Файл: Лидерство и власть, как основные составляющие эффективности организации.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Лидерство и власть, как основные составляющие эффективности организации
2.1 Выбор стиля руководства в современных организациях
2.2 Тенденции выбора стиля руководства при рыночном управлении компанией
3.1 Общая характеристика ООО «Завод №1»
3.2 Организационная структура управления
3.3 Повышение эффективности власти и стиля руководства на ООО «Завод№1»
Перечисленные источники (формы) власти помогают руководителю заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей организации. Эти формы могут также использованы неформальным лидером, чтобы помешать достижению целей организации, и менеджер должен это учитывать.
Следует заметить, что за последние годы преодолены существенные интеллектуальные, а в ряде случаев и финансовые различия между руководителями и подчиненными. В этих условиях становится все труднее основывать власть только на принуждении, вознаграждении, традиции, харизме или даже компетенции. Поэтому руководителю следует сотрудничать с исполнителями, чтобы иметь возможность на них влиять[41].
Руководство, стили руководства
Руководство – это управление подчиненными в целях выполнения поставленных перед ними задач на основе вмененных руководителю полномочий[42].
Стиль управления – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, оказывающая на них влияние и побуждающая их к достижению целей организации[43].
Стиль характеризует индивидуальный способ деятельности руководителя, который определяется его интеллектуальными и психологическими особенностями. Стиль отражает умение применять принципы и методы хозяйствования, выработанные наукой, практикой отечественной и зарубежной. Стиль руководства зависит от двух групп факторов:
- организационно-профессиональных и нравственно-психологических особенностей руководителя (уровня образования, культуры, профессионализма, опыта управления людьми, характера, способностей, темперамента, мышления, коммуникабельности);
- особенностей подчиненных и всего коллектива (их образования, опыта работы, социального состава, культурного уровня, половозрастной структуры и др.)[44].
Обычно выделяют два крайних стиля руководства: автократическое и демократическое.
В 1960 году Дуглас Макгрегор опубликовал свою точку зрения на биполярность мнений о том, как надо управлять людьми. «Теория Х» и «Теория Y», представленные в книге «Человеческая сторона предприятия», завоевали широкое признание у менеджеров.
«Теория Х»
- Человек изначально не любит работать и будет избегать работы.
- Человека следует принуждать, контролировать, угрожать наказанием для достижения целей организации.
- Средний человек предпочитает, чтобы им руководили, он избегает ответственности.
Имеются две разновидности демократического стиля руководства:
- Партисипативный или совещательный стиль предполагает, что большинство проблем, вставших перед коллективом, обсуждается сообща. Руководитель, советуясь с подчиненными, не проявляет своего превосходства и правильно реагирует на критику. За последствия принятых решений ответственность не перекладывается на подчиненных[45];
- Консультативный или участвующий стиль руководства предполагает максимальное вовлечение коллектива сотрудников в принятие решений и контроль за их использование. Полное доверие своим работникам. Руководитель ведет себя в данном случае как один из членов коллектива. Ответственность за неудачи в работе руководитель разделяет со своими подчиненными[46].
«Теория Y»
- Работа так же естественна, как игра для ребенка.
- Человек может осуществлять самоуправление и самоконтроль. Награда – результат, связанный с достижением цели.
- Средний человек стремится к ответственности.
Таким образом, формируется два взгляда на управление: авторитарный взгляд, ведущий к прямому регулированию и жесткому контролю, и демократический взгляд, который поддерживает делегирование полномочий и ответственности.
На некоторых государственных предприятиях встречается либерально-попустительский стиль руководства. Суть этого стиля состоит в том, что руководитель уклоняется от принятия решений и ответственности. Он видит свою задачу только в том, чтобы обеспечить своих подчиненных материалами и информацией, выполнять указания вышестоящих инстанций. В этой ситуации решения принимаются большинством голосов на собрании, в котором участвуют все, но никто ни за что не отвечает[47].
В чистом виде эти типы встречаются нечасто. На их основе нередко предлагаются различные модификации руководства. Между тем тот или иной стиль руководства должен использоваться в зависимости от ситуации, с учетом особенностей работника и коллектива в целом[48].
Классификация стилей может быть проведена на основе цели, т.е. выделяются стили целеустремленного и реактивного управления. Руководитель, придерживающийся управления в соответствии с целями, является реализатором целенаправленного, преднамеренного и основанного на проявлении воли процесса управления. Такой руководящий работник ставит перед своими сотрудниками мобилизующие, мотивирующие и при этом реалистические цели[49]. Данный стиль возможен лишь в том случае, если руководитель использует свой опыт, знания и навыки способом, который отвечает характеру решаемых проблем.
Руководитель реактивного типа, наоборот, в меньшей мере использует прогнозирование, свою собственную инициативу, он предоставляет инициативу другим, в частности вышестоящим начальникам, скорее реагирует на появившиеся импульсы, например распоряжения, решения и т.п., не желая проводить со своими сотрудниками творческую организационную работу с планами, программами и решениями, избегает вызывать и поддерживать инициативу[50]. Таким образом, можно сказать, что данный руководитель занимается текущими делами, позволяющими поддерживать стабильное положение организации, отказывается от изменений и не думает о перспективах.
В западном бизнесе популярна также теория «управленческой решетки», разработанная Р. Блейком и Дж. Мутоном[51]. Она дает возможность на основе конкретных характеристик руководителя определить, к какому типу руководства он относится.
В управленческой решетке ГРИД (Рис.1.3) наглядно представлены различные способы реализации руководителем своих полномочий. Действия руководителя осуществляются в двух основных измерениях:
- забота о производстве (ось X) - стремление к получению положительных производственных результатов;
- забота о людях (ось Y) - стремление к достижению конечных результатов на основе уважения работников, симпатии друг к другу, взаимного понимания и поддержки.
Руководитель создает благоприятные условия труда, ходатайствует о повышении зарплаты, премировании и т.п.
Взаимосвязь двух измерений для определения типов управления схематически может быть представлена в виде таблицы с девятибалльной оценкой. В таблице ГРИД один балл - низкая, а девять баллов - высокая степень измерения. Другие показатели обозначают промежуточные степени того или иного измерения.
Конкретный тип руководства базируется на конкретной системе допущений в отношении способов использования власти и полномочий в интересах объединения людей в пределах трудового коллектива.
Рис.1.3 Решетка Грид
Из всей совокупности типов руководства можно выбрать пять, которые характеризуются индивидуальными свойствами поведения руководителей.
9.1 - максимальная забота об эффективности производства (9 баллов) сочетается с минимальной заботой о подчиненных (1 балл). Руководитель типа 9.1 отдает приоритет максимизации производственных результатов, диктуя подчиненным, что и как они должны делать.
1.9 - минимальная забота о производстве (1 балл) сочетается с максимальной заботой о людях (9 баллов). Основное внимание уделяется сохранению дружеских отношений между работниками, пусть даже и за счет производственных показателей.
1.1 - минимальная забота о производстве и о нуждах работников. Руководитель данного типа принимает лишь минимальные усилия, которые требуются для того, чтобы сохранить свое место в организации.
5.5 - это теория руководителя с философией «золотой середины». В ее основе лежит система допущений, обеспечивающих мирное сосуществование руководителя и подчиненных.
9.9 - высокий уровень заботы о производстве синтезирован высоким уровнем заботы о людях. В действиях руководителя типа 9.9 преобладают демократические приемы и способы решения производственных и личных задач.
Согласно системе ГРИД названные типы управления являются основными[52].
В связи со значительным усилением роли человеческого фактора изменился взгляд на причины, определяющие стиль руководства. Акцент стали переносить с руководителя на трудовой коллектив, который стал основной побудительной силой для применения конкретного стиля управления.
Весьма популярна в современном менеджменте теория «жизненной (рабочей) зрелости». Под зрелостью в данном контексте понимается способность подчиненных нести ответственность за свое трудовое поведение. В связи с этим различают четыре разновидности стили поведения в управлении людьми:
- «указание» - используется в условиях низкой жизненной зрелости подчиненных, когда требуется жесткая регламентация труда;
- «причастность» - используется при средней зрелости подчиненных; стимулируется проявление инициативы, самостоятельности; при необходимости используется инструктаж;
- «участие» - применяется при умеренно высокой зрелости подчиненных и проявляется в привлечении их к выработке управленческих решений;
- «делегирование» - характеризуется высокой рабочей зрелостью подчиненных: реализуется посредством постановки проблемы и определении срока ее решения[53].
В первой главе мы познакомились с такими понятиями как «власть», «лидерство», «влияние», «руководство», «стиль руководства». Изучили источники власти в организации, рассмотрели их сущность и недостатки. Узнали, что для эффективного функционирования организации необходимы власть и влияние, лидерство, руководство и стили руководства. Разобрали различные точки зрения по управлению подчиненными. Знание данного материала значительно упростит руководителю его работу в этом направлении, а также поможет выбрать такой стиль управления и методы воздействия, которые мотивируют подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей организации.
2. Аналитическая часть
2.1 Выбор стиля руководства в современных организациях
На взгляд автора, прежде, чем изучить выбор стиля руководства, необходимо рассмотреть основные проблемы власти.
По мнению автора, можно выделить следующие проблемы, связанные с властью:
- Основная причина трудностей руководящего персонала заключается в наличии факторов и людей, которыми нельзя управлять, применяя к ним свою власть.
Такая ситуация появляется по причине того, что руководитель часто зависит от людей, которые ему формально не подчинены. Если руководитель не может эффективно взаимодействовать с этими многочисленными «неуправляемыми» силами, то он не может выполнять свою собственную работу, выбрать подходящий стиль руководства, а это обязательно снизит эффективность, как индивидуального трудового вклада, так и деятельности всей организации в целом.
Также, если руководитель не обладает достаточной властью, чтобы влиять на тех, от кого зависит эффективность его деятельности, то он не сможет получит ресурсы, необходимые для определения и достижения целей организации через других людей[54].
- Использование власти связано с рядом этических проблем, без решения которых невозможно построить цивилизованное гражданское общество.
У любого человека, обладающего властью, по мнению автора, возникают возможности использовать оказавшиеся в его руках возможности для достижения собственных корыстных целях. И очень многие люди таким шансом пользуются. Все это проявляется как в умеренном использовании служебных полномочий в личных целях, так и в открытых проявлениях коррупции. К тому же в настоящее время такая модель поведения руководителя воспринимается как определенная «норма». Поэтому человек, занявший руководящий пост, порой вынужден оправдывать существующие
ожидания коллег и подчиненных.
В настоящее время социально-экономические условия таковы, что преимущество и экономическую конкурентоспособность получают организации, использующие «черные» и «серые» полулегальные способы ведения бизнеса. Естественно, в данных условиях от работников ожидается, что они будут «покрывать» своих руководителей. Это также представляет собой важную этическую проблему.