Файл: Индивидуальное предпринимательство(Индивидуальное предпринимательство: понятие, сущность, гражданско-правовой статус).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ИНДИВИДУАЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Ограничения по видам деятельности.
Имущество и имущественная ответственность.
2.2. Основные сферы индивидуальной предпринимательской деятельности
3.1. Проблемы, сдерживающие развитие индивидуального предпринимательства
3.2. Основные направления совершенствования поддержки индивидуального предпринимательства
Далее, вопросы, возникающие при ситуации, когда все имущество считается совместной собственностью супругов.
Согласно закону, к общей совместной собственности состоящих в браке лиц относится, помимо прочего, и имущество, полученное одним из них в результате осуществления предпринимательской деятельности. Выход из ситуации видится в заключении на этапе приобретения одним из супругов статуса индивидуального предпринимателя брачного договора или соглашения о разделе имущества, в котором супруги могут изменить режим отдельных объектов совместной собственности (установить режим совместной долевой или раздельной собственности на все имущество или на ту его часть, которая используется одним из супругов в предпринимательских целях).
Заключение на этапе регистрации одного из супругов в качестве индивидуального предпринимателя брачного договора или соглашения о разделе имущества является также и способом защиты имущественных интересов кредиторов индивидуального предпринимателя.
Ситуация, когда современный предприниматель, состоящий в браке, может владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом - объектом предпринимательства только по согласованию со вторым супругом ставит под сомнение самостоятельный характер самой предпринимательской деятельности граждан. Режим общей совместной собственности супругов, распространяющийся на все имущество супругов, нажитое в браке, противоречит таким признакам предпринимательской деятельности как самостоятельность и осуществление на свой риск.
Поэтому в данном отношении государственным органам необходимо принять во внимание подобные условия и способствовать упрощению процедуры оформления брачного договора в связи с защитой конкретных видов собственности (например, оборудования, рабочего автомобиля, купленного рабочего помещения и т.д.), необходимой для ведения предпринимательской деятельности гражданина.
Что касается невыгодной позиции индивидуальных предпринимателей при процедуре проведения их банкротства, то считаем необходимым внести предложение о расширении круга процедур банкротства, применяемых к индивидуальным предпринимателям, путем включения в него финансового оздоровления и внешнего управления, что будет способствовать защите прав должника от недобросовестных кредиторов, а также в большей степени гарантировать интересы кредиторов.
Проблему сбыта продукции малого бизнеса можно решить путем предложения торговым сетям, действующим на конкретной территории, более активно брать в свой ассортимент продукцию местных товаропроизводителей. Взамен можно обещать им различные льготы и более лояльное отношение. Самый жесткий вариант – вообще не пускать какую-либо сеть в регион, если она не согласиться закупать продукцию местных производителей в оговоренном объеме.
Представляется целесообразным закрепить законодательно относительно высокую долю (до 30 процентов, а в отдельных категориях до 50 процентов) продукции местных производителей в общем ассортименте. Она - более привычная и менее дорогая для местных покупателей. Конечно, чтобы соответствовать уровню, местные производители так же должны подтянуть качество и стандарты работы до более профессионального уровня.
Проблема кредитования индивидуальных предпринимателей можно решить развитием системы поручительства под патронажем местной власти. В Пензе уже есть определенный опыт работы по данной схеме. Предприниматель обращается в банк за кредитом, предоставляя определенный залог. Если залога не хватает, то «Гарантийная микрофинансовая организация «Поручитель» выступает поручителем данного предпринимателя. За данную услугу «Поручитель» получает от 1,25 до 2,5 процентов годовых от той части суммы кредита, которая «покрыта» поручительством. При этом поручительство предоставляется не более чем на 70 процентов необходимой кредитной суммы, как минимум 30 процентов должен внести сам предприниматель. Таким образом, появляется возможность существенно (на несколько процентов) сбить ставку банковского кредита.
Данная компания была образована в соответствии с Законом Пензенской области «О программе развития и поддержки малого предпринимательства и крестьянских (фермерских) хозяйств в Пензенской области» еще в 2005 году. На сегодняшний день она действует в рамках государственной программы «Развитие инвестиционного потенциала, инновационной деятельности и предпринимательства в Пензенской области на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 21.10.2013г. №780-пП.
Формирование активов АО «Поручитель» осуществляется на условиях долевого финансирования с привлечением средств бюджета Пензенской области и средств федерального бюджета.
Считаем, что потенциал у данной программы огромен и она вполне пригодна для масштабной реализации в любом регионе РФ.
Определенные возможности государство имеет и в плане популяризации идеи развития предпринимательства без образования юридического лица. Напомним, что значительная часть людей хотели бы открыть свое дело, но не желают связываться с очень сложными бюрократическими преградами. С этой стороны задача государства – представить данную организационно-правовую форму в более выгодном свете, чтобы люди узнали, что есть программы поддержки малого бизнеса, что можно вести бизнес и без избыточного документооборота. Сама идея развития данной формы ведения бизнеса должна реализовываться в рамках общей концепции поддержки развития малого и среднего предпринимательства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного исследования представляется возможным сделать следующие выводы.
Предпринимательская деятельность определяется как самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Под предпринимателем в экономической литературе понимается лицо, ведущее дело за свой счет, лично управляющее бизнесом, самостоятельно принимающее решения и лично отвечающее по всем своим обязательствам. Предпринимательским результатом, к которому оно стремится, является материальная выгода, что еще раз подтверждает экономическую сущность предпринимательства. При этом на индивидуальном предпринимателе лежит весь риск на случай банкротства его предприятия.
Правовой статус индивидуального предпринимателя можно определить как специфическую правовую форму, созданную с целью дать возможность физическим лицам вести предпринимательскую деятельность, не прибегая к корпоративным формам предпринимательства.
Правовой статус индивидуального предпринимателя объединяет в себе общегражданские правомочия физического лица и специальные правомочия юридического лица - коммерческой организации.
При рассмотрении правового положения индивидуального предпринимателя необходимо принимать во внимание, что данная правовая конструкция всего лишь незначительно расширяет гражданско-правовой статус физического лица, с одной стороны, и значительно ограничивает его конституционные права (в части наступления ответственности без вины, полной имущественной ответственности, а также налоговых обязательств индивидуального предпринимателя) с другой. В результате гражданин-предприниматель принимает на себя дополнительные экономические и гражданско-правовые обязанности коммерческого субъекта.
Так же следует пояснить, что предпринимательская деятельность без образования юридического лица часто именуется в документах по-разному. На заре развития предпринимательства в России была аббревиатура ЧП – частный предприниматель (сейчас практически не встречается), впоследствии возникла аббревиатура ПБОЮЛ – предприниматель без образования юридического лица, а наиболее современной является аббревиатура ИП – индивидуальный предприниматель.
Данная конструкция не является уникальной для российской действительности. Она активно применяется в зарубежных странах, где помимо общеправовых основ регулирования выработаны и специальные принципы обеспечения предпринимательских отношений, целью которых является защита имущественных и личных неимущественных интересов предпринимателей.
Предпринимательская деятельность без образования юридического лица имеет целый ряд аспектов, отличающих ее от деятельности «обычных» хозяйствующих субъектов. Считаем, что наиболее полно данные аспекты проявляются при сопоставлении деятельности ИП с деятельностью Обществ с ограниченной ответственностью, так как другие организационно-правовые формы (например, публичные акционерные общества) встречаются гораздо реже.
Для выявления отличий функционирования ИП мы сконцентрировали свое внимание на наиболее важных его составляющих - государственная регистрация, ограничения по видам деятельности, имущество и имущественная ответственность, налоги и налоговая отчетность, наемные сотрудники, ответственность и штрафы, процедура прекращения деятельности.
Если говорить о степени распрастранения данной формы в России, то согласно статистическим данным, в настоящее время в России действует 2 миллиона 929, 5 тысяч индивидуальных предпринимателей и 99,9 процентов из них функционируют в сфере малого бизнеса (меньше 0,1 процента – в сфере среднего бизнеса).
Однако, при рассмотрении численности действующих ИП необходимо иметь в виду то обстоятельно, что данная организационно-правовая форма очень часто используется сотрудниками многих компаний как один из инструментов минимизации издержек на своих наемных работниках.
Основное преимущество малого бизнеса заключается не только в экономической, но и, что не менее важно, в социальной ценности. Занятие малым бизнесом дает отдельным гражданам возможность изменить свое отношение к труду, ощутить прямую взаимосвязь между своими трудовыми затратами и получаемыми от них доходами, творчески реализоваться.
Согласно статистике лишь 4 % индивидуальных предпринимателей в России функционирует более пяти лет, остальные прекращают свою деятельность раньше. В основе данного явления лежит целый комплекс негативных факторов, которые были проанализированы в данной работе.
Исходя из выявленных проблем в развитии индивидуального предпринимательства, а так же принимая во внимание уже реализуемые государством мероприятия, нами предложен авторский комплекс рекомендаций законодательного характера по поддержке развития индивидуального предпринимательства в России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Официальный сайт Справочно-правовой системы «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 07.04.2019).
2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ. (ред. от 28.12.20216) // Официальный сайт Справочно-правовой системы «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 07.04.2019).
3.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Официальный сайт Справочно-правовой системы «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 07.04.2019).
4.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Официальный сайт Справочно-правовой системы «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 07.04.2019).
5.Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Официальный сайт Справочно-правовой системы «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 07.04.2019).
6.Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 27.12.2018) // Официальный сайт Справочно-правовой системы «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 07.04.2019).
7.Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Официальный сайт Справочно-правовой системы «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 07.04.2019).
8.Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2014 № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в 2015 году» (ред. от 25.05.2016) // Официальный сайт Справочно-правовой системы «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 07.04.2019).