Файл: Понятие инвестиционной политики государства и ее значение.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 208
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты инвестиционной политики
Понятие инвестиционной политики государства и ее значение
Глава 2. Анализ инвестиционной деятельности в РФ
2.1 Особенности инвестиционного климата РФ
2.2 Оценка инвестиционной ситуации в РФ
2.3 Функционирование иностранных инвестиций в России
Глава 3. Пути совершенствования инвестиционной политики РФ
3.1 Основные характеристики и проблемы реализации современной инвестиционной политики
3.2 Основные направления совершенствования инвестиционной политики РФ
проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;
выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;
вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;
предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации [2].
Для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут использовать следующие формы и методы:
- разработка, утверждение и осуществление межмуниципальных инвестиционных проектов и инвестиционных проектов на объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
- проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством;
- предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления государственных гарантий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяется законами соответствующих субъектов Российской Федерации;
- выпуск облигационных займов субъектов Российской Федерации, гарантированных целевых займов;
- вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации [8].
Таким образом, в настоящее время за федеральным центром остается выполнение главных функций государства в экономике:
- формирование условий для развития свободного рынка;
- кардинальное улучшение инвестиционного климата;
- развитие конкуренции между регионами за привлечение частных инвестиций;
- поддержка эффективных социально-экономических программ;
- демонополизация и децентрализация экономики;
- осуществление перехода от старой модели развития, базирующейся в основном на экспорте сырья, к современной инновационной экономической модели развития [10].
Рассмотрим современное состояние в области инвестиционной политики России и проблемы привлечения инвестиций в российскую экономику.
В период финансово-экономического кризиса инвестиционный климат в России ухудшился. Этому способствовали несколько причин. Во-первых, масштабный вывод капитала из страны (по данным ЦБ, только за 2008 г. отток капитала из России «составил 129,9 млрд. долл., при этом банковский сектор страны вывел за рубеж за год 57,5 миллиарда долларов», — это рекордная утечка капитала из страны за последние годы [5]. Среди других причин сокращение притока инвестиций, обвалы рынка акций российских предприятий, непродуктивное заимствование средств за границей, а также общесистемный кризис российской экономики.
Отметим, что Правительством РФ в этот период реализовывалась масштабная антикризисная программа, и эти меры возымели определенный положительный эффект. Большинство из задуманного было успешно реализовано, некоторые меры пролонгированы, другие продолжают модернизироваться и уточняться. На 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг. была составлена федеральная адресная инвестиционная программа, мероприятия которой составлены согласно приоритетам государственного инвестирования, таким как:
- создание условий для ускорения социального развития страны, в том числе развития здравоохранения, образования, культуры, обеспечения жильем граждан, улучшения демографической ситуации;
- создание условий для ускорения экономического роста за счет развития производственной инфраструктуры, в том числе транспортной, трубопроводной, информационно-коммуникационной;
- содействие переходу экономики на инновационный путь развития на основе создания национальной инновационной системы и развития науки, высоких технологий;
- укрепление национальной безопасности на основе модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации, развития пограничной и таможенной инфраструктуры;
- улучшение экологической обстановки, создание условий для безопасной жизнедеятельности;
- развитие инфраструктуры судебной системы в целях обеспечения условий ее полной самостоятельности и независимости;
- обеспечение максимальной социально-экономической эффективности инвестиционных расходов федерального бюджета;
- открытость, «прозрачность» и адресность принимаемых решений о реализации инвестиционных проектов [12].
Адресная программа направлена на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства, включенных в федеральные целевые программы, а также на решение отдельных важнейших социально-экономических вопросов, не включенных в эти программы, на основании предложений, одобренных решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Общий объем вложений в мероприятия программы составил около 900 млн руб. [8]
2016-й – четвертый год инвестиционного спада в России, начавшегося еще до санкций и нефтяного обвала. Экономисты говорят о второй по счету после 90-х годов инвестиционной паузе в стране. Первая случилась в 90-х, и продолжалась она тогда около восьми лет.
Как отмечают специалисты Института им. Е.Т. Гайдара, Академии народного хозяйства и госслужбы, Академии внешней торговли в своем оперативном мониторинге экономической ситуации в РФ, у российской экономики хронический инвестиционный голод, и с определенными оговорками сейчас повторяется ситуация 90-х годов. Экономисты указывают на инвестиционную паузу, которая началась в стране еще в 2013 году и продолжается до сих пор. «За последние 17 лет инвестиционная пауза 2013–2015 годов является первым продолжительным периодом отсутствия реального роста инвестиций в основной капитал», – сообщают они. [6]
После 2000-го инвестиции в России почти ежегодно росли, причем, как правило, быстрее, чем ВВП и промышленное производство. Так продолжалось вплоть до кризисного 2009 года, когда инвестиции сократились сразу на 15,7%. В 2010-м как будто началось посткризисное инвестиционное оживление, но оно было недолгим.
По итогам 2013-го Росстат зафиксировал инвестиционный спад на 0,2%. Признаки ухудшения можно было найти в статистике уже за второй квартал – до обострения отношений с Украиной, конфликта вокруг Крыма, санкций, нефтяного обвала. В 2014 году инвестиции сократились на 2,7%, в 2015-м – на 8,4%. При этом собственные финансовые ресурсы предприятий – в настоящее время практически единственный источник для инвестиций, ведь банковские кредиты выдаются под высокие ставки, правительство, хоть оно и разрабатывает антикризисные меры, не торопится расходовать дефицитный бюджет, а внешние заимствования затруднены санкциями. [18]
Эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ) распределили все отрасли российской промышленности на четыре группы.
- Первую группу они назвали «Уверенный рост». Сюда попали химическая промышленность и добыча полезных ископаемых. В 2015 году они нарастили объемы выпуска на 6,3 и 0,3% соответственно, а инвестиции в основной капитал у них выросли более чем на 10%, сообщает Миронов. На эти отрасли пришлось около 29% объема всей отгруженной продукции за 2015 год.
- Вторая группа – «Неуверенный рост»: пищевая промышленность и нефтепереработка; на них приходилось примерно 27% отгруженной продукции. Они наращивали выпуск на 2 и 0,3% соответственно, однако сокращали инвестиции. В прошлом году инвестиционный спад составил в этих отраслях около 12–13%.
- Третья группа – «Перспективные для роста отрасли»: производители резины, пластмасс, электронного и оптического оборудования; на них приходится около 5% отгруженной продукции. Эти отрасли снижали в прошлом году объемы выпуска, но наращивали инвестиции – в зависимости от сектора рост составлял от 3 до 12%.
- Четвертая группа – «Стагнация роста»: производство машин и оборудования, металлургической продукции, стройматериалов, тканей, текстиля, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и т.д. На все эти отрасли приходилось почти 39% отгруженной продукции. Они существенно сокращали как выпуск, так и инвестиции. Инвестиционный спад в этой группе в зависимости от сектора достигал 8, 10, 12 и даже 35% [7].
В опубликованном правительственном Бюллетене о текущих тенденциях российской экономики за сентябрь 2016 также отмечается, что в 2016 году инвестиционный спад в России продолжился: по итогам I полугодия сокращение инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций составило 4,3% в годовом выражении. При этом падение инвестиций крупных и средних организаций за тот же период заметно ниже — 1% в годовом выражении. II квартал 2016 г. стал десятым подряд кварталом падения инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах по полному кругу организаций) в России. Спаду 2014–2016 годов предшествовала почти нулевая динамика инвестиций в реальном выражении на протяжении 2013 года. В 2014 году объем инвестиций упал на 1,5%, в 2015 году — на 8,4% (что вернуло показатель на уровень 2008 года). Отраслевая разбивка по крупным и средним организациям демонстрирует в I полугодии 2016 г. сохранение существенного роста инвестиций в добычу полезных ископаемых (+7,5% в годовом выражении) и их восстановление в отрасли «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» (+8,2%). Основной негативный вклад в общую динамику за I полугодие 2016 г. внес спад объема инвестиций в обрабатывающие производства (-6,5%) и транспорт и связь (-5,2%). Из-за сложностей с привлечением внешнего финансирования (в том числе из-за выросших ставок по банковским кредитам) в 2014 году в России впервые с 1999 года доля привлеченных средств в структуре финансирования инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций упала ниже 50%. В 2016 году наблюдается восстановление отдельных привлеченных видов финансирования, в первую очередь заемных средств других организаций (помимо банков). В общем финансировании инвестиций в основной капитал доля банковских кредитов по данным на I полугодие 2016 г. составила 8%. Объемы кредитования юридических лиц к середине 2015 года восстановились до уровня 2013 года, а затем вновь снизились, оказавшись в июле 2016 г. на 8% ниже среднего уровня 2013 года. По итогам I полугодия 2016 г. 45 российских регионов снизили объем инвестиций в основной капитал (по полному кругу организаций в годовом выражении), а 40 — его нарастили (по итогам 2015 года спад инвестиций показали 58 регионов, рост — всего 27). В группе развитых регионов инвестиции в 2015–2016 годах упали уже ниже уровня 2008 года (в основном за счет промышленных областей: Нижегородской, Кемеровской, Свердловской, Новосибирской, Самарской и Челябинской). Доля бюджетных средств в финансировании инвестиций наиболее высока в менее развитых (36% в 2015 году) и столичных (27%) регионах, а банковских кредитов — в развитых (10%) и среднеразвитых (9%) регионах [18].
Таким образом, с учетом наличия кризисных явлений инвестиционная сфера Российской Федерации характеризуется следующими признаками:
- недостаточный объем государственных инвестиций;
- формирование новой системы инвестиционных стимулов, в которой решающую роль играет ориентация на получение прибыли. Возрастает роль критериев принятия инвестиционных решений на основе анализа издержек и доходов;
- в экономике наблюдается возрастание доли производства потребительских товаров при одновременном сокращении выпуска товаров производственного назначения;
- возникают новые, в первую очередь негосударственные, источники финансирования [15].
Инвестиционный кризис в нашем государстве предопределен несколькими причинами:
- продолжительный экономический упадок;
- понижение валовых национальных накоплений;
- инфляционные течения;
- понижение стабильности национальной валюты;
- структурные изменения денежной массы;
- понижение инвестиционных выплат государственного бюджета при невозвращённом росте финансирования инвестиций из собственных и привлеченных средств организаций;
- усиление кризиса бюджетной системы;
- рост объема неплатежей;
- нестабильное финансовое положение организаций;
- несоблюдение процессов создания общественного капитала;
- выбор в получении доходов на финансовом рынке, пустой приход иностранных инвестиций;
- неразумность экономической деятельности государства;
- недочёты законодательства;
- продолжительный темп институциональных реформ.
Отечественный опыт реформирования инвестиционной среды большей частью отрицательный, что вызвано как несовершенством в разработке общего замысла реформ, так и профанированием реализации на практике вложенных в нее принципов [10].
Важно отметить, что инвестиционная привлекательность России снижается с каждым годом. Об этом свидетельствует сокращение доли реинвестированных прямых капиталовложений. К тому же, большая часть инвестиций из-за границы приходится на поступления из оффшоров, которые вряд ли можно назвать «иностранными» в общепринятом понимании этого слова. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале (66,3%) составили «прочие инвестиции». А говоря понятным всем языком – кредиты и займы на сумму почти 380 миллиардов долларов. Меньше трети вложений из-за границы пришлось на прямые инвестиции, и совсем уж «крохи» достались инвестициям портфельным. В середине 2014 года произошел спад инвестиций, связанный с окончанием масштабных строек и крупных инвестпроектов. Рост инвестиций наблюдался лишь в сфере добычи несырьевых полезных ископаемых, организации отдыха и торговле [16].