Файл: Индивидуальное предпринимательство(Индивидуальное предпринимательство: понятие, сущность, гражданско-правовой статус).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Основные сферы индивидуальной предпринимательской деятельности

Согласно статистическим данным, 99,9 процентов предпринимателей без образования юридического лица функционируют в сфере малого бизнеса (меньше 0,1 процента – в сфере среднего бизнеса).

В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть основные аспекты развития отечественного малого бизнеса в последнее время.

Согласно Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (вступил в силу в 2008 г.), в России впервые были установлены условия отнесения хозяйствующих субъектов к категории малых и средних предприятий, впервые в России введены в законодательное поле такие понятия как «микропредприятия» и «средние предприятия» [31].

По закону к субъектам малого и среднего предпринимательства отнесены внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие определенным критериям.

Первый критерий - состав учредителей. Второй критерий - средняя численность работников. Третий критерий - выручка от реализации товаров (работ, услуг) или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год.

Подробнее см. таблицу 3.

Таблица 3

Критерии для отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства

Источник: составлено автором на основе ФЗ от 24.07.2007 N 209-ФЗ

(ред. от 27.12.2018) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Теперь в соответствии с данными критериями нам необходимо посмотреть, сколько всего в России официально функционирует субъектов малого и среднего бизнеса и какова среди них доля предпринимателей без образования юридического лица.

Итак, по данным Росстата на начало 2019 года, в России зарегистрировано 5,523 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства. На них работают 25% от общей численности занятых в экономике и приходится около 23% от общего объема оборота продукции и услуг, производимых предприятиями по стране [32]


Большую часть субъектов малого и среднего предпринимательства (53 %) составляют индивидуальные предприниматели, из которых 98,5 % действуют в форме микропредприятий (см. Таблицу 4) [33].

Таблица 4

Количество индивидуальных предпринимателей, сведения

о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (по состоянию на 01.01.2019)

Источник: Единый реестр субъектов малого и среднего

предпринимательства – Федеральная налоговая служба

Как видно из таблицы 4, первое место по численности предпринимателей без образования юридического лица занимает Центральный Федеральный округ, в котором сосредоточено более четверти всех официально действующих ИП.

Причина проста – именно здесь, в Центре России сосредоточены основные товарные и денежные потоки, именно здесь наиболее многочисленное и наиболее платежеспособное население, которое способно потреблять множество товаров и услуг, в том числе – от предприятий малого бизнеса [34].

Второе место по праву занимает Приволжский Федеральный округ, в котором действует почти пятая часть всех зарегистрированных ИП. Данный регион расположен относительно близко к Центральному округу, очень часто экономически ориентирован не него и располагает достаточно сильной базой для развития малого и среднего бизнеса.

Третье место оставил за собой Южный Федеральный округ, в котором всегда были сильны традиции предпринимательской деятельности (и в котором наблюдается сильный акцент на деятельность в сельском хозяйстве – выращивание, обработка, торговля сельхозпродуктами).

Однако, при рассмотрении численности действующих ИП необходимо иметь в виду то обстоятельно, что данная организационно-правовая форма очень часто используется сотрудниками многих компаний как один из инструментов минимизации издержек на своих наемных работниках [35].

Например, компания вместо трудового договора, согласно которому наемному работнику положены различные отчисления в Пенсионный фонд, медицинское страхование, оплачиваемый отпуск, больничный и т.д., заключает с ним гражданско-правовой договор (договор об оказании услуг), по которому работник является индивидуальным предпринимателем (его обязывают так зарегистрироваться) и, по сути, он лишается перечисленных выше своих законных прав, положенных ему по Трудовому кодексу. Такое встречается довольно часто. Например, компания нуждается в водителе-экспедиторе и берет сотрудника на постоянную работу, но на условиях обязательного оформления его как ИП, хотя он весь день работает на данную компанию и в реальности никаким предпринимателем не является. Контролирующие органы стараются отслеживать такие схемы, но все равно число таких «дутых» индивидуальных предпринимателей достаточно велико. Точные цифры установить трудно, но, по нашему мнению, можно говорить о примерно 20 процентах «фальшивых индивидуальных предпринимателей» от их общего официального числа и уже из этого делать дальнейшие выводы.


Необходимо так же выделить и проанализировать, в каких областях хозяйствования занято преобладающее число предприятий малого бизнеса и как следствие – индивидуальных предпринимателей. Проведение такого рода анализа необходимо, чтобы понять, для каких секторов экономики государства и общественной занятости наиболее важной является деятельность малого и среднего бизнеса.

Рис. 1. Сферы деятельности малых предприятий в РФ

по состоянию на 1 квартал 2019 г. (в процентах от общего

количества малых предприятий)

В целом малый бизнес в России представлен во многих отраслях экономики, однако в силу понятных причин больше всего малых предприятий - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере торговли и оказания услуг[36] (см. рис. 1).

Следует так же отметить, что предприятиям малого бизнеса и особенно индивидуальным предпринимателям присуща высокая экономическая гибкость, они ориентированы на наиболее востребованные на рынке товары, работы и услуги, а, следовательно, дают общественно ликвидный продукт, реально востребованный потребителем [37].

Малое предпринимательство имеет большое значение для социально-экономического развития любого общества. Оно способно расширить производство многих потребительских товаров и услуг, создать дополнительные рабочие места, внедрить в производство инновационные технологии и результаты научных исследований, не прибегая при этом к значительным материальным вложениям.

Экономика любого государства нуждается в услугах малого бизнеса, ведь именно субъекты малого предпринимательства являются составными частями общего экономического механизма, играют вспомогательную роль по отношению к среднему и крупному бизнесу [38].

Главная экономическая функция малого бизнеса заключается в создании широкого спектра товаров и услуг, обусловленного постоянно изменяющимся потребительским спросом на рынке [39].

Рис. 2. Роль малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, как основных его представителей

Также подчеркнем, что основное преимущество малого бизнеса заключается не только в экономической, но и, что не менее важно, в социальной ценности.


Занятие малым бизнесом дает отдельным гражданам возможность изменить свое отношение к труду, ощутить прямую взаимосвязь между своими трудовыми затратами и получаемыми от них доходами, творчески реализоваться, воплотить в жизнь свои личные амбиции, способствует преодолению в обществе выжидательных и иждивенческих настроений [40].

Показатели значения роли малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, как основных его представителей, изложены на представленном выше рис. 2.

Таким образом, на сегодняшний день практическая потребность российского общества в развитии малого бизнеса действительно велика. Государство начинает это осознавать и в последние годы реализует целый комплекс различных мер, направленных на поддержание развития предприятий малого бизнеса, в том числе – индивидуальных предпринимателей.

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОДДЕРЖКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

3.1. Проблемы, сдерживающие развитие индивидуального предпринимательства

Согласно статистике лишь 4 % индивидуальных предпринимателей в России функционирует более пяти лет, остальные прекращают свою деятельность раньше [41]. В основе данного явления, как правило, лежит целый комплекс негативных факторов, которые стоит рассмотреть подробнее.

Прежде всего, следует отметить такой фактор, как конкуренция со стороны крупных компаний на рынке.

Например, такая сфера деятельности как торговля является традиционной для индивидуальных предпринимателей в России и характерна для них еще с конца 80-х гг. прошлого века. Между тем, с каждым годом доля данного рода деятельности среди представителей малого бизнеса постепенно снижается. Есть все основания полагать, что данная тенденция продолжится и в последующие годы. Причина весьма очевидна – данную сферу все больше и больше захватывают крупные сетевые компании, которые буквально «выдавливают» малых игроков с рынка. Особенно это характерно для продовольственных магазинов. Каждый вновь открытый «Ашан», «Перекресток», «Магнит» или «Пятерочка» неминуемо снижают прибыль владельцев расположенных рядом независимых торговых точек, и в итоге по прошествии двух-трех лет те принимают решение уйти из данного бизнеса [42].


Как можно противостоять ценовой и ассортиментной политике торговой сети «Магнит», которая насчитывает 16,5 тысяч магазинов, в том числе 250 гипермаркетов, 31 распределительный центр, несколько тысяч своих трейлеров-фургонов для доставки, имеет прямые выходы на крупнейших производителей?

Примерно такая же ситуация и в других, характерных для индивидуальных предпринимателей сферах деятельности (услуги по недвижимости, общественному питанию, транспорту и т.д.) – малому бизнесу все тяжелее отстаивать свое место на рынке.

В сельском хозяйстве так же возникли крупные агрохолдинги, владеющие десятками и сотнями тысяч гектар земли, имеющими свои перерабатывающие предприятия и собственные точки розничных продаж.

Становится понятно, что конкурировать с такими монстрами малым сельскохозяйственным предприятиям не под силу. В результате многие из них становятся добычей данных компаний или просто уходят с рынка.

Следующим негативным фактором, тормозящим развитие малых предприятий является проблема сбыта произведенной продукции.

В настоящее время розничная торговля все больше концентрируется в торговых сетях. У нас пока нет такого монополизма сетей как в США и Западной Европе (там они занимают 80-90 % рынка), но значительную долю рынка сети уже отвоевали, и данный процесс концентрации (несмотря на предостережения ФАС РФ) будет продолжаться дальше [43]. Сети заинтересованы в наиболее низких закупочных ценах. И по данному критерию продукция малых предприятий в большинстве случаев уступает продукции крупных предприятий (уже из-за разницы издержек на производство, хранение, доставку и т.д.).

Однако, у сетевиков, помимо требования низких цен, существует и масса других условий, которые фактически представляют собой жесткий ультиматум для компаний-производителей. Условия включают в себя, например, периодические значительные скидки, бесплатную доставку товара до магазинов сети, отсрочку платежа до нескольких месяцев, «входную плату» за размещение товаров на полках магазинов, совместное участие в общих рекламных акциях и распродажах сети, различные бонусы, премии для сети и т.д. [44]

Продажа продукции через крупную торговую сеть – это и постоянный канал продаж, и определенный престиж для компании-производителя. Поэтому, чтобы попасть в торговые сети, многие производители вначале готовы работать с очень небольшой прибылью или вообще «в ноль» довольно продолжительное время. Но для подавляющего большинства индивидуальных предпринимателей такой «ритм» работы будет не по силам. Им остается продавать продукцию на рынках, различных ярмарках, в небольших не сетевых районных магазинах или отдавать ее за бесценок разного рода перекупщикам.