Файл: Понятие инвестиционной политики государства и ее значение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 207

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оценить теперешнее состояние инвестиционного климата в России не составляет особого труда. Начиная с 2011 года размер капиталовложений в экономику России падает с каждым годом. Такая тенденция, наблюдаемая до сих пор, не обнадёживает. Она говорит о том, что инвестиционный климат в нашей стране пока крайне неблагоприятен для капиталовложений, и даже такие факторы как природные ресурсы России, мощный (хотя технически устаревший и хронически недогруженный) производственный аппарат, наличие дешёвой и достаточно квалифицированной рабочей силы, высокий научно-технический потенциал не привлекают инвесторов. Сейчас же важно сказать о том, что теперешнее состояние инвестиционного климата не даёт надежды на скорое оздоровление экономики России, и необходимы активные действия государства по улучшению инвестиционной политики в стране, коих, к сожалению, пока не предвидится, дабы индекс инвестиционного климата в России повышался как внутри страны, так и за её пределами.[8]

Анализируя сложившийся инвестиционный климат в нашей стране, можно заметить, что размер капиталовложений внутри страны зависит от степени доверия населения государству, а за рубежом размер капиталовложений зависит в основном от индекса инвестиционного климата.

Неблагоприятно на состояние инвестиционного климата в России влияют следующие факторы:

- Отсутствие научно-обоснованной экономической и социальной концепции развития страны - одно из самых уязвимых мест российского инвестиционного климата.

- Правовая нестабильность, сопровождающаяся постоянным принятием новых законодательных актов. С советских времен сохраняется тенденция приносить экономические интересы в жертву политике. Нет четкого разделения функций между властью и бизнесом, что приводит к сращиванию капитала и государства, чрезмерному влиянию частных лиц на выработку государственной политики и к личной заинтересованности федеральных чиновников в определенных решениях. В течение последних лет в России так и не был достигнут социальный консенсус. Экономические трудности, ломка общественных отношений, реформы и противостояние им - все это поддерживало острый конфликт на политической сцене, подрывало политическую стабильность.

- Слабость банковской системы - существенный тормоз для инвестиций и один из важнейших факторов инвестиционного риска. Кроме сложности получить кредит по доступной цене, агентам экономики трудно проводить расчеты, получать деньги со счета, что замедляет скорость трансакций и увеличивает их стоимость. Широко применяется “черный нал”, то есть проведение операций помимо банков. Значительная их часть в целях выживания переориентировалась на операции по “отмыванию” денег, на обслуживание иных полукриминальных и криминальных операций.


- Высокий уровень инфляции, нестабильность обменного курса рубля;

- Низкий уровень развития рыночной инфраструктуры;

- Изношенность производственной и транспортной инфраструктуры. [7] Необъятные просторы страны оборачиваются значительными транспортными издержками, что снижает привлекательность регионов, удаленных от рынков сырья и сбыта. Из-за отсутствия современной инфраструктуры многократно возрастают необходимые первоначальные затраты.

Инвестиционную привлекательность России в глазах иностранных инвесторов существенно снижает отсутствие того режима благоприятствования по отношению к иностранным инвестициям, который они имеют в других странах с переходной экономикой.

Последнее время открыто говорится о том, что на данном этапе инвестиционный климат оставляет желать лучшего. Президент РФ открыто заявил, что «деньги бегут из нашей экономики. В возможность безопасной и успешной предпринимательской деятельности верят не так много людей, как нам бы хотелось, нам доверяют не так много предпринимателей, и мы с этим мириться больше не можем -- ни я, ни правительство России». [5]

2.2 Оценка инвестиционной ситуации в РФ

Изменение инвестиционного тренда в России происходило аналогично тенденциям мировой экономики.

С начала 2018 г. динамика накопления основного капитала в российской экономике перешла в область положительных значений. Её среднеквартальное значение в фазе оживления не превышало 2,7%, а в фазе падения достигло 3%.

По итогам 2018 г. валовое накопление основного капитала увеличилось на 6,1%, номинальный прирост материальных оборотных средств составил 0,9% ВВП, а валовое накопление в целом выросло на 28,4%. Тем не менее возобновившийся рост валового накопления основного капитала и валового накопления в целом не компенсировал их падения в 2017 г. (соответственно 14,4 и 41,0%). [18]

В свою очередь, она в значительной степени определяется сложившимися параметрами их финансирования.

Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования без субъектов малого предпринимательства (в % к итогу)

В 2017 г. прервалась многолетняя тенденция к увеличению притока в Россию прямых иностранных инвестиций. По данным Банка России, за год их объем составил 36,8 млрд. долл., или вдвое меньше, чем в 2016 г. (75,5 млрд.), а в 2018 г. снизился еще на 22% (до 28,6 млрд. долл.). При этом общий объем обязательств перед остальным миром в 2018 г. вырос в 5,5 раза по сравнению с 2017 г. (с 6,6 млрд. до 36,6 млрд. долл.), что свидетельствует о привлечении преимущественно краткосрочных средств.


В ресурсном обеспечении инвестиционного процесса за счет внутренних источников произошел ряд существенных структурных сдвигов. Во-первых, значительно возросла помощь со стороны вышестоящих организаций (в форме средств, перераспределяемых в рамках холдингов к дочерним и зависимым компаниям). Если в 2015 г. доля данного источника финансирования инвестиций составила 11,3% , то по итогам 2018 г. она выросла до 18%. [20]

Во-вторых, в структуре финансирования инвестиций в 2016-2018 гг., несмотря на снижение веса прибыли, совокупная составляющая собственных средств повысилась за счет роста доли амортизации.

По итогам 2018 г. доля амортизации выросла до 20,5% по сравнению с 18,7 в 2017 г. и 17,3% в 2016 г., что стало результатом комплекса принятых законодательных мер по поддержке политики ускоренной амортизации:

- с 1 января 2017 г. увеличен размер амортизационной премии с 10 до 30% в отношении объектов, включаемых в состав 3-7 амортизационных групп (срок их полезного использования 3-20 лет), что позволило снизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль;

- с 1 января 2017 г. и 1 января 2018 г. сокращен срок полезного использования для ряда основных средств путем переноса их в группы с меньшим сроком в пределах 3-7 амортизационных групп;

- с 1 января 2017 г. в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для научно-технической деятельности, введен специальный повышающий коэффициент (не более 3);

- с 1 января 2018 г. в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность, введен специальный повышающий коэффициент (но не выше 2).

В-третьих, последовательно снижалась доля кредитов банков. Несмотря на смягчение условий кредитования, по итогам 2018 г. доля таких кредитов в общем объеме финансирования инвестиций уменьшилась до 8,7% по сравнению с 9,4 в 2017 г. и 11,8% в 2016 г. В то же время увеличился приток средств от эмиссии акций. [17]

2.3 Функционирование иностранных инвестиций в России

Иностранные инвестиции играют важную роль в интернационализации экономики любой страны.

В 2017 г. в экономику России поступило 81,9 млрд. долл. иностранных инвестиций, что на 21,0% меньше, чем в 2016 г. Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в 2017 г. 76,7 млрд. долл., или на 12,8% больше, чем в 2016 г. Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец 2017 г. составил 65,1 млрд. долл. В 2017 г. из России за рубеж направлено 82,6 млрд. долл. иностранных инвестиций, или на 27,5 % меньше, чем в 2016 г. Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 76,1 млрд. долл., или на 26,2 % меньше, чем в 2016 г. [20]


Наибольшая доля накопленных иностранных инвестиций в общем их объеме на конец 2018г. приходилась на оптовую и розничную торговлю; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (17,5%), добычу полезных ископаемых (16,7%), деятельность по операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг (10,5%), металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (11,8%); наименьшая доля - на издательскую и полиграфическую деятельность, тиражирование записанных носителей информации (0,1%), текстильное и швейное производство (0,1%), здравоохранение и предоставление социальных услуг (0,06%), рыболовство и рыбоводство (0,04%), производство кожи, изделий из кожи и производство обуви (0,01%), образование (0,001%).

Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России в 2018г. по основным странам-инвесторам (млн. долларов США).[19]

Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 57,8% (на конец июня 2018г. - 55,2%), доля прямых инвестиций составила 39,5% (40,6%), портфельных - 2,7% (4,2%).

В I полугодии 2017г. в экономику России поступило 87,7 млрд. долларов иностранных инвестиций, что в 2,9 раза больше, чем в I полугодии 2018 г. [17]

Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в I полугодии 2018г. 81,7 млрд. долларов, или в 2,5 раза больше, чем в I полугодии 2017 г.

Глава 3. Пути совершенствования инвестиционной политики РФ

3.1 Основные характеристики и проблемы реализации современной инвестиционной политики

Важную роль в правовом регулировании инвестиционной деятельности играет Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Закон имеет принципиальное значение, поскольку им определяются правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Российской Федерации, закрепляются формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, а также права и обязанности инвесторов. Кроме того, 39-ФЗ установил гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности [1].


Кроме того, 39-ФЗ устанавливается четкое разграничение полномочий в области государственного регулирования инвестиционной деятельности между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Так, федеральные органы государственной власти для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, используют следующие формы и методы:

1) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

защиты интересов инвесторов;

предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;

принятия антимонопольных мер;

расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

развития финансового лизинга в Российской Федерации;

проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;

2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета;

ежегодного формирования федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год и плановый период, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере инвестиционной деятельности, и ее реализации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;