Файл: «Игра как средство формирования коллектива первоклассников».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 220

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Определено, что относительно совместной деятельности 65% участников экспериментальной и 70% участников контрольной группы формируют категорию «предпочитаемых». Подгруппу «изолированных» применительно досуговой деятельности формируют 35% участников экспериментальной группы, а также 20% участников контрольной группы. Также в контрольной группе выявлено по одному участнику, которые имеют низкий социометрический статус (5%) и высокий социометрический статус (5%) в коллективе.

Соотношение показателей представлено на рисунке 3.

Рис. 3. Результаты диагностики с использованием социометрического метода применительно досуговой деятельности

В целом, можно говорить о том, что в выборке исследования диагностируются преимущественно благоприятные межличностные отношения. Участники как контрольной, так и экспериментальной групп в большинстве своем активно участвуют в жизни коллектива применительно различных аспектов межличностного взаимодействия – в рамках учебной деятельности, дружеских отношений и совместного досуга.

Статистический анализ результатов исследования с применением критерия Манна-Уитни представлены в таблице 4.

Таблица 4.

Результаты проверки достоверности различий по показателям социометрического исследования

Сумма рангов, ЭГ

Сумма рангов, КГ

U

p

Деловое лидерство

455,00

365,00

155,00

0,20

Симпатия

431,50

388,50

178,50

0,55

Досуговая деятельность

425,50

394,50

184,50

0,67

Как видно из представленной выше таблицы, две группы исследования на статистически достоверном уровне не различаются по показателям социометрических статусов применительно различных аспектов жизни коллектива.

Результаты диагностики с применением методики «Рукавички» представлены в таблице 5.

Таблица 5.

Результаты диагностики особенностей сформированности действий по согласованию

Экспериментальная

Контрольная

абс.ч.

в %

абс.ч.

в %

Низкий

2

10%

1

5%

Средний

8

40%

10

50%

Высокий

10

50%

9

45%


В ходе диагностики было определено, что 50% участников экспериментальной группы и 45% участников контрольной группы характеризуются высоким уровнем сформированности действий по согласованию. В процессе выполнения деятельности дети активно взаимодействуют, сравнивают собственные действия и координируют. Также определено, что эти дети достаточно успешно следят за реализацией принятого замысла работы.

Средние значения диагностируются у 40% участников экспериментальной группы, а также у 50% участников контрольной группы. Можно говорить о том, что дети, имеющие такой уровень согласованности достаточно успешно справились с заданием, вместе с тем, продукты их труда имеют существенные различия.

Низкий уровень имеют 10% участников экспериментальной группы, а также 5% участников контрольной группы. У детей сходства в продуктах совместной деятельности отсутствуют, дети оказываются не способными договориться, имеют место конфликты во взаимодействии.

Соотношение показателей представлено на рисунке 4.

Рис. 4. Результаты диагностики особенностей сформированности действий по согласованию

В целом, можно говорить о том, что большинство детей характеризуются достаточно высоким уровнем сформированности действий по согласованию. Результаты проверки достоверности различий с применением статистического критерия Манна-Уитни представлено на рисунке 6.

Таблица 6.

Результаты проверки достоверности различий по показателям задания «Рукавички»

Сумма рангов, ЭГ

Сумма рангов, КГ

U

p

Уровень сформированности действий по согласованию

414,00

406,00

196,00

0,92

Определено, что участники экспериментальной группы не отличаются от участников контрольной группы по показателям сформированности действий по согласованию. Полученные в ходе исследования данные позволяют говорить о том, что экспериментальная и контрольная группа эквивалентны по изучаемым показателям. Можно говорить об одинаковом уровне развития коллектива в двух группах. В качестве следующего этапа исследования выступает процедура целенаправленного формирующего воздействия средствами подвижной игры для формирования более интенсивных межличностных отношений, повышения уровня сплоченности и развития коллектива первоклассников в целом. Такого рода деятельность осуществлялась в экспериментальной группе.


3.2. Содержание деятельности по формированию коллектива первоклассников в игре

Цель проекта: развитие коллектива первоклассников в подвижных игра.

Задачи проекта:

1. Организация предметно-развивающего окружения, способствующего развитию коммуникативных способностей, включающее также сотрудничество воспитанников и педагога-психолога в организации вариативных видов заданий, которые стимулируют проявление и развитие межличностных отношений каждого ребенка.

Целесообразный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования на занятиях по физической культуре содействуют не только развитию двигательной сферы детей, но и развитию коммуникативных способностей, воспитанию нравственно-волевых качеств, повышению интереса к спортивным играм и физическим упражнениям. Это обусловлено выбором определенных способов действий со снарядами, которые требуют проявления не только физических усилий, которые обуславливаются габаритами и весом инвентаря, но и определенных психологических усилий, направленных на преодоление трудностей, вызванных условиями выполнения двигательного действия.

2. Организовать личностные компоненты учебно-игровой среды путем включения психолога и ребенка в систему ролевых и межличностных отношений. Позиции субъектов образовательного процесса в учебно-игровой среде должны определяться в зависимости от индивидуальных особенностей отношения к игре, а соответственно - и к избранной роли и является основой активизирующего общения, обмена знаниями, умениями.

Используя движение как средство игрового общения, можно определить этапы формирования игрового партнерства в игре:

а) действовать одновременно и одинаково (общие движения и игровые интересы усиливают позитивные переживания);

б) действовать по очереди, небольшими подгруппами (деть учатся уступать очередь или интересную роль, согласовывать свои действия);

в) действовать в команде (в эстафетах помогать друг другу, переживать успех или неудачу команды, вместе решать проблемные ситуации, которые создаются воспитателем в игре).

3. Обеспечить развитие коммуникативных способностей при условии взаимодействия с компонентами учебно-игровой среды. Организация учебно-игровой среды предусматривает создание моментов, которые побуждают детей проявлять соответствующие нравственно-волевые качества. В содержание игр-занятий нами включались серии заданий, направленных на воспитание у детей определенных личностных качеств.


4. Побуждать детей к анализу действий сверстников и самоанализу деятельности в учебно-игровой среде. Необходимым условием обучения анализу является образец оценивания ребенка педагогом.

Теоретические основы педагогического проекта:

1. теоретические представления о творческих способностях и их развитии (работы Ю.А. Афонькиной, Д.Б. Богоявленской, Н.В. Зоткина, А.В. Никитиной и др.).

2. Теория и методика организации подвижных игр (работы В.П. Арсеньевой, А.В. Калинченко, А.М. Новиковой, Г.К. Селевко, В.Ф. Шкеля и др.).

Принципы проектирования.

Для успешной реализации программы используются следующие принципы обучения:

• принцип связи обучения с жизнью;

• принцип развивающего и воспитывающего характера обучения предполагает построение учебного процесс таким образом, что в результате освоения программного материала происходит переход от развития личности к саморазвитию;

• принцип сознательности и творческой активности создает условия понимания целей и задач практических занятий, сознательного и активного использования средств учебно-тренировочного процесса.

• принцип систематичности и последовательности в овладении опыта деятельности предусматривает закрепление и развитие полученных знаний в процессе регулярных занятий, формирование знаний, умений и навыков в определённом порядке, когда каждый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующий опирается на предыдущий. При соблюдении логических связей учебный материал запоминается успешней

• принцип доступности обучения реализуется по системе «от простого к сложному»;

• принцип постепенности позволяет увеличение объема и интенсивности выполняемой работы, постепенное усложнение задач и действий, равномерное нарастание нагрузки в период проведения занятий.

• принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного, педагог не только объясняет, как выполнить то или иное упражнение, но и показывает его выполнение в целом.

Педагогическая технология включает в себя три этапа, которые предполагают следующее:

1. Проведение цикла занятий, направленных на развитие коммуникативных способностей у детей.

2. Создание разнообразных двигательных ситуаций, включение их в режим дня, с постепенным усложнением условий, в которых осуществляется проведение.

3. Развитие коммуникативных навыков с помощью внедрения проблемных ситуаций на основе разработанных педагогических условий.

Подбирая игры для занятия, мы вносили в них усложнения, которые можно условно распределить на 5 групп:


- направленные на достижение предельного результата двигательного задания;

- направленные на преодоление эмоциональных состояний, которые негативно влияют на взаимоотношения между детьми и на их работоспособность;

- направленные на преодоление трудностей и препятствий, которые неожиданно возникают в двигательной деятельности;

- направленные на сближение детей, установления доброжелательных отношений между детьми и воспитателем.

Программа рассчитана на 15 часов, продолжительность каждого занятия – 40 минут.

Общая характеристика программы. Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению. Содержание программы представлено в приложении 2.

3.3. Результаты контрольной диагностики

По окончании процедуры формирующего воздействия была выполнена процедура контрольной диагностики с применением диагностических средств, использованных на констатирующем этапе.

Таблица 7.

Результаты диагностики с использованием социометрического метода применительно отношений в области учебной деятельности

Экспериментальная

Контрольная

абс.ч.

в %

абс.ч.

в %

"Лидеры"

2

10%

1

5%

"Предпочитаемые"

18

90%

11

55%

"Изолированные"

0

0%

7

35%

"Отверженные"

0

0%

1

5%

Определено, что на контрольном этапе исследования у 90% участников экспериментальной группы социометрический статус «предпочитаемые», тогда как в контрольной группе – у 55% участников. Высокий социометрический статус на контрольном этапе имеют 10% участников экспериментальной, а также один участник контрольной группы (5%). В экспериментальной группы не выявлено детей, имеющих низкий социометрический статус, тогда как в контрольной группе 35% детей имеют статус «изолированные», а один участник (5%) относится к категории отверженных.