Файл: Понятие инвестиционной политики государства и ее значение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 206

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изменения должны коснуться и системы вычетов, учитываемых для целей налогообложения прибыли. Здесь должен быть предусмотрен комплекс льгот, направленных на поддержку деятельности предприятий и стимулирующих их инвестиционную активность. [18]

3.3 Пути улучшения инвестиционного климата

После всего сказанного можно сделать несколько основных выводов относительного политики улучшения инвестиционного климата в России:

  1. Для обеспечения экономического роста, без которого невозможно решение насущных социальных проблем и сохранение научно-технического потенциала, пока еще позволяющего поддерживать статус России как индустриально развитой страны, благоприятный инвестиционный климат на нынешнем этапе становится главной задачей.
  2. Требуется радикальное улучшение инвестиционного климата, ибо ныне он остается весьма непривлекательным.
  3. Разумная политика состоит в том, чтобы обеспечить если не быстрое, то постоянное и неуклонное улучшение ситуации. У инвесторов должна сложиться уверенность, что сегодня лучше, чем вчера, а завтра будет лучше, чем сегодня; что эта тенденция не зависит от политической конъюнктуры.
  4. Таким образом, требуется долгосрочная стратегия стимулирования сбережений и привлечения инвестиций, в том числе иностранных, закрепленная в государственной экономической политике. Учитывая неустойчивость российской политической ситуации, желательно ее подтверждение всеми основными общественно-политическими силами, которые могут претендовать на власть в стране. [9]

Меры на ближайшую перспективу

  1. Необходимой предпосылкой инвестиционной деятельности является низкий уровень инфляции, равно как и предсказуемость поведения цен в экономике. Поэтому важнейшей задачей остается проведение политики, направленной на устойчивое снижение инфляции и инфляционных ожиданий. Требуется ужесточение контроля за доходами и расходами бюджета.
  2. Без серьезных усилий по урегулированию проблемы государственного долга, а также без введения жестких ограничений на формирование государственного долга невозможно улучшить имидж России в глазах иностранных инвесторов.
  3. В области налогов не должно быть политики «собрать налоги любой ценой». Представляется, что простая, понятная система налогообложения удовлетворяла бы чаяниям налогоплательщиков и позволяла бы соблюсти государственные интересы. Должны быть пересмотрены и резко сокращены налоговые и таможенные льготы, а их предоставление должно носить не индивидуальный, а формализованный характер. Но следует учесть, что важное место среди возможных фискальных стимулов предпринимательской деятельности занимают льготы, связанные с преференциальным режимом в отношении поставок импортного оборудования, сырья и комплектующих, используемых в деятельности предприятий с прямыми иностранными инвестициями (полное или частичное освобождение от импортных пошлин), и в отношении экспорта продукции этих предприятий (освобождение от экспортных пошлин, льготы по доходам от экспортных операций или полное освобождение их от налогов). А также необходимо разработать и законодательно закрепить систему налоговых каникул, чтобы составить достойную конкуренцию на международном рынке капиталов.
  4. В кратчайшие сроки реализовать программу реструктуризации банковской системы, считая это одной из самых актуальных задач:

  • создание благоприятных условий для увеличения присутствия в России иностранных банков;
  • повышение прозрачности банковской системы, совершенствование системы банковского надзора, предупреждения банкротств банков;
  • стимулирование повышения квалификации банковских менеджеров;
  • завершение введения новой системы бухгалтерского учета, базирующейся на международных принципах.

Центральный Банк должен впредь воздерживаться от выдачи лицензии банкам, возглавляемым бывшими управляющими неплатежеспособных банков (а также банкам, в которых крупный пакет принадлежит владельцам неплатежеспособных банков) до тех пор, пока эти банки не осуществят выплаты по долгам. Также следует более четко регламентировать порядок определения валютного курса при удовлетворении претензий кредиторов по обязательствам в иностранной валюте. [10]

  1. Существенного совершенствования требует валютное регулирование. В этой части необходимы следующие меры:
  • отменить лицензирование ввоза иностранного капитала на территорию России. Для этого необходимо внести поправки в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;
  • ввести уведомительный порядок регистрации иностранных инвестиций (в том числе валютных операций, связанных с движением капитала), кроме изъятий, установленных законодательно;
  • упростить выдачу налоговых кредитов и освобождений тем инвесторам, которые имеют на это право по закону.
  1. Для инвесторов не менее важным фактором, влияющим на принятие решения по инвестированию, является защита прав собственности. В этой области необходимо создать претенденты пересечения действий мажоритарных инвесторов и менеджеров компаний по ущемлению прав собственности в отношении меньшинства акционеров, а также внести соответствующие изменения в закон «Об акционерных обществах», исключающие злоупотребления со стороны большинства инвесторов и совета директоров. Подобные случаи необходимо предавать широкой огласке для утверждения норм деловой этики. Также необходимо уделить особое внимание защите прав интеллектуальной собственности. Требуется не только защищать зарегистрированные торговые марки, выданные патенты, осуществлять защиту от подделки продукции, но также и ввести преследование за подражание названию (Panasonic и Panasonix, Aqafresh и Aqarelle), цвету, дизайну (чипсы «Lays» и «Наши чипсы») как это предусмотрено законодательством. Требуется повысить эффективность деятельности правоохранительных органов в этой сфере. [15]
  2. Необходимо упростить процедуры по организации бизнеса. В настоящий момент требуется резолюция 20-30 автономных и дислоцированных в разных местах инстанций и от 50 до 90 разрешительных документов. Надо создать технологию, базирующуюся на принципе «одного окна», когда предпринимателю достаточно обратиться в одну инстанцию и за относительно короткий отрезок времени, исчисляемый несколькими днями, он сможет получить разрешение или четко аргументированный отказ. Одновременно требуется создание независимого института для апелляций. Барьеры для входа на рынок должны быть прозрачны, предприниматель должен представлять, сколько ему потребуется инвестировать для того, чтобы открыть дело. [8]
  3. Для создания привлекательного имиджа требуется информировать потенциальных инвесторов относительно имеющихся в стране инвестиционных возможностей путем проведения рекламно-информационных компаний в СМИ, организации и участия в инвестиционных выставках, презентациях и семинарах инвестиционных миссий за рубежом. [5]

Информационная поддержка является необходимым элементом работы с международными инвесторами, особенно в тех случаях, когда в принимающей стране происходит изменение общеэкономических либо нормативных условий инвестиционной деятельности. Качество информации играет важную роль в экономическом развитии, так как:

  • полнота и доступность информации определяют уровень конкурентности рынка и влияют на эффективность распределения ресурсов агентами, оценку рисков и уровень требуемой доходности;
  • развитие современных средств коммуникации вызвало лавинообразный рост доступной информации. Критическое значение приобретают актуальность сведений, доверие к источнику информации и уровень затрат по получению данных в нужном формате.

Широкое распространение в мире получила практика создания специализированных государственных и полугосударственных агентств, ответственных за взаимодействие с иностранными инвесторами. Подобные агентства действуют примерно в 100 странах. Агентства выполняют три основные функции:

  1. Создание благоприятного имиджа страны в глазах потенциальных инвесторов.
  2. Осуществление целевого привлечения инвестиций.
  3. Оказание инвесторам услуг, связанных с осуществлением инвестиций. [9]

Такое агентство было создано в России по инициативе Консультационного Совета по иностранным инвестициям – Российский центр содействия иностранным инвестициям. Однако он не пользуется вниманием со стороны Правительства, в том числе в плане финансирования.

Целевое привлечение инвестиций реализуется путем определения круга компаний, инвестиции которых рассматриваются в качестве наиболее важных для экономического развития страны, и установления прямых контактов с ними с целью заинтересовать перспективами осуществления инвестиций. В рамках конкурентной политики по привлечению инвестиций подобные контакты воплощаются в организацию инвестиционных миссий и семинаров, ориентированных на определенные отрасли, обмен информацией с компаниями – потенциальными инвесторами и организацию встреч представителей агентства с руководством этих компаний.

Крайне желательно создание общенациональной информационной сети с необходимой для инвесторов информацией. [3]

Меры на средне- и долгосрочную перспективу

  1. В перспективе, для серьезного улучшения инвестиционного климата в России, роста производства и производительности, исключительно важно выравнивание условий конкуренции и дальнейшая либерализация экономики. Неэффективные предприятия не должны поддерживаться государством и местными властями ни прямо, ни косвенно. Должно сокращаться перекрестное субсидирование. Напротив, предпочтение должно оказываться перспективным, сильным, более эффективным компаниям, чтобы ускорить процесс обновления экономики.

Ясно, что этот процесс был и будет болезненным. Именно этим объясняются медленные процессы трансформации. Но отсюда следует, скорее, вывод о том, что структурная перестройка экономики должна сопровождаться реализацией специальных социальных программ типа трудоустройства и переобучения высвобожденных работников, переселения людей из северных регионов, но не дальнейшим торможением роста эффективности. [9]

По сути, важнейшими составляющими структурных реформ являются дальнейшие усилия по:

  • защите прав собственности;
  • укреплению корпоративного управления;
  • усилению дисциплины исполнения контрактов;
  • поддержке малого бизнеса;
  • развитию банковской системы и институтов финансового рынка;
  • реформированию естественных монополий.

Дальнейшие структурные реформы потребуют существенного совершенствования законодательства. В части регулирования инвестиционной деятельности такое совершенствование требуется провести по трем основным направлениям:

  • следует устранить противоречивость и дублирование между тремя основными законами («Об инвестиционной деятельности в РФ», «Об иностранных инвестициях», «Об осуществлении инвестиций в форме капитальных вложений»), регламентирующими инвестиции, для чего, может быть, следует принять единый закон об инвестициях, который следует наполнить реальными правовыми нормами, несущими существенную нагрузку, и освободиться от декларативных норм;
  • также следует устранить противоречия между законодательными актами, регламентирующими различные аспекты хозяйственной деятельности, в частности, необходимо гармонизировать положения ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»;
  • в целях защиты прав собственности необходимо законодательно расширить права меньшинства акционеров и аутсайдеров, особенно в вопросах доступа к информации, организации собраний акционеров и представительства в совете директоров. Целесообразно ввести ограничение на количество мест в совете директоров для владельца контрольного пакета. Здесь требуется внесение изменений в действующие законы, в частности, в ФЗ «Об акционерных обществах». [11]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С началом перехода нашей страны к рыночной экономике в России точка зрения на содержание понятия «инвестиции» существенно поменялась. Сегодня данное понятие уже нашло свое отражение и в законодательстве страны. Можно сказать, что сегодня инвестиции играют огромную роль в экономике стран. Их роль состоит в первую очередь том, что инвестиции являются одним из ключевых путей для реализации экономической, а также финансовой стратегии компании, которая направлена на рост эффективности, а также расширение сферы его деятельности и рост ее конкурентоспособности, увеличение ее рыночной стоимости. Вообще инвестировать означает расставаться с финансовыми средствами сегодня для того, чтобы получить намного большую сумму финансовых средств в будущем. Здесь предполагается, что финансовые средства имеют определенную временную стоимость, а сами же финансовые вложения обязательно сопряжены с большим риском. Премией же за данный риск является большой прирост доходности. То есть можно говорить о том, что инвестор, именно исходя из своих возможностей, а также определенной психологической склонности, выбирает наиболее оптимальное для себя соотношение доходности и риска. Инвестиционный климат определяется условиями создания для осуществления инвестиционной деятельности. На макроуровне эти условия создаются государством. Они имеют правовую и социальную характеристику.


Хотелось бы отметить, что современная инвестиционная политика государства является составной часть всей финансовой политики. Можно сказать, что она выражает определенное отношение государства к финансированию всей инвестиционной деятельности. Данная политика определяет ключевые цели, направления инвестиций, а также основные формы государственного регулирования всей инвестиционной деятельности. Современная инвестиционная политика государства характеризуется целью и задачами, определенным механизмом их реализации. Основной целью инвестиционной политики государства является реализация определенного стратегического плана социального и экономического развития страны, а также активизация инвестиционной деятельности для активного подъема отечественной экономики, повышения эффективности всего общественного производства.

Для инвестиционной политики государства характерна сложная структура, включающая в себя комплекс тактических и стратегических мер, обеспечивающих прогнозирование ключевых экономических показателей государства, нормативное регулирование соответствующих отношений между государством и инвесторами, формирование государственных заказов на закупку инвестиционных товаров, определение финансовой политики в отдельных отраслях экономики (промышленности, сельском хозяйстве и др.).

Активное исследование различных вопросов инвестиционной политики на макро- и на микро-уровне сегодня является особенно актуальным для РФ, так как она еще находится на пути к современной рыночной экономике. Сегодня ключевыми направлениями современной инвестиционной политики являются различные меры по организации наиболее благоприятного режима для работы, как отечественных, так и иностранных инвесторов, увеличению прибыльности, снижению рисков в интересах стабильного экономического, социального развития, повышению всего жизненного уровня населения страны. Любая российская компания стремится заручиться поддержкой деловых партнеров путем получения от них значительных инвестиций для дальнейшего развития бизнеса.

На самом деле проблема инвестирования в нашей стране стоит довольно остро. Многие компании еще не пришли в себя после недавнего финансового и экономического кризиса, поэтому вкладывать в них свои деньги является крайне нерентабельным. Рассматривая факторы, влияющие на уровень инвестиционной активности в стране, мы опираемся на понятие так называемого инвестиционного климата. Основываясь на комплексном подходе к этому явлению, можно сделать для себя парадоксальные выводы относительно инвестиционной активности в нашей с вами стране.