Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основы МВФ: его история, сущность и структура
1.1. История возникновения МВФ
1.2. Основные цели и функциональные характеристики МВФ
1.3. Организационная структура и основные подразделения организации
1.4. Порядок вступления в МВФ и обязательства вступающих стран
2. Разнообразие форм деятельности МВФ
2.1. Инспектирование, консультации, предоставление услуг МВФ
2.2. Финансирование стран-участниц МВФ
3. Роль МВФ в регулировании валютно-финансовых отношений
3.1. Место МВФ в системе международных валютно-кредитных отношений и его роль в их регулировании
Введение
Международный валютный фонд является валютно-финансовой организацией и играет важную роль в системе международных финансовых отношений. Именно МВФ диктует правила игры и формирует основные возможности Международного валютного капитала-как для накопления, так и для размещения на международной арене, что позволяет использовать его целенаправленно и эффективно. Безусловно, МВФ имеет большое значение как в развитии экономики страны, так и в развитии мировой экономики. Поэтому для полноценного функционирования международных экономических отношений очень важно, в основном, изучение методов и ролей работы. И рассмотрение этой темы тоже актуально.
Финансовые рынки переживают чрезмерное беспокойство по поводу перспектив развития мировой экономики и нарастающего торгового напряжения. Курс денежно-кредитной политики центральных банков стал более благоприятным благодаря снижению экономической активности и ухудшению ситуации, что привело к резкому снижению процентных ставок по государственным долгосрочным облигациям.
Денежно-кредитная политика в перспективе стимулирует экономику, но мягкие финансовые условия способствуют принятию финансовых рисков и дальнейшему росту уязвимости в некоторых секторах и странах. Независимость корпоративного сектора уже находится на высоком уровне из-за роста задолженности и снижения стоимости услуг в структуре крупнейших стран. Если экономический рост замедлится до половины снижения, случившегося во время мирового финансового кризиса, корпоративный долг (долги компаний, операционные доходы которых меньше процентных расходов) может вырасти.
Процентные ставки в экономически развитых странах также стимулируют страны, которые формируют собственный рынок потоковых капиталов. Следующие показатели прироста капитала связаны с заимствованиями: в странах, где формируется рынок среднего долга, экспорт вырос на 160% по сравнению с 2008 годом, до 1008%. В некоторых странах это соотношение превышает 300%. При улучшении международных финансовых условий потерпевший может повысить риск получения кредита и улучшить перспективы погашения задолженности. Например, из-за чрезмерной долговой нагрузки некоторые государственные предприятия могут затруднить доступ на рынок и исполнять свои обязательства без государственной поддержки. В некоторых странах более широкое использование внешних займов для пограничной экономики в будущем также может повысить их экономическую безопасность.
Целью настоящей работы является изучение феномена Международного валютного фонда и значение его роли в формировании международных валютных и финансовых отношений.
Для достижения цели определены следующие задачи курсовой работы:
- изучение истории, целей, задач и структуры МВФ;
- рассмотрение деятельности МВФ в сфере валютного кредитования;
- определение места МВФ в системе международных валютно-финансовых отношений;
- изучение взаимоотношений Узбекистана и МВФ.
При этом деятельность Международного валютного фонда является объектом исследования.
Предмет исследования-роль Всемирной организации в регулировании валютно-финансовых отношений.
Исследование в данной работе включает как анализ различных показателей деятельности Международного валютного фонда, так и общую информацию о его деятельности, формы и методы его работы с сопоставимыми структурами стран-членов и кандидатов.
Результаты такого анализа позволяют сделать некоторые выводы, связанные с деятельностью МВФ в международной валютной финансовой системе. При проведении этого исследования было обращено внимание на формирование данной организации, а также на важность ее деятельности в современных исторических условиях.
1. Основы МВФ: его история, сущность и структура
1.1. История возникновения МВФ
Международный валютный фонд был создан в 1945 году сразу после Второй мировой войны. История фонда тесно связана с Организацией Объединенных Наций (ООН). Но, МВФ независим от ООН, эти организации связаны специальным соглашением о сотрудничестве. Соответственно, обе организации независимы -как отдельная единица.
Решение о создании МВФ было принято на Бретт-Вудской конференции ООН в июле 1944 года, на которой пересмотрены принципы функционирования мировой валютной системы. Тогда 44 страны, представленные на этой конференции, решили создать основу экономического сотрудничества для предотвращения дублирования девальвации, ставшей одной из основных причин Великой Депрессии в 1930-х годах, а также восстановить международную финансовую систему после Второй мировой войны. Кроме того, была установлена стабильная цена золота в долларах, которая стала основной валютой [3].
В конце 1945 года соглашение о создании Международного валютного фонда подписали представители 29 стран. Это соглашение послужило основанием для создания МВФ, но он начал свою деятельность только в марте 1947 года. Официальная дата создания Международного валютного фонда считается 27 декабря 1945 года.
В 1971 году был отменен «золотой валютный стандарт» : президент США Ричард Никсон объявил о его временном прекращении. За прошедшие десять лет курс доллара по отношению к золоту был завышенным, в то время как рост цен на нефть и Вьетнамская война разрушили систему. Через пять лет они подписали новый документ-ямайские соглашения о свободной торговле: курс валют не утверждается, но формируется на основе спроса и предложения. Эти правила все еще применяются.
В истории МВФ были два этапа интенсивного роста государств-членов: присоединение африканских стран в 60-е годы и во время распада СССР и Восточной Европы. С 1989 по 1991 годы число стран в МВФ увеличилось с 152 до 172. Роль фонда возросла, так как она дала кредит взамен перестройки, урегулировав переход вновь созданных государств от запланированной экономики к рыночной экономике. Фонд до сих пор предоставляет кредиты Грузии, Молдове, Украине и Армении - на конец 2018 года общий долг для этих стран составил 12 миллиардов долларов США [3].
Ипотечный кризис США 2008 года вновь усилил влияние МВФ. Фонд пересмотрел принципы кредитования членов и в некоторых случаях внедрил новые правила финансовой поддержки, которые могут превысить ранее установленные лимиты. Общий объем денег на кредит вырос до 750 млрд долларов, так как ведущие страны-члены МВФ готовы финансировать фонд за счет собственных средств.
Первой страной социалистического лагеря, вошедшей в Международный валютный фонд, стала Румыния, входившая в МВФ в 1973 году. Уже в середине 80 - х годов долг Румынии вырос до 22 миллиардов долларов. Первым государством, получившим кредит от МВФ, стала Франция. После Второй мировой войны страна получила деньги с целенаправленным условием для восстановления экономики. Этот кредит МВФ выдан Франции в 1947 году [4].
Вскоре другие европейские страны последовали примеру Франции. В результате основным инструментом накопления европейцев стал «сильный» доллар, а собственные «слабые» валюты были обесценены.
Первоначально Международный валютный фонд был создан как организация, предоставляющая краткосрочные и среднесрочные займы государствам, имеющим дефицит платежного баланса и с целью поддерки устойчивости национальной валюты.
Соглашение в Бретт-Вудс основано на плане главы делегации США Гарри Декстер Уайта - высшего должностного лица Министерства финансов США. Но подлинными авторами этого документа являются Генри Моргентау и Марринер Экклз. Генри Моргентау тогда был министром финансов США, который занимал эту должность 11 лет. С октября 2019 года по настоящее время руководителем Международного валютного фонда является болгарская экономист Кристалина Георгиева [4].
Сейчас членами МВФ являются 187 стран, то есть практически все признанные государства мира (в ООН из них 193) [4].
Международный валютный фонд является уникальной организацией, не имеющей аналогов в мире.
Помимо уникальной системы, МВФ имеет свой необычный платежный инструмент под названием СДР.
Эта аббревиатура переводится как quot; специальное право заимствования. СДР-это искусственный резервный и платежный инструмент, который не имеет наличных денег. Этот платежный инструмент существует только в безналичной форме и выпускается МВФ.
СДР указывается в виде записи на банковских счетах, которые практически не являются долговыми обязательствами или валютами. Оборот данного платежного инструмента осуществляется только в рамках системы МВФ. Он применяется для регулирования сальдо платежных балансов, а также для расчетов по крупным кредитным обязательствам. Кроме того, этот платежный инструмент может быть использован для пополнения дефицита платежного баланса.
Решение о создании специального права заимствования было принято в конце 1969 года. По состоянию на конец декабря 2018 года богатство МВФ составило 217 миллиардов СДР [3].
Уставный капитал МВФ формируется за счет взносов стран-участниц.
Международный валютный фонд имеет свой управляющий орган, где места распределяются между странами-участницами в соответствии с размером их квот. Порядок принятия решений в МВФ имеет определенное положение. За принятие этого или иного решения требуется 85% голосов. При этом 17% голосов с момента создания организации находятся в руках США [3].
Таким образом, США имеют право вето: без одобрения государств невозможно принять никаких важных решений. Это, конечно, вызывает критическую волну других государств. Однако США продолжают пользоваться своим преимуществом и препятствуют перераспределению квот. Это является эксклюзивным правилом, чтобы сохранить свое лидерство.
1.2. Основные цели и функциональные характеристики МВФ
Поскольку главной задачей Фонда является мировая валютная стабильность, основными вопросами, обсуждаемыми в ходе регулярных ежегодных заседаний Совета директоров МВФ и заседаний Международного валютно-финансового комитета (МВФ), являются: реформирование международной финансовой архитектуры и системы управления, в первую очередь, квот и голосов, изменение денежно-кредитной политики развитых стран и их влияние на мировую экономику в целом, повышение роли стран с складывающимся рынком, реформа финансового регулирования и др.
В соответствии со статьей 1 соглашения МВФ ставит на себя следующие цели:
Содействие развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм консультаций и совместной работы по международным валютно-финансовым проблемам.
Содействие расширению и сбалансированному росту международной торговли и создание за счет этого условий для достижения и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развития продуктивных ресурсов всех государств-членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики [7].
Предотвращение девальвации валют в целях соблюдения стабильности валют и упорядоченного валютного режима между государствами-членами, а также получения преимуществ в конкуренции.
Содействие созданию многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также устранению валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли.
Создание в них доверительных условий за счет временной передачи общих ресурсов Фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий, тем самым обеспечение возможности исправления несоответствий в их платежных балансах без принятия мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне.
Согласно вышесказанному, сокращение продолжительности нарушения баланса внешних платежных балансов государств-членов, а также снижение масштабов этих нарушений.
В целях визуализации представим основные цели МВФ в виде схемы на рисунке 1.
Рисунок 1 - Основные цели МВФ [7]
Участники Бреттон-Вудской конференции поручили фонду выполнить три основные функции:
- контроль за исполнением «кодекса поведения» (интегрированное взаимодействие в вопросах международной валютной политики и межгосударственного платежного оборота);