Файл: Виды налогов и основания их классификации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 339

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В – третьих  одним из недостатков налоговой системы  является, то что налогоплательщик и налоговые органы поставлены в неравноправное положение.

В-четвертых, отметим – нечеткость формулирования законодательных и нормативных актов, что не способствует эффективному функционированию налоговой системы.

Так же хочется выделить еще одну существенную проблему  слабый контроль за сбором налогов, в результате чего происходит уклонению от уплаты налогов, тем самым уменьшаются  налоговые поступления. [20]

Таким образом, мы выделили основные проблемы налоговой системы.

Что касаемо совершенствования налоговой системы: необходимо привести в действие  налоговый механизм. Благодаря этому произойдет  стимулирование  инвестиций  в  развитие  малонаселенных  регионов и будет наблюдаться стремительное  развитие  высокотехнологичных  производств. Все это позволит преобразовать  нынешнею  налоговую  систему.

Вносимые поправки  в законодательство о налогах и сборах  должны быть направлены на внесения   определенной ясности законодательства и на однозначность его применения, для этого нужно сохранить стабильность налоговой системы.

Стабильность налоговой системы заключается в  неизменности правил уплаты налогов в течение длительного периода , что предполагает отказ от каких-либо революционных изменений в налоговом законодательстве и налоговой системе, направленных только на возможное получение кратковременного эффекта увеличения объема поступлений. [18]

Так же для усовершенствования налоговой системы ,необходимо дать право руководству РФ  на создание  дополнительных  нормативно правовых  актов  по  вопросам  налогового  регулирования,  которые не затронуты либожене   в  полном  объеме  затронуты  законодательством  РФ  в  области  налог в  и  налогообложения.

Глава 3. Налоговая политика государства

3.1 Понятие и сущность налоговой политики

Налоговая политика — это совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. В этой деятельности государство опирается на функции, присущие налогам, и использует эти функции для проведения активной налоговой политики.


В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные методы осуществления налоговой политики. Будучи составной частью экономической политики, она во многом зависит также от форм и методов экономической политики государства. [15]

Одним из методов налоговой политики выступает политика максимальных налогов. В этом случае государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой политики. Естественно, что подобный метод налоговой политики не оставляет каждому налогоплательщику и обществу в целом практически никаких надежд на экономическое развитие. Поэтому такая политика проводится государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие, как экономический кризис, война. Подобная налоговая политика проводилась в России с самого начала экономических реформ, с первого дня введения налоговой системы в стране в 1992 г. Вместе с тем экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало, вследствие чего подобная политика привела к резко негативным последствиям, суть которых состояла в следующем.Во-первых, у налогоплательщиков после уплаты налогов практически не оставалось финансовых ресурсов, что делало невозможным расширенное воспроизводство. Экономика страны с каждым годом все сильнее сползала в пропасть кризиса, падали темпы роста производства во всех отраслях. [23]

Во-вторых, широкие масштабы приобрело массовое укрывательство от налогообложения, приведшее к тому, что государство собирало по большинству налогов чуть более половины причитающихся средств. При этом каждый третий легальный налогоплательщик, стоящий на учете в налоговом органе, налогов вообще не платил, практически каждый второй — налогов платил меньше, чем положено по закону, и только один из 6 налогоплательщиков исправно и в полном объеме рассчитывался по своим обязательствам с государством.

В-третьих, массовый характер приобрела так называемая "теневая экономика", уровень производства в которой по разным оценкам достигал от 25 (по официальным данным Госкомстата России) до 40% (по экспертным оценкам). Но укрываемые от налогообложения финансовые ресурсы не шли, как правило, на развитие производства, а переводились на счета в зарубежных банках и "работали" на экономику других стран. [17]


Все это стало одной из главных причин разразившегося в августе 1998 г. острого финансового кризиса в стране, последствием которого стали изменившаяся налоговая политика и усиление регулирующей роли государства в развитии экономики через более активное использование рыночных механизмов, в том числе налогов.

Другой формой проявления налоговой политики является политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, сокращает свои расходы на социальные программы. Цель данной политики состоит, как видно из названия, в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики, получившей название "рейганомика", были использованы, в частности, в США в начале 80-х гг. XX в.

Проведение такой политики провозгласило российское Правительство на рубеже XXI в. при подготовке второй части Налогового кодекса РФ и федерального бюджета на 2002 г. Сделаны важные шаги по сокращению числа налогов, снижению налоговой нагрузки. [19]

При анализе налоговой политики необходимо различать такие понятия, как субъекты налоговой политики, принципы формирования, инструменты, цели и методы.

Субъектами налоговой политики выступают федерация, субъекты федерации (земли, республики, входящие в федерацию, области и т. д.) и муниципалитеты (города, районы и т. д.). Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им предоставляются широкие полномочия по установлению налоговых ставок, льгот и других преференций, а также в установлении порядка и сроков уплаты налогов, форм отчетности по ним. Проводя налоговую политику, ее субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики в целом.


3.2 Налоговая политика как инструмент регулирования экономики

Методы осуществления налоговой политики зависят от тех целей, которые стремится достичь государство, проводя указанную политику. В современной мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференции, введение дифференцированной системы налоговых ставок. 
Цели налоговой политики не являются чем-то застывшим и неподвижным. Они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе. В современных условиях государства с развитой рыночной экономикой осуществляют налоговую политику для достижения следующих важнейших целей: 

- фискальная – основная, которая выражается в обеспечении государства финансовыми ресурсами путем мобилизации части созданного ВВП страны для финансирования его расходов;

- экономическая – целенаправленное воздействие на экономику через налогообложение для регулирования спроса и предложения, проведения структурных изменений общественного воспроизводства;

- социальная – сглаживание неравенства в уровнях доходов населения путем перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта;

- стимулирующая – предполагает активизацию инвестиционной и инновационной деятельности, создание условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях экономики;

- экологическая – охрана окружающей среды и рациональное природопользование за счет введения экологических штрафов и штрафных санкций;

- международная – введение налогов в соответствии с требованиями международных соглашений для укрепления экономических связей с другими странами. [25]

Участие государства в регулировании экономики при проведении налоговой политики осуществляется с помощью таких налоговых инструментов, как налоговая ставка, налоговая льгота, налоговая база и некоторые другие. Государство использует при этом как прямые, так и косвенные методы использования налоговых инструментов.

Налоговая политика является частью фискальной политики государства, которая делится на два вида:


- автоматическая - обеспечение автоматического изменения налоговых поступлений и госрасходов в результате изменения объема производства и доходов. При экономических спадах производства сокращение доходов вызывает сокращение налогов, часто даже резкое, в силу применяемых прогрессивных ставок налогов;

- дискреционная - смягчение последствий экономического цикла: реализация дополнительных государственных средств в производстве и социальной сфере, совершенствование налоговой системы.

Практическое осуществление налоговой политики предполагает маневрирование такими рычагами, как:

- соотношение прямых и косвенных налогов;

- использование налогов разной степени прогрессии;

- применение различных моделей фискального федерализма. [16]

В налоговой политике проявляется относительная самостоятельность государства. Изменяя налоговую политику, используя налоговые инструменты, государство получает возможность стимулировать экономическое развитие или сдерживать его.
Термин "налоговая политика" не закреплен законодательно. Однако Министерство финансов РФ готовит основные направления налоговой политики на соответствующие финансовые годы, являющиеся своего рода руководством к действию по разработке соответствующих налоговых законопроектов. [9]

Итак, налоговая политика - основной инструмент государственного регулирования экономики, поскольку предусматривает финансовое воздействие на предпринимательство. По мнению В.Г. Панскова, она может носить стратегический (налоговая стратегия) или тактический характер (налоговая тактика). Налоговая стратегия тесно увязана с экономической и социальной стратегией государства, рассчитана на длительную перспективу и поэтому представляет собой долговременный курс налоговой политики. Налоговая тактика направлена на достижение целей конкретного этапа развития экономики путем своевременного изменения элементов налогового механизма. [18]

Связь налоговой политики с правом обнаруживается прежде всего по двум направлениям:

а) через налоговую политику реализуются основные задачи налогообложения, а потому ее изучение позволяет получить более полное представление о предмете регулирования налогового права;

б) налоговая политика предполагает проведение налоговых реформ, оформляемых соответствующими финансовыми законами.

Взаимодействие налоговой политики и законодательства проявляется в подвижности и недолговечности многих налоговых норм. Это объясняется тем, что: