И.И. Кучеров // Финансовое право. 2015. №4. С.4-9.
15. Мухитдинов Х. Налоги и налоговая политика в эпоху информационных технологий / Х. Мухитдинов // Энергия: экономика, техника, экология. 2013. №12. С.37-41.
16. Надточий Е.В. Совершенствование налогового контроля за физическими лицами в системе приоритетов государственной налоговой политики / Е.В. Надточий // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. 2011. №33. С.49-53.
17. Налоговая политика России на 2014-2016 годы: основные направления и план действий // Финансы. 2013. №7. С.33-37.
18. Налоговая политика России: проблемы и перспективы / под ред. И.В. Горского. М.: Финансы и статистика, 2013. 287с.
19. Налоговый кодекс РФ. Часть первая: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ (в ред. от 05.04.2016 г.) // Собрание законодательства. 1998. №31. Ст. 3824.
20. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая: Федеральный закон от 05 февраля 2000 г. №117-ФЗ (в ред. от 05.04.2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 2000. №32. Ст. 3340.
21. О налоговой политике в России до 2017 года // Финансы. 2015. №3 С.31-32.
22. Основные направления налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов // Налог. вестник. 2014. №6. C.11-15.
23. Пансков В.Г. О возможных направлениях налоговой политики / В.Г. Пансков // Финансы. 2016. №5. С.30-34.
24. Цветкова Е.А. Реализация законного интереса налогоплательщика в налоговых правоотношениях / Е.А. Цветкова // Финансовое право. 2015. №2. С. 27-33.
25. Швец А.В. Налоги и налогообложение / А.В. Швец. – Саратов: СГА, 2013. 182 c.
26. Экономика / Под ред. А. С. Булатова. М.: Бек, 2010. 894с.
27. Экономика : курс лекций / М. А. Рахматуллин [и др.]. Уфа : УЮИ МВД РФ, 2015. 408с.
28. Экономическая теория: Учебник / Под общ.ред. В.И. Видяпина. Изд. испр. и доп. М.: ИНФРА–М, 2015. 662с.
29. Экономическая теория: учебник / под ред. А.И. Добрынина, Л.С.Тарасевича. СПб.: Питер, 2012. 446с.
30. Экономическая теория : учебное пособие / под ред. А. Г. Грязновой, В. М. Соколинского. 5-е изд., перераб. и доп. М. : КНОРУС, 2013. 482с.
31. Экономическая теория: учебник / под ред. М.Н. Стромилина. СПб.: Питер, 2014. 552с.
32. Эриашвили, Н. Д. Финансовое право : учебник / Н. Д. Эриашвили; Моск. ун-т МВД России.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014. 575 с.