Файл: Лидерство и власть, как основные составляющие эффективности организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Теоретическая часть

1.1 Лидерство и власть, как основные составляющие эффективности организации

Эффективность управления во многом зависит от руководителя организации. Руководитель любой организации имеет власть.

Власть – это возможность влиять на поведение других людей. Это влияние может оказывать с помощью формально закрепленных за менеджером полномочий либо на основе личных качеств и особенностей менеджера, которые вызывают у других людей желание прислушиваться к нему и подчиняться[1].

Понятие власти тесно связано с лидерством. В основе лидерства лежат отношения доминирования и подчинения, влияния и следования системе межличностных отношений в группе. Лидерство является одним из важных механизмов реализации власти в группе и, пожалуй, самым эффективным. В практике управления лидерство – это способность эффективно использовать все имеющиеся источники власти для превращения созданного для других видения в реальность[2]. Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации[3].

Лидер  может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей.

Лидеры используют власть как средство в достижении целей группы или организации. Если лидеры достигают цели, то власть как средство используется ими для ускорения этого достижения.

Лидерство основывается на процессе социального взаимодействия, на свойствах личности, способности убеждать и вызывать доверие. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего, помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений[4].

Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности.

Лидер в организации выполняет следующие функции:


  • постановка цели перед другими участниками совместной деятельности и нахождение
  • средств для целедостижения;
  • побуждение их к определенному типу поведения;
  • ориентирование и соорганизация их усилий на достижение цели, формирование единых способов восприятия реальности и норм организационной культуры.

Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером.

Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер - это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа - таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).

Власть - это двусто­ронние отношения - между лидером и подчиненными и между лиде­ром и его начальником. Поскольку эффективность лидерства зависит от объема и типа власти, которые лидер использует в отношении, как подчиненных, так и своего начальника, то важным является вопрос: какие источники власти и как необходимо использовать, чтобы до­биться большей эффективности? Проведенные в этом направлении исследования в организациях свидетельствуют о следующем. Рабочие в отношении бригадира признали, что право на власть является наибо­лее веской причиной для подчинения. Хотя в группах, не связанных с большим объемом физической работы, на первом месте была эксперт­ная власть. Далее в целом по силе влияния идут экспертная власть, воз­награждение, власть примера и на последнем месте - принуждение. Однако, несмотря на то, что право на власть было признано наиболее сильно влияющим источником власти, он, тем не менее, не связан с ре­зультатами работы бригады. Большее влияние на результаты работы оказывают экспертная власть и власть примера, которые качественно отличны от права на власть, власти вознаграждения и принуждения. Экспертная власть и власть примера зависят от личностных качеств и, таким образом, очень индивидуальны, в то время как право на власть, власть вознаграждения и принуждения организационно устанавлива­ются равными для равных иерархических уровней. Исследования по­казали, что подчиненные более удовлетворены руководителем, кото­рый использует не только источники власти, основанные на его пози­ции, занимаемой в организации. Интересно, что в группах, где уровень власти вознаграждения высок, результаты работы были ниже, а не­удовлетворенность выше. Право на власть и власть принуждения боль­ше ассоциируются с неудовлетворенностью, но они мало связаны с ре­зультатами работы. В целом результаты исследований показывают, что лидеры используют по-разному разные источники власти в зависимо­сти от ситуации[5].


Наиболее ценен руководитель такой организации, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Он влияет на других таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную организации[6].

Лидерство и власть – это два основополагающих понятия, с которыми связано эффективное управление организациями.

Лидерское влияние затрагивает изменения работников в поведенческой сфере, касается усиления или наоборот, нивелировки личных черт, мотивационной сферы и т.д. В хорошо организованных группах лидер чаще пользуется такими формами обращения к членам группы, как совет и просьба, и гораздо реже - наставлениями.

Хорошо известные всему миру компании мирового класса возглавляют выдающиеся лидеры-руководители. В работе отдельных организаций часто слова «руководитель» и «лидер» употребляются как синонимы, что нередко является вполне оправданным.

Американский ученый Ноэль Тичи предложил концепцию «двигателя лидерства», в основе которой лежит представление о том, что в успешной организации менеджеры-лидеры должны быть на всех уровнях управления[7].

Для управления важно и власть, и лидерство. Лидер важен потому, что он постоянно функционирует на фоне меняющихся отношений внутри группы, оказывая постоянное влияние на людей, которые по отношению к нему выступают как «ведомые». Неофициальный лидер во многом помогает руководителю, успешно дополняя его работу.

1.2 Общее понятие власти

Об успехах менеджеров судят не по тому, что они делают, а по тому, как они побуждают к работе других. Побуждать, или мотивировать, людей можно, только воздействуя на них определенным образом или влияя на них.

В управленческой литературе способность оказывать влияние на поведение людей называется властью. Власть может относиться к индивиду, группе и организации в целом. Определение власти как организационного процесса подразумевает, что:

  • власть - это потенциал, имеющийся у ее пользователя, т.е. она существует не только тогда, когда применяется;
  • между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость;
  • тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий[8].

Руководитель, управляя трудовым коллективом, оказывает на него влияние, в результате изменяются поведение подчиненных, а также взаимоотношения между ними. Конкретные средства, с помощью которых одно лицо может повлиять на другое, могут быть самыми разнообразными: от просьбы, высказанной шепотом, до угрозы увольнения. Чтобы это влияние было целенаправленным, эффективным, руководитель должен применять власть[9].


Власть – это возможность и способность оказывать определяющее воздействие на деятельность людей. Власть – это необходимое условие управления, это потребность в управлении и предрасположенность к нему со стороны группы людей или коллектива, это способность, желание и обязанность одного из этой группы согласовывать деятельность людей посредством сознательного влияния на них с учетом общей цели и особенностей деятельности каждого[10].

Власть – это реальная возможность управлять людьми, влиять на них. Под управлением здесь понимается целенаправленное воздействие, а под влиянием – такое поведение одного из членов организации, которое вносит изменения в поведение другого[11].

В дополнение к формальным полномочиям руководителю требуется власть, так как он зависит от людей как в пределах своей цепи команд, так и вне ее.

В различных подразделениях организации руководитель зависит от своего непосредственного начальства, подчиненных и коллег. Фактически эти группы представляют собой часть окружающей руководителя среды. Без содействия этих людей руководитель не может эффективно осуществлять свои функции. Многие руководители также напрямую зависят от людей и организаций, находящихся вне их собственной организации, - поставщиков, заказчиков, конкурентов, регулирующих их деятельность ведомств и профсоюзов[12].

Кроме того, большинство работников в современных организациях не будет полностью подчиняться всем приказам только потому, что они отданы начальником. Существует некая зависимость не только подчиненного от руководителя, но и руководителя от подчиненного. Для достижения эффективного функционирования организации необходимо надлежащее применение власти. Если руководитель не обладает достаточной властью, чтобы влиять на тех, от кого зависит эффективность его деятельности, он не сможет эффективно управлять организацией[13].

Власть может существовать, но не использоваться. Если сотрудник работает по правилам, то у начальника нет необходимости применять к нему имеющуюся у него власть[14].

Власть – это социальный по своей сути термин. Власть имеет один индивид в отношении другого, одна группа – в отношении другой и т.п. Концепция власти строится на взаимодействии людей и групп в организации. Власть используют и начальники, и подчиненные для того, чтобы достичь своих целей или укрепить свое положение. Власть пронизывает всю жизнь организации, поддерживает ее структуру. Без власти нет организации. Успех и неудачи в применении власти или реакция на нее в основном определяются пониманием власти, знанием, как и когда можно ею пользоваться. Власть никогда не бывает абсолютной и неменяющейся. Власть – это отношения в динамике, отношения меняющие и ситуацию, и людей, отношения, меняющиеся во времени.


Выделяют власть формальную и реальную:

  1. Формальная власть – это власть должности. Она обусловлена местом ее обладателя в иерархической структуре организации, а не личными качествами менеджера.
  2. Реальная власть – это власть авторитета. Она обусловлена местом ее обладателя в иерархии, как в официальной, так и в неофициальной системе отношений реальная власть основана на добровольном подчинении[15].

Власть часто используют как синоним термина «авторитет». Это не совсем верно. Авторитет – это власть, возникшая на формальной основе, как данная кому-то и принимаемая подчиненными как то, с чем они согласны и считают правильным. В первом случае власть дается сверху, а в другом она должна быть получена снизу. Авторитет как понятие не исчерпывает всех вариантов появления власти. Власть может появиться от занимаемой должности, от личного воздействия или от того и другого[16].

Обладать властью - значит уметь оказывать влияние на людей, изменять поведение и отношение человека или группы людей. У одних людей власти очень много, у других ее нет совсем. Иногда кажется, что некоторые люди не могут получить столько власти, сколько им надо, поэтому борются за то, чтобы ее обрести, и еще ожесточеннее - за то, чтобы удержать то, что имеют. Таким образом, власть и манипулирование ею являются проблемами в управлении, и считаться с этим должны и руководители, и подчиненные. Многим кажется, что обладание властью - прерогатива только руководителя, которая подразумевает возможность навязывать свою волю, не учитывая чувства, желания и способности подчиненного. Однако сейчас признается, что влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способностей руководителя[17].

Формы власти и ее источники

Для того, чтобы обладать властью, руководитель должен держать под контролем что-либо, имеющее значение для исполнителя, в результате чего возникает его зависимость от руководителя. Это могут быть физиологические или социальные потребности, потребность в защищенности, уважении и самовыражении[18].

Все формы влияния побуждают людей исполнять желания другого человека, удовлетворяя неудовлетворенные потребности или препятствуя их удовлетворению, или они побуждают исполнителя ожидать, что потребность будет или не будет удовлетворена в зависимости от поведения исполнителя. Люди строят предположения относительно того, что может произойти, если они будут вести себя определенным образом. Видя такое поведение, человек начинает в уме проигрывать воздействие его поведения на состояние его потребностей. Руководитель также представляет эффект от своего влияния на исполнителя. В результате чего и руководитель, и исполнитель усваивают схожую или отличную манеру поведения на будущее. Процесс влияния руководителя на подчиненного можно изобразить следующим образом (Рис.1.1)[19].