Файл: Основы МВФ: его история, сущность и структура.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Постоянной формой деятельности фонда также является консультация. Используя консультации со своими членами МВФ, правительства страны и жители других стран покупают и продают валюту, а также получают информацию об общем положении дел в стране [8].

МВФ проведет три консультации:

Ежегодные консультации. Ежегодно группа из 4 – 5 экспертов МВФ приезжает в столицу какой-либо страны и собирает около двух недель информации и обсуждает с должностными лицами государства экономическую политику страны. После этих двух этапов группа, уже в штаб-квартире, готовит подробный доклад для обсуждения его в директорате. Итоги этого обсуждения, рекомендации и предложения будут переданы на рассмотрение правительства страны.

В случае непредвиденной экономической ситуации в Стране руководитель фонда может провести дополнительные консультации с директором-распорядителем фонда или сомневается, что его действия не соответствуют «кодексу поведения» и могут нанести ущерб другим государствам.

Специальные консультации МВФ проводятся со странами, наиболее определяющими экономическую ситуацию в мире, по экономической политике.

Страны, находящиеся в МВФ, формируют поддержку:

- повышение квалификации национальных кадров. С 1964 года в штаб-квартире МВФ в Вашингтоне работает Институт МВФ, который обучает национальные кадры других стран по специальным программам;

- техническая помощь, предоставляемая экспертами из числа служащих фонда;

- информационная поддержка. Ежегодно и ежемесячно публикуются статистические материалы, серии специальных брошюр и другие виды информационной деятельности [8].

Наиболее известна форма финансирования деятельности МВФ. МВФ оказывает финансовую помощь странам, которые, в основном, отличаются по типу платежных банков, предоставляя им возможность ликвидировать и кредитовать.

2.2. Финансирование стран-участниц МВФ

Непосредственно финансирование осуществляется с помощью резервного транша и кредитного транша.

Резервный транш страны-члена увеличил квоту в фонде «скорректированная» до суммы валютных ресурсов за счет общих ресурсов. Резервный транш является частью взноса страны-члена в резервные активы (СДР, иностранная валюта, золото) и чистой суммы валютных ресурсов страны-члена МВФ. Страна-член может считать свой резервный актив резервным активом, который может быть мобилизован в кратчайшие сроки.


Кредитные транши. По принципам своей кредитной политики МВФ предоставляет кредиты в четыре транша, каждый из которых составляет 25% от квоты. Покупка кредитных траншей разрешается только с финансовой точки зрения экономических мер, направленных на преодоление трудностей стран-участниц платежного баланса. Обязательства страны-заемщика записываются в документ под названием «письмо о намерениях», предусматривающий проведение соответствующих финансово-экономических мероприятий [8].

Использование части первого кредита может быть в двух формах:

- прямая покупка валюты, после одобрения страны фонд получает все деньги после удовлетворения запроса фонда;

- на основании «договора о резервном кредите».

Поэтапное финансирование. После этого страны-участницы МВФ рассматривают, как будет использоваться так называемая «граничная кредитная доля». Такое финансирование может быть сделано двумя путями: с использованием резервных кредитов (кредитов «стенд бай») или в рамках механизма большого финансирования (крупных кредитов).

Соглашения с резервными кредитами или «стенд бай», как и соглашения, расширяющие кредитование, обеспечивают стране-члену гарантии в обмен на денежные средства, утвержденные национальным договором от МВФ, в любое время, но при выполнении положений договора. Такие соглашения были заключены в 1952 г. С 1977 г. срок действия соглашения о резервном кредите был увеличен с одного года до трех лет.

1974 г. другой формой поэтапного финансирования, используемого МВФ, является предоставление «увеличенных кредитов». Его цель-предоставление валютных средств странам-их платежным банкам на более длительный срок и в более высоких размерах, чем предусмотрено уставом МВФ в рамках обычной кредитной политики (траншей) [8].

В странах, где невозможна политика экономического развития из-за неравномерности финансирования крупных вложений, их соотношения производства, торговли и цен, или из-за неплатежеспособности платежного баланса. При участии МВФ страна должна представить общую программу действий на первые 12 месяцев 2018 года, которая будет обновляться каждый год по запросу о крупном финансировании.

Льготное финансирование. Этот термин объединяет два финансовых механизма МВФ, направленных на помощь развивающимся странам и беднейшим странам: механизм финансирования структурного строительства экономики (МФФ) и механизм структурной перестройки (МФФ).

Механизмами финансирования строительной системы могут воспользоваться только 62 развитые страны. Для получения кредита на уровне МФ страна представляет среднесрочную программу действий при составлении доклада о принципах совместной политики с сотрудниками МВФ и Всемирного банка. В докладе отмечается необходимость структурирования и макроэкономической политики, состояния платежного баланса [8].


Специализированные средства. По терминологии МВФ, эта форма кредитования объединяет три механизма:

-финансирование и компенсация в непредвиденных ситуациях;

- финансирование буферных запасов;

- системная трансформация средств.

В 1963 году МВФ создал первый механизм специального финансирования – компенсационный финансовый механизм, а в 1988 году, благодаря объединению механизма чрезвычайного положения, МКФ был создан. Согласно этому механизму, кредиты выдаются в следующих случаях: отсутствие экспортных пошлин, чрезмерные расходы на импорт, другие непредвиденные ситуации. Этот тип кредита предназначен для защиты стран-членов от негативных изменений во внешнеэкономических условиях [8].

Механизм финансирования буферных запасов был создан в 1969 году, и благодаря недовольству стран-членов ЕС денежным финансированием товаров под эгидой ЮНКТАД.

Структурная трансформация (СФ) является механизмом финансирования, утвержденным в 1993 году, в связи с глубокими нарушениями традиционных торговых связей и внутренними платежами в системе рыночных торговых связей. Получить поддержку в рамках МВФ возможно только до тех пор, пока не будет разработана программа, которая находится на начальном этапе и может быть использована другими механизмами МВФ-финансирования.

3. Роль МВФ в регулировании валютно-финансовых отношений

3.1. Место МВФ в системе международных валютно-кредитных отношений и его роль в их регулировании

Международный валютный фонд является одним из основных звеньев мировой валютной системы.

МБРР – Международный банк реконструкции и развития

МАР – Международная ассоциация развития

МФК – Международная финансовая корпорация

МАГИ – Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций

МЦРИС – Международный центр решения инвестиционных споров

МВФ поддерживает и контролирует страны-члены своего устава, описывающего основные принципы международной валютной системы [11].


Если в начале своей деятельности МВФ предоставлял кредиты более развитым странам, то начиная с 70-х годов стал занимать центральное место в направлении развивающихся стран. Когда в 90-е годы МВФ объединился с группой социалистических стран с характерным комплексом экономических проблем, сложилась новая ситуация. Поддержка стран МВФ становится все более серьезной [11].

Кроме того, форму МВФ можно оценить как инструмент усиления международных интеграционных процессов, исходя из целей его работы.

За время своего существования МВФ стал настоящей универсальной организацией, центральным органом организации международных валютных кредитных отношений, авторитетным центром международных кредитных отношений, координатором государственных кредитных потоков и гарантом выплат странам-заемщикам. В то же время он играет важную роль в реализации решений «семерки» западных государств, является основным звеном системы формирования мировой экономики, международной координации, национальной макроэкономической политики. Фонд рекомендовал ему активно работать с Международным валютным институтом, собрал большой и полезный опыт.

3.2. Взаимоотношения Узбекистана и МВФ

Республика Узбекистан вступила в члены Международного валютного фонда 21 сентября 1992 года. С сентября 1993г. в Узбекистане функционирует представительство МВФ, которое оказывает содействие в осуществлении сотрудничества республики с Фондом, обеспечивая оперативный обмен информацией со штаб-квартирой МВФ в Вашингтоне (США).

До 2016 года квота Узбекистана в МВФ составляла 275,6 млн. СДР. После вступления в силу решение Совета Управляющих МВФ по 14-му пересмотру квот МВФ в январе 2016 года, Республика Узбекистан увеличила свою квоту с 275,6 млн. СДР до 551,2 млн. СДР. При этом, доля страны в общем числе квот сохранилась на прежнем уровне в размере 0,116 процентов [12].

Республика Узбекистан при голосовании входит в корейско-австралийскую группу из 15 стран, которая включает Корею, Австралию, Новую Зеландию, Папуа Новую Гвинею, Монголию, Вануату, Соломонские острова, Самоа, Сейшельские острова, Палау, Микронезия, Маршаловы острова, Кирибатти, Тувалу. С 2016 года группу возглавляет исполнительный директор Хинам ЧОЙ.

Управляющим в МВФ от Узбекистана является заместитель Премьер-министра - министр финансов Республики Узбекистан, заместителем управляющего - Председатель Центрального банка. Офисом по взаимодействию с МВФ определен Центральный банк.


С 15 октября 2003 года Республика Узбекистан приняла обязательства по разделам 2(а), 3 и 4 Статьи VIII по обеспечению конвертируемости национальной валюты по текущим международным операциям.

Республику Узбекистан регулярно посещают миссии Международного валютного фонда с целью проведения консультаций в соответствии со статьей IV Устава МВФ, а также оказания технической помощи. Деятельность миссий направлена на изучение состояния дел в области экономики, финансового сектора и статистики, а также определение направлений дальнейших экономических реформ [12].

Делегация Республики Узбекистан регулярно принимает участие на ежегодных заседаниях Совета управляющих МВФ и Всемирного банка.

При финансовой поддержке МВФ проводится обучение персонала государственных экономических ведомств по специальным программам магистратуры и докторантуры в Японии, США и Австрии. Кроме того, краткосрочные тренинги и семинары в сфере макроэкономического политики регулярно проводятся в Объединённом Венском институте (JVI) [2].

Сотрудничество Центрального банка с МВФ в течение последних лет осуществляется в рамках технического содействия по улучшению монетарной политики, банковского регулирования и надзора.

В связи проводимыми реформами в 2017 году взаимодействие с МВФ значительно активировалось.

В период с 19 по 21 апреля состоялся визит делегации Республики Узбекистан в г.Вашингтон (США) для участия на Весеннем заседании Совета Управляющих МВФ и Всемирного банка.

В июле директор-распорядитель МВФ К.Лагард направила письмо на имя Президента Республики Узбекистан, в котором выразила поддержку предстоящих реформ и готовность оказать содействие стране путем предоставления технического содействия и рекомендаций.

Делегация МВФ, под руководством А.Егеря, в составе представителей Департамента стран Ближнего Востока и Центральной Азии и Департамента денежного рынка и рынков капитала, находилась в Ташкенте с 17 по 24 июля для обсуждения развития экономической ситуации и разработанных официальными органами планов реформ. По завершении визита миссия сделала следующее заявление:

«Миссия с одобрением восприняла комплексные планы официальных органов по реформированию экономики, основанные на «Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан в 2017-2021 гг.» [12], утвержденной Президентом Шавкатом Мирзиёевым. Своевременная и эффективная реализация этих планов позволит значительно повысить способность экономики к созданию качественных рабочих мест и обеспечению устойчивого роста.