Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основы МВФ: его история, сущность и структура
1.1. История возникновения МВФ
1.2. Основные цели и функциональные характеристики МВФ
1.3. Организационная структура и основные подразделения организации
1.4. Порядок вступления в МВФ и обязательства вступающих стран
2. Разнообразие форм деятельности МВФ
2.1. Инспектирование, консультации, предоставление услуг МВФ
2.2. Финансирование стран-участниц МВФ
3. Роль МВФ в регулировании валютно-финансовых отношений
3.1. Место МВФ в системе международных валютно-кредитных отношений и его роль в их регулировании
- предоставление финансовых ресурсов членам фонда в целях обеспечения исполнения « кодекса поведения» ;
- организация форумов для взаимных консультаций стран-членов и сотрудничества по вопросам международной валюты.
Перечень современных функций Международного валютного фонда во многом соответствует статье 1 хартии МВФ [6]:
- расширение международной торговли;
- помощь странам в виде кредитов;
- содействие межгосударственному взаимодействию в денежной политике;
- оказание помощи в подготовке (обучении, стажировке) экономических кадров;
- стабилизация обменных курсов валют;
- консультирование стран-должников;
- разработка и внедрение стандартов мировой финансовой статистики;
- сбор, обработка и публикация указанной статистики.
1.3. Организационная структура и основные подразделения организации
Организационная структура МВФ представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Организационная структура МВФ [7]
Высший управляющий орган МВФ-Совет управляющих (англ. Board of Governors), где каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. Рассмотрение Совета включает решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в статьи соглашения, принятие и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, избрание исполнительных директоров. Менеджеры обычно собираются на сессию один раз в год, но в любое время могут проводить собрания и голосовать по почте. Уставный капитал составляет порядка 217 млрд. долл. СДР (англ. Специальные способы привлечения, СДР, SDRs) или специальные права заимствования (SPZ), это искусственное Резервное и платежное средство, выпущенное МВФ. В январе 2008 года 1 СДР составил около 1,5 долларов США. Формируется за счет взносов государств-членов, каждый из которых обычно оплачивает около 25% своей квоты в СДР или валюте других членов, а остальные 75% - в своей национальной валюте. В зависимости от размера квот между органами управления МВФ распределяются голоса между странами-членами [7].
Источники финансовых ресурсов валютного фонда, кроме квот, выплачиваемых странами-участницами:
- золотые авуары, по официальным данным, оцениваются около 90,5 миллионов унций и 3,2 миллиарда СДР. Организация принимает золото от стран-участников в основном в качестве выплаты процентов по кредитам, после чего вправе направить на финансирование новых кредитных траншей;
-займы государств-членов « материальное обеспечение» ;
- средства донорских трастовых фондов и кредитных линий, открывающие фонды G7 и G20 страны [5].
Исполнительный совет, определяющий политику и отвечающий большинству решений, состоит из 24 исполнительных директоров. Директоры назначаются восемью странами с наибольшей квотой в фонде - Соединенные Штаты Америки, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Китай, Россия и Саудовская Аравия. Остальные 176 стран разделены на 16 групп, каждый из которых выбирает исполнительного директора. В качестве примера такой группы стран можно объединить центральноазиатские республики бывшего СССР под руководством Швейцарии, называемой Гельветистаном. Чаще всего группы образуют страны с аналогичными интересами и обычно из одного региона, например французско-языковые страны Африки [5].
Наибольшее количество голосов в МВФ: США- 16,4 %; Германия-5,99%; Япония - 6,5 %; Великобритания-4,9%; Франция-4,9%; Саудовская Аравия-3,2%; Китай - 6, 4 %; Россия-2,7%. Доля 15 стран-участниц ЕС составляет 30,3 %, 29 стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития имеют в совокупности 60,3% голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих более 84% от числа членов фонда, приходится только 39,6% [7].
На рисунке 3 представлены квоты основных стран МВФ.
Рисунок 3 – Квоты основных стран в МВФ, в % [7]
В МВФ действует принцип «взвешенного» голосования: возможность стран-членов оказывать влияние на деятельность фонда путем голосования определяется их долей в капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины вклада в капитал и один дополнительный голос за каждые 100 тысяч СДР суммы данного взноса. Если страна приобрела (продала) СДР, полученный при первоначальной эмиссии СДР, количество его голосов увеличивается (уменьшается) на 1 для каждой 400 тысяч купленных (проданных) СДР. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов ведущих государств.
По сути, США и Европейский Союз, который часто поддерживает их, имеют достаточную квоту для принятия большинства решений в МВФ. Усилия Китая, России и Индии по увеличению квот в фонде встречаются с обязательным предоставлением политическими и экономическими требованиями государствам - дебиторам-кредиты, « обусловленные» соперниками США и их союзников, не желающими потерять политическое влияние на другие страны МВФ в соответствии с растущим весом этих стран в мировой экономике.
Однако, не следует думать, что финансовые проблемы стран будут решаться только через деньги МВФ. Например, в Греции 300 млрд. долл. ближайший кредит в размере более Евро профинансировал МВФ менее 10% и в пересчете на Евро около 20 млрд. долларов США. составил€. Европейский фонд финансовой устойчивости, созданный в июне 2010 года, имеет наибольшую сумму - 130 млрд. долл. выделил€ [5].
Решения в Совете управляющих принимаются, как правило, простым большинством голосов (не менее половины), а по важнейшим вопросам оперативного либо стратегического характера – « специальным большинством голосов» (соответственно 70% или 85% голосов стран-членов). Несмотря на значительное сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут поставить вето на основные решения Фонда, принятие которых требует максимального (85%). Это означает, что США вместе с ведущими западными государствами имеют возможность контролировать процесс принятия решений в МВФ и направлять его деятельность, опираясь на свои интересы. При наличии скоординированных действий развивающиеся страны также могут не допускать принятия соответствующих им решений. Однако достичь гармонии многих гетерогенных стран сложно. В апреле 2004 года на встрече руководителей фонда было высказано намерение « расширить возможности более эффективного участия развивающихся стран и стран с переходной экономикой в механизме принятия решений в МВФ» [7].
Важную роль в организационной структуре МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет (МВФ; англ. International Monetary and Financial Committee). С 1999 по сентябрь 1974 года являлся Временным комитетом по вопросам международной валютной системы. Он состоит из 24 управляющих МВФ, в том числе России и собирается на сессии два раза в год [5]. Данный комитет является совещательным органом Совета управляющих и не имеет полномочий принимать директивные решения. Однако он выполняет важные функции: руководит деятельностью исполнительного совета; разрабатывает стратегические решения, касающиеся функционирования мировой валютной системы и деятельности МВФ; дает рекомендации Совету управляющих по внесению поправок в статьи соглашения МВФ. Такую же роль играет комитет по развитию - совместный министерский комитет ВБ и советов управляющих фонда (Joint IMF - World Bank Development Committee).
Совет управляющих передает свои многочисленные полномочия исполнительному совету (англ. Executive Board), то есть директорат, ответственный за ведение дел МВФ, в том числе широкий спектр политических, оперативных и административных вопросов, в частности, кредитование стран-членов и контроль над их курсовой политикой.
Исполнительный совет МВФ выбирает управляющего директора на пятилетний срок (англ. Managing Director), который возглавляет штат сотрудников Фонда.
1.4. Порядок вступления в МВФ и обязательства вступающих стран
В Уставе МВФ не предусмотрены особые условия для вступления в организацию. Членство в нем открыто для любого государства, способного и готового к выполнению определенных задач. Входя в МВФ, страна должна:
- постоянно информировать другие страны о мероприятиях по определению стоимости своих денег в отношении денег других государств;
- отказаться от ограничений на конвертацию национальных денег в другие валюты;
- придерживаться экономической политики, которая приведет к росту своего национального богатства и богатства всего общества [9].
Страна, входящая в МВФ, вносит определенную сумму денег (предоплата), один вид членских взносов. Такая сумма денег называется квотой. Квота имеет следующие функции:
- создается консолидированный денежный фонд, который используется МВФ для кредитования своих членов;
- при периодическом распределении специальных активов страны, с помощью которых введена квота, так называемые СДР (специальные рисования Rights, СДР), определяется сумма, которую они могут получить или получить займ у МВФ. Чем больше вкладов, тем больше при необходимости страна может получить кредит;
- определяет «вес» голосов каждого члена фонда [9].
МВФ организован по образцу акционерного общества, поэтому возможность влияния каждого члена на деятельность Фонда ограничивается размером его части в капитале. Таким образом, каждая страна-член имеет 250 «базовых» голосов (независимо от размера взноса в капитал фонда) и имеет в этом капитале дополнительно 1 голос за каждые 100 000 единиц ее части. При голосовании по некоторым вопросам кредиторы могут получить 1 голос за каждые 400 000 долларов на дату голосования путем соответствующего уменьшения количества голосов стран-должников [9].
Размер квот определяется при вступлении страны в МВФ, после чего пересматривается каждые пять лет. Расчет осуществляется с помощью различных формул, отличающихся элементами и их значимостью. В настоящее время используются такие формулы [9]:
- сокращённая Бреттон-Вудская:
Q = (0,01Y + 0,025R + 0,05P + 0,2276VC) (1 + C/Y), (1)
- преобразованная по схеме III:
Q = (0,0065Y + 0,02051R + 0,078P + 0,4052VC) (1 + C/Y), (2)
- преобразованная по схеме IV:
Q = (0,0045Y + 0,03896768R + 0,07P + 0,76976VC) (1 + C/Y), (3)
- преобразованная по схеме М4:
Q = 0,005Y + 0,042280464R + 0,044 (P + C) + 0,8352VC, (4)
- преобразованная по схеме М7:
Q = 0,0045Y + 0,05218008R + 0,039 (P + C) + 1,0432VC, (5)
где Q – квота,
Y – ВНП (1985 год),
R – среднемесячный уровень резервов (1985 год),
P – средняя ежегодная сумма текущих платежей (1981 – 1985 гг.),
VC – изменяемость текущих поступлений, которая определяется как одно стандартное отклонение от пятилетнего изменяемого среднего значения за 1973 – 1985 гг.
Эти формулы использовались при пересмотре квот в 1990 году. Расчеты для определения первоначального размера квоты производятся с помощью всех формул. Затем работники Фонда сопоставляют полученные результаты с соответствующими показателями стран, аналогичных показателям экономического развития, и представляют размер квоты. Рассчитанные квоты могут служить основанием для обсуждения и внесения изменений с учетом всех аспектов и функций квот в МВФ.
Сейчас, когда многие страны мира являются членами МВФ, доли каждой страны и количество голосов будет разным. Таким образом, с учетом квоты в капитале МВФ на долю стран «Большой семерки» приходится 45% голосов, в том числе в США - 18% [9].
После утверждения Советом страна подписывает статьи соглашения и становится членом МВФ. Однако ни одна страна не имеет права использовать механизмы фонда до полной оплаты своих взносов. Кроме того, квота страны-члена не может быть увеличена до тех пор, пока страна не договорится на такое увеличение и до уплаты полной суммы взноса.
2. Разнообразие форм деятельности МВФ
2.1. Инспектирование, консультации, предоставление услуг МВФ
Деятельность фонда в современных условиях является большей частью его финансово-кредитной деятельности. Но в целом есть и другие формы деятельности МВФ.
Появление таких форм деятельности связано с переходом к современной, открытой системе инспектирования паритета. При этом члены МВФ приняли решение, что Фонд должен расширять возможности для изменения своей деятельности, что, в конечном счете, является результатом ряда экономических мероприятий, направленных на изучение и оценку всех сфер экономики страны, определяющих размер этой ценности. Такая функция предусмотрена МВФ – «инспектирование» или наблюдение за сменой политики членов организации.