Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 3
Среднегодовая заработная плата одного работника составляет 300 тыс. руб. и 393,6 тыс. руб. в 2017 и 2018 годах соответственно.
Следовательно, уровень оплаты труда в ЧОУ ДПО «Мастер-Класс Плюс» ниже показателя среднегодовой заработной платы в области в исследуемой сфере, что привело к неудовлетворенности сотрудников уровнем оплаты труда.
Форма оплаты труда работников ЧОУ ДПО «Мастер-Класс Плюс» - повременная и сдельная. Заработная плата состоит из оклада плюс процент от прибыли, продажи услуг, косметических средств и отработанных часов по обучению персонала. Следовательно, заработная плата напрямую зависит от результатов труда самих работников, уровня их квалификации, знаний и умений.
Далее в анкете следовал вопрос: «Как Вы относитесь к перечисленным ниже источникам дохода?». Была представлена таблица, в которой по каждому варианту ответа следовало отметить очень важно, не очень важно, совсем неважно. Можно было выбрать несколько вариантов ответа. Наиболее важным оказался вариант: «доплата за квалификацию» (85%). Так, каждый мастер-преподаватель в ЧОУ ДПО «Мастер-Класс Плюс» имеет свой рейтинг, и чем выше рейтинг, тем выше их заработная плата. Систематическое обучение позволят обновлять знания. Это особенно важно в индустрии красоты.
Вторым по значимости был вариант ответа: «доходы от капитала» (76%). Это в большей мере связано с тем, что форма оплаты труда работников ЧОУ ДПО «Мастер-Класс Плюс» - повременная и сдельная. Заработная плата состоит из оклада плюс процент от прибыли, продажи услуг, косметических средств, отработанных часов по обучению клиентов и результатов аттестации.
Третьим наиболее важным источником дохода для сотрудников является: «социальные выплаты и льготы» (68%). В ЧОУ ДПО «МастерКласс Плюс» разработан ряд социальных программ, которые являются несомненным плюсом в системе мотивации персонала. В организации существуют социальные программы. Так, производятся отчисления в пенсионный фонд, оплачивается медицинское страхование, больничный лист и оплачивается медосмотр. Кроме того в ЧОУ ДПО «Мастер-Класс Плюс» имеется фонд материальной помощи (ФМП), необходимый для оказания экстренной финансовой помощи сотрудникам: смерть близких родственников, рождение ребенка, свадьба и т.п. Выплаты происходят при предоставлении соответствующих документов.
На вопрос об удовлетворенности системой обучения 85% респондентов дали отрицательные ответы. Это связано с тем, что уровень оплаты труда мастеров-преподавателей зависит от рейтинга по школе, который складывается из прибыли, продажи услуг, косметических средств, отработанных часов по обучению персонала. Следовательно, заработная плата напрямую зависит от квалификации сотрудников, то есть обновление знаний, применение новых методик в индустрии красоты позволит увеличить продажи и получить больше прибыль.
Следует отметить, что коллектив ЧОУ ДПО «Мастер-Класс Плюс» действует на рынке уже определённое время и коллектив уже сформирован, бурного расширения роста деятельности не происходит, и, соответственно, расширения штата, поэтому в организации актуально повышение собственной квалификации.
Надо заметить, что основная часть сотрудников предприятия - молодые люди. Средний возраст около 25 лет. В этом возрасте важно расширение своих возможностей, готовность к новому. Поэтому инициаторами обучения зачастую являются сами сотрудники. Однако руководство компании не обращает на это должное внимание. На предприятии отсутствует система возмещения затрат на обучение, инициаторами которого являются сами сотрудники. Этот факт подтвердился анализом Положение об обучении и развитии персонала ЧОУ ДПО «МастерКласс Плюс». Следовательно, если обучение и происходит, то в основном за счет сотрудников.
Многие респонденты отметили, что, несмотря на то, что коллектив небольшой, наблюдается неблагоприятный морально-психологический климат в организации. Так, на вопрос о состоянии психологической атмосфере в коллективе 61% опрошенных сотрудников дали ответ «атмосфера неблагоприятная». В учреждении существуют противоречия между сотрудниками, которые нередко переходят в конфликты. Это связано с борьбой за первенство в рейтинге школы, кто лучший. Противоречия заключаются в разнице в оплате труда из-за высокой квалификации отдельных сотрудников, которые могут позволить оплатить себе в обучение.
На вопрос о необходимости совершенствования системы мотивации, подавляющее большинство (83%) респондентов ответило положительно, часть затруднилась ответить (рисунок 9).
Рисунок 9. Результаты анкеты о необходимости усовершенствования системы мотивации в ЧОУ ДПО «Мастер-Класс Плюс»
Для выявления направлений развития системы мотивации был задан следующий вопрос: «Какие методы стимулирования являются для Вас наиболее важными?» (рисунок 10).
Рисунок 10. Результаты ответов на вопрос о наиболее важных методах стимулирования для сотрудников ЧОУ ДПО «Мастер-Класс Плюс»
В качестве самых важных методов стимулирования персонал ЧОУ ДПО «Мастер-Класс Плюс» назвал следующие: на первом месте стоит повышение зарплаты (34%), её повышение.
Форма оплаты труда работников ЧОУ ДПО «Мастер-Класс Плюс»–повременная и сдельная. Заработная плата состоит из оклада плюс процент от прибыли, продажи услуг, косметических средств, отработанных часов по обучению персонала и результатов аттестации.
Важное место по значимости в системе стимулирования для сотрудников занимает повышение квалификации, обучение (26%). Как отмечалось выше, основная часть сотрудников предприятия – молодые люди. Средний возраст около 25 лет. В этом возрасте важно расширение своих возможностей, готовность к новому. Однако руководство компании не в полной мере уделяет внимание данному фактору. Поэтому обучение сотрудников происходит за их счет.
Наличие социальной программы для работников учреждения, также является одним из важных стимулов (23%), как и привязка зарплаты к результатам труда (21%).
Еще одним из важных стимулов для сотрудников предприятия является, создание возможности профессионального роста сотрудников (18%). Это объясняется тем, что коллектив ЧОУ ДПО «Мастер-Класс Плюс» действует на рынке уже определённое время и коллектив уже сформирован, бурного расширения роста деятельности не происходит, и, соответственно, расширения штата, поэтому в организации актуально повышение собственной квалификации.
На основе проведённого исследования системы мотивации персонала в ЧОУ ДПО «Мастер-Класс Плюс» можно выявить преимущества и недостатки.
Существенным преимуществом является система материального стимулирования. Она направлена на повышение работоспособности персонала (привязка зарплаты к проценту от прибыли). Социальные программы формируют лояльность учреждения, предоставляемые ими возможности удобны для тех, кто работает целыми днями.
Однако, как видно из рисунка 9 большинство (83%) сотрудников выступают за усовершенствование системы мотивации. Недостатком является выявленная высокая текучесть кадров, так как в организации наблюдается сложный морально-психологический климат. В учреждении существуют противоречия между сотрудниками, которые нередко переходят в конфликты. Противоречия заключаются в разнице в оплате труда из-за высокой квалификации отдельных сотрудников. Руководство не обращает должного внимания на систему обучения, из-за этого сотрудники затрачивают собственные средства на обучение.
Выводы
Качественный анализ сотрудников ЧОУ ДПО «Мастер-Класс Плюс» показал, что основной состав предприятия – это молодые профессиональные работники в возрасте от 25 до 30 лет со стажем работы до 5 лет. Анализ движения кадров на предприятии за 2016-2018 годы выявил ежегодный рост коэффициента текучести кадров.
Для выявления причин данной тенденции было проведено анкетирование работников по выявлению уровня удовлетворенности персонала работой в компании, которое выявило следующие проблемы:
1. Неудовлетворенность сотрудников обучением, так как инициаторами обучения, как правило, являются сотрудники.
2. В организации наблюдается сложный морально-психологический климат.
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МОТИВАЦИИ ТРУДА
РАБОТНИКОВ ЧОУ ДПО «МАСТЕР-КЛАСС ПЛЮС»
Для совершенствования системы мотивации в ЧОУ ДПО «Мастер-Класс Плюс» необходимо разрешение выявленных проблем. Для этого следует выстроить чёткую линию по организации работы с персоналом, возложив эти обязанности на конкретного человека. Поскольку численность персонала менее 100 человек, то все функции менеджера по персоналу возлагаются на администратора. Рассмотрим общую схему мероприятий, которые позволят усовершенствовать систему стимулирования и мотивации персонала на предприятии на рисунке 11.
Рисунок 11. Мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала ЧОУ ДПО «Мастер-Класс Плюс»
Рассмотрим предложенные мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала подробнее.
Целью первого мероприятия является созданием системы возмещения затрат на обучение, предоставление субсидии сотрудникам, которые являются инициаторами обучения. Данная система включает в себя принципы, типы обучающих программ, размер компенсации за обучение (таблица 5), период работы в компании по окончании обучения (таблица 6), а также разработку плана графика внедрения мероприятия (таблица 7).
В учреждении среди сотрудников присутствует выраженная неудовлетворенность уровнем оплаты труда, который напрямую зависит от квалификации персонала. Руководство не обращает должного внимания на систему обучения персонала. Поэтому инициаторами обучения зачастую являются сами сотрудники. На предприятии отсутствует система возмещения затрат на обучение, инициаторами которого являются сами сотрудники. Этот факт подтвердился анализом Положения об обучении и развитии персонала ЧОУ ДПО «Мастер-Класс Плюс».
Основными принципами данного мероприятия являются:
1) обеспечение компании высококвалифицированными кадрами;
2) обучение может быть инициировано как руководством, так и самим сотрудником;
3) окончательное решение о необходимости определенного обучающего курса для сотрудника принимается директором на основании мероприятий от администратора.
Следует отметить, что выбор программы обучения должен соотноситься с работой сотрудника и выполняемыми им задачами.
Оплачиваются следующие типы обучающих программ:
1) краткосрочное обучение: тренинги, семинары (продолжительностью, как правило, не более 1 месяца или 30 часов);
2) долгосрочное обучение: повышение квалификации и профессиональной подготовки на базе уже имеющегося образования для овладения дополнительными знаниями и навыками, необходимыми для работы (продолжительностью, как правило, более 1 месяца или 30 часов);
3) высшее образование подразумевает обучение в институтах и университетах, в результате которого специалист приобретает новую специальность и получает диплом государственного образца об окончании.
Данный тип обучения предусматривается только для руководства и специалистов, отработавших в компании более 2 лет.
Размер компенсации, которую оплачивает компания, соответствует расценкам, приведенным в таблице 11.
Таблица 11
Размер компенсации за обучение
Тип курса |
Краткосрочные курсы |
Высшее образование |
Курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки |
Внутренний тренинг |
Инициатором обучения является компания |
100% |
Не более 75% |
100% |
100% |
Инициатором обучения является сотрудник (тематика связана с работой) |
Компания оплачивает 2/3 стоимости обучения |
Не более 50 % стоимости обучения |
50% стоимости курса |
|
Инициатором обучения является сотрудник (тематика не связана с работой) |
Не более 50 % стоимости обучения |
В любом из типов обучения сотрудник должен получить сертификат, свидетельство или диплом о прохождении обучения. Если сотруднику не удалось пройти курс полностью, то он полностью возмещает все средства, затраченные компанией на его обучение.
В таблице 12 приведены периоды работы в компании сотрудником в случае оплаты предприятием его обучения и успешного прохождения курса обучения.