Файл: Понятие инвестиционной политики государства и ее значение.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты инвестиционной политики
Понятие инвестиционной политики государства и ее значение
Глава 2. Анализ инвестиционной деятельности в РФ
2.1 Особенности инвестиционного климата РФ
2.2 Оценка инвестиционной ситуации в РФ
2.3 Функционирование иностранных инвестиций в России
Глава 3. Пути совершенствования инвестиционной политики РФ
3.1 Основные характеристики и проблемы реализации современной инвестиционной политики
3.2 Основные направления совершенствования инвестиционной политики РФ
В связи с введением санкций против РФ странами ЕС, США и рядом иных государств, инвестиционные вливания в экономику РФ со стороны указанных стран сильно сократились, либо вообще прекратились. Тем самым были вызваны серьезные проблемы в тех сферах, куда эти инвестиции должны были быть направлены. Зарубежные компании перестали вкладывать свои капиталы в машиностроение, в высокотехнологичное производство, многие автомобильные заводы, действовавшие на территории РФ, вынуждены были свернуть свою деятельность. Сложности наблюдаются также в сфере здравоохранения, в фармацевтической промышленности. Стоимость зарубежных препаратов существенно выросла, а отечественная фармацевтическая промышленность слишком слабо развита, чтобы восполнить дефицит и ценовую недоступность зарубежных аналогов. Политически обусловленные решения о введении санкций сказались на товарообороте, многие продукты и товары, до того относительно свободно попадавшие на российский рынок, отныне не доступны. Либо их цена кусает не только малоимущих покупателей, но и тех, которые относятся к так называемому среднему классу. Введение санкций и нестабильность курса национальной валюты РФ повлияли на цены продовольственных товаров. Продукты питания подорожали с начала введения санкций на 8–40 % . В сельском хозяйстве можно наблюдать рост производства [12].
Тем самым можно констатировать, что с сокращением инвестиций, с оттоком капитала из РФ, появились проблемы во многих сферах, остановились производственные циклы на ряде предприятий промышленности, ощущается нехватка материалов и комплектующих поставлявшихся ранее из-за границы. Особо стоит отметить сворачивание сотрудничества в сфере оборонной промышленности и связанных с этой сферой технологических производств. США и Европа наложением санкций и попытками выставить РФ в наименее привлекательном свете стремятся максимально снизить инвестиции в экономику РФ, способствовать кризису и коллапсу в экономике, а затем, возможно, и смене политического курса руководством страны (или смене самого руководства) [18].
В этой связи важно то, что в Основных направлениях бюджетной политики на 2016-2018 год отмечено, что важной задачей также является формирование целостной системы управления инвестициями. Ее главное отличие от действующей в том, что она должна быть построена на проектных подходах, а не пообъектных принципах. Для создания такой системы требуется установить новое регулирование порядка подготовки и реализации решений о государственном или муниципальном участии в реализации проектов, соответствующих целям государственной политики и направленных на достижение целевых показателей государственных программ. Частичное замещение на возвратное финансирование, в том числе за счет перехода к формированию долгосрочного государственного заказа, либо минимизации рисков осуществления частных инвестиций за счет определения единственного поставщика под обязательства по локализации выпуска промышленной продукции и осуществления поставок для государственных нужд должно привести к сокращению прямого бюджетного финансирования, направленного на формирование и поддержание рентабельности активов в сфере промышленного производства, а также проектов по модернизации существующего производства [11].
Таким образом, целесообразно реализовывать комплексную инвестиционную политику государства, предполагающую создание банков долгосрочного инвестиционного развития, имеющих своей главной задачей целевое кредитование; увеличение государственных инвестиций стратегических отраслей; уход от «ресурсной иглы»; создание благоприятных условий и механизмов накопления национального капитала и его трансформации в реальные инвестиции; стимулирование и поддержку инвестиционной деятельности среднего и малого предпринимательства; привлечение предпринимательских инвестиций в инновации. [3]
В связи со всем вышеуказанным, для экономики РФ необходимо искать новых инвесторов, выходить на новые рынки, коими могут стать и уже становятся, например, Китай, Индия и прочие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Данные государства могут вполне успешно восполнить недостаток тех комплектующих из Европы, производство которых в РФ на данный момент невозможно. Привлечение в свою экономику инвестиций со стороны этих стран, а также выгодные вложения в их экономику, широкая торговля и сотрудничество в военно — технической сфере, могут способствовать развитию и укреплению как экономики наших новых партнеров, в лице вышеназванных стран, так и РФ. Более того, сотрудничество с данными государствами положительно скажется и на общемировом политическом климате, ибо наличие двух центров силы, США с их союзниками, и РФ, Китая, Бразилии, Индии и т.д., будет способствовать более разумной внешней политике всех государств [15].
3.2 Основные направления совершенствования инвестиционной политики РФ
В настоящее время в российской экономике сложились предпосылки для быстрого инвестиционного и хозяйственного подъема. Целый ряд секторов демонстрирует признаки настоящего инвестиционного бума - темпы роста инвестиций здесь значите6льно опережают динамику хозяйственного оживления и в годовой оценке достигают 19,5% и выше.
Главная опасность для будущего развития страны заключается в том, что рост инвестиций пока очень неустойчив и во многом базируется на благоприятной конъюнктуре мировых рынков. Не устранены фундаментальные причины слабости российской экономики -- незавершенность структурных и институционных реформ в реальном секторе, его низкая конкурентоспособность и физическая изношенность производственного аппарата, структурные деформации национального хозяйства (перекос в сторону топливно-сырьевых секторов при слабой конкурентоспособности обрабатывающей промышленности и низкой доле высокотехнологичных предприятий), сохранение обширного сектора убыточных производств, низкая восприимчивость предприятий к инвестициям. [15]
Прямое участие государства в инвестиционной деятельности обычно осуществляется в форме целевого финансирования капитальных вложений, осуществляемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, в том числе совместно с иностранными инвесторами. Кроме непосредственного выделения средств из бюджета для финансирования инвестиционных проектов, государство может также осуществлять выпуск целевых облигационных и иных аналогичных инвестиционных займов; предоставлять концессии отечественным и иностранным инвесторам по итогам торгов (конкурсов и аукционов); обеспечивать государственные гарантии по проектам, реализуемых за счет средств федерального и регионального бюджетов. Формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирование их за счет бюджетных ассигнований осуществляет Правительство РФ. Для реализации таких проектов на конкурсной основе могут размещаться средства федерального бюджета, как правило, на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых Законом о федеральном бюджете на соответствующий год. [7]
Государственное регулирование инвестиционной деятельности включает также экспертизу проектов и защиту прав субъектов инвестиционной деятельности. Все инвестиционные проекты независимо от форм собственности и источников финансирования до их утверждения подлежат экспертизе. Она проводится для предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права юридических и физических лиц или не отвечает требованиям утвержденных стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности капитальных вложений. Порядок проведения государственной экспертизы инвестиционных проектов устанавливается Правительством РФ. Защита прав субъектов инвестиционной деятельности подразумевает обеспечение всем участникам равных прав при обсуждении и осуществлении инвестиционных проектов, а также предоставление любому субъекту экономических отношений права обжалования в судебном порядке любых решений органов государственной власти и должностных лиц, противоречащих законным интересам юридических лиц и граждан. [3]
Для достижения поставленных целей государство принимает непосредственное участие в инвестиционном процессе, выступая не только в качестве инвестора, но и инициатора инвестиционной деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов и потребностей и, одновременно, в качестве важнейшего фактора инвестиционной среды, обеспечивая стабильность экономической ситуации и поддержание благоприятного инвестиционного климата, одной из основных характеристик которого является уровень инвестиционного риска. [8]
Инвестиционная деятельность в современных условиях является основным фактором развития преобразования и стабильности экономики. Инвестиции в расширение и модернизацию производственных мощностей способствуют повышению эффективности производства, обеспечивают накопление оборотных средств, выступают важнейшим элементом совокупных расходов, оказывают влияние на объем, структуру обновленного производства, спрос и предложение, занятость населения и др. Вместе с тем, нерациональное использование инвестиций приводит к замораживанию всех видов производственных ресурсов и сокращению объемов национального производства и как следствие к деградации экономики.
Главные цели инвестиционной политики государства обусловлены решением стратегических задач развития Российской Федерации, определенных в «Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу». [10]
В среднесрочном плане государственная инвестиционная политика должна быть нацелена на раскрепощение инициативы частнопредпринимательского сектора экономики, создание благоприятного инвестиционного климата и преодоление законодательных и институциональных ограничений росту инвестиций в производство, усиление их социальной направленности, противодействие возникшим после кризиса угрозам дестабилизации хозяйственной жизни в стране в связи с крайне физической изношенностью производственного аппарата, чреватой массовым выбытием основного капитала и опасностью возникновения техногенных катастроф.
В связи с этим основными принципами и задачами политики государства в инвестиционной сфере должны стать:
- усиление роли государства как гаранта осуществления предсказуемого благоприятного нормативно-правового режима хозяйственной деятельности отечественных и зарубежных инвесторов, публичность проводимой государственной инвестиционной политики;
- введение иммунитета внутренних инвесторов в отношении вступления в силу правовых норм, ухудшающих условия внутренних инвестиций в части взаимоотношений инвесторов с государством, предоставление
законодательных гарантий инвесторам в сохранении стабильных условий хозяйствования;
- создание равных конкурентных условий хозяйственной деятельности всем инвесторам независимо от формы собственности, способствующих эффективному размещению капитала и устойчивому экономическому развитию; отказ от практики избыточного вмешательства в дела бизнеса;
- осуществление действенных законодательных и практических механизмов защиты интересов и прав инвесторов при реализации инвестиционных проектов; устранение противоречий нормативно-законодательной базы инвестиционной деятельности, снятие барьеров входа на рынок капиталов;
- либерализация рынка инвестиционных проектов путем упрощения процедур согласования и получения разрешительной документации при их разработке и реализации;
- обеспечение возможности получения инвесторами достоверной информации об организациях в целях анализа и выбора объектов инвестиций;
- содействие становлению современной институциональной инфраструктуры инвестиционного рынка, обеспечивающей эффективную трансформацию сбережений национальной экономики в инвестиции в производство, становление эффективных рыночных механизмов межотраслевого перелива капитала.
- усиление социальной направленности инвестиционной деятельности в стране, безусловный приоритет инвестиций в «человеческий» капитал, в развитие социальной инфраструктуры, здравоохранения, образования, фундаментальной и прикладной науки;
- отказ от неэффективных инвестиционных расходов из бюджета, безусловное выполнение инвестиционных обязательств государства в рамках годового бюджетного плана;
- открытость и предсказуемость государственной инвестиционной политики, стимулирование привлечения капиталов частнопредпринимательского сектора для решения приоритетных задач социально-экономического развития страны;
- отказ от прямого государственного финансирования эффективных, коммерчески окупаемых инвестиционных проектов;
- повышение эффективности инвестиционной деятельности государственного сектора экономики, обеспечение «прозрачности» данных инвестиционных потоков и программ;
- создание благоприятных условий наращивания инвестиционно-финансового потенциала российских предприятий путем осуществления программ их реструктуризации;
- либерализация внешнеторгового и налогового режимов для ввоза в Россию современного технологического оборудования, необходимого для нужд модернизации действующих предприятий;
- повышение инвестиционной привлекательности российских предприятий на основе решения вопроса о собственности на землю под приватизированными зданиями и сооружениями. [15]
Сегодня в России создалась реальная возможность успешного проведения модернизации экономики с минимальными социальными издержками. Наблюдаются промышленный рост, увеличение инвестиций, снижение бюджетного дефицита, низкая инфляция, рост налоговых поступлений и золотовалютных резервов.