Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ
1.3 Влияние конфликтов на организацию и поведение сотрудников
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ В FORTE CLUB
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Методология исследования конфликтов на предприятии
2.3 Анализ организационного климата в Forte Club SPA
2.4 Особенности стилей поведения в конфликтах в Forte Club SPA
Рассмотрев организационную структуру Центра красоты и его численный состав, автор считает необходимым провести SWOT-анализ Forte Club SPA, выявив сильные и слабые стороны Центра, а также имеющиеся возможности и угрозы (Приложение 2).
Итоговые показатели SWOT-анализа используются в стратегическом и тактическом планировании деятельности предприятия. Анализируя представленную в Приложении 2 таблицу, автор приходит к выводу, что для поддержания Forte Club SPA на текущем уровне, а также развития с целью извлечения большей прибыли, необходимо:
- расширение рекламной кампании, оперируя высоким качеством предоставляемых услуг и использованием новейшего оборудования;
- внедрение системы скидок, а также программ лояльности для постоянных клиентов;
- ежеквартальное проведение обзора последних тенденций в сфере красоты и здоровья с целью закупки необходимого оборудования для оказания уникальных в городе услуг;
- поддержание системы мотивации на имеющемся уровне, которая позволяет снизить уровень текучести кадров;
- обучение и повышение квалификации специалистов Forte Club SPA.
2.2 Методология исследования конфликтов на предприятии
Основным направлением эмпирического исследования является анализ причин возникновения организационных конфликтов в Forte Club. Целью же данного исследования является выявление конфликтов, способствующих и препятствующих поддержанию оптимального уровня социально-психологического климата на предприятии, а также разработка рекомендаций для управляющих подразделением Forte Club SPA с целью нормализации отношений между сотрудниками внутри рабочих групп.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
- подбор и обоснование методов исследования конфликтов в Forte Club;
- исследование организационных конфликтов в Forte Club;
- подробный анализ полученных в ходе проведения исследования результатов;
- разработка рекомендаций для руководства и плана мероприятий, направленных на работу с конфликтами.
Также, необходимо обозначить гипотезы проводимого исследования.
Во-первых, можно предположить, что существует взаимосвязь между уровнем эффективности труда работников и применяемыми ими методами работы с конфликтными ситуациями: чем выше эффективность труда конкретного сотрудника, ем чаще он прибегает к использованию интегративных методов работы с конфликтами.
Во-вторых, предполагается, что стаж работы и методы работы с конфликтными ситуациями также положительно коррелируют между собой: чем выше стаж работы, тем чаще сотрудники прибегают к интегративным методам при работе с конфликтами.
Для проведения первого этапа двухуровнего опроса было задействовано 34 сотрудника, по результатам чего была отобрана группа, состоящая из 29 мотивированных работников, готовых принять участие в следующем этапе.
Основными респондентами являются женщины в возрасте от 26 до 35 лет. Для наглядности автор представляет возрастную и гендерную структуры на рисунке 2.2.
Рис. 2.2 – Возрастная и гендерная структуры респондентов
Были проанализированы и такие характеристики мотивированной группы сотрудников, как образование и стаж работы. Структура образования респондентов представлена на рисунке 2.3.
Рис. 2.3 – Структура образования респондентов
В свою очередь, анализ стажа работы представляется на рисунке 2.4.
Рис. 2.4 – Стаж работы респондентов
Таким образом, мы видим, что большая часть участников опроса имеет высшее (41 %) и среднее специальное образование (34 %). 55 % опрошенных сотрудников обладают общим стажем работы свыше 7 лет.
2.3 Анализ организационного климата в Forte Club SPA
После первой стадии анкетного опроса всех сотрудников подразделения Forte SPA, были отобраны 29 мотивированных специалистов, готовых принять участие в дальнейшем исследовании. На данном этапе исследования также были получены данные о социально-психологическом климате в организации, а также удовлетворенности сотрудников рабочим процессом и взаимоотношениями в коллективе.
Прежде всего, необходимо было выяснить, как часто возникают конфликты на предприятии. Обработав данные собранных анкет в пакете SPSS с использованием инструмента раздела Descriptive Statistics – Frequences, автор представляет результаты исследования частотности конфликтов в Forte Club SPA на рисунке 2.5.
Рис. 2.5 – Частота конфликтов в Forte Club SPA
Таким образом, анализ данных выше представленной диаграммы указывает на то, что конфликтные ситуации в организации являются довольно частым явлением и, по мнению большинства сотрудников (35,3 %), зарождаются с периодичностью раз в месяц.
Также, автор рассматривает и причины возникновения конфликтов в Forte SPA, посредством использования того же инструмента пакета SPSS и представляет статистику ответов на соответствующий вопрос на рисунке 2.6.
Рис. 2.6 – Причины конфликтов в Forte Club SPA
Из полученных данных видно, что наиболее распространенной, по мнению специалистов организации, причиной возникновения конфликтов являются личные особенности коллег (32,4 % опрошенных сотрудников ответили таким образом). Однако, данная причина имеет сравнительно небольшой процентный отрыв от других источников возникновения конфликтных ситуаций. Поэтому необходимо принять во внимание остальные причины возникновения очагов напряженности в коллективе: недостатки в поведении коллег (23,5 %), неудовлетворительная работа сотрудников и коллег и определенные поступки коллег (по 14,7 % соответственно), а также нарушение трудовой дисциплины (8,8 %).
C целью анализа организационного климата в Forte Club SPA была проанализирована удовлетворенность взаимоотношениями в коллективе. Частотность ответов и их процентное соотношение на соответствующий вопрос в первичной анкете представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Удовлетворенность сотрудников Forte Club SPA отношениями в коллективе
Frequency |
Percent |
Valid Percent |
Cumulative Percent |
||
Valid |
да |
20 |
58,8 |
58,8 |
58,8 |
не совсем |
12 |
35,3 |
35,3 |
94,1 |
|
все равно |
2 |
5,9 |
5,9 |
100,0 |
|
Total |
34 |
100,0 |
100,0 |
Таким образом, процентное соотношение ответов на вопрос об удовлетворенности взаимоотношениями с коллегами говорит о том, что большая часть сотрудников Forte Club SPA (58,8 %) довольны взаимоотношениями в коллективе. В то же время, 35,3 % специалистов остаются не совсем удовлетворенными отношениями с коллегами, однако полагают, что не бывает идеальных отношений между людьми. И лишь 5,9 % сотрудников Forte Club SPA остаются равнодушными к взаимоотношениям в коллективе.
Необходимо также обратить внимание на вопрос о полноценности системы сотрудничества в коллективе, поскольку ответы на него являются достаточно разрозненными, что указывает на относительную неразвитость взаимопомощи и поддержки в коллективе. Частотность распределения ответов на данный вопрос представлена на рисунке 2.7.
Рис. 2.7 – Развитость сотрудничества и поддержки в коллективе Forte Club SPA
Выше представленные данные опроса, представленные на диаграмме 16, указывают на то, что мнения о развитости взаимопомощи и сотрудничества в коллективе являются отнюдь не однозначными. Все же, большая часть рабочего коллектива (52,9 %) полагает, что система сотрудничества в коллективе является развитой, и специалисты всегда стараются помочь друг другу. Вторая по численности группа ответов на данный вопрос (38,2 % сотрудников Forte Club SPA) указывает на отсутствие явного выражения поддержки в трудную минуту. Несмотря на это, сотрудники, ответившие соответствующим образом на данный вопрос, полагают, что в сложных ситуациях коллеги все-таки готовы пойти навстречу и оказать посильную помощь.
Для целостности картины социально-психологического климата в коллективе Forte Club SPA автор анализирует также ответы на вопрос об атмосфере в коллективе, представляя результаты на рисунке 2.8.
Рис. 2.8 – Социально-психологический климат в Forte Club SPA
Результаты анализа ответов на вопрос об атмосфере в коллективе указывают на то, что большинство сотрудников (58,8 % и 35,3 %) полагают, что уровень социально-психологического климата в Forte Club SPA является нормальным и отличным соответственно. Лишь 5,9 % респондентов полагают, что ситуация в коллективе является достаточно напряженной и не способствует нормальной трудовой деятельности.
Наконец, заключительным этапом анализа климата в рабочем коллективе является рассмотрение ответов на вопросы об удовлетворенности взаимоотношениями с управляющим и трудовой деятельностью в целом. Анализ ответов респондентов на вышеуказанные вопросы автор представляет в таблице 2.3 и 2.4 соответственно.
Таблица 2.3 – Удовлетворенность сотрудников Forte Club SPA отношениями с управляющим
Frequency |
Percent |
Valid Percent |
Cumulative Percent |
||
Valid |
да |
30 |
88,2 |
90,9 |
90,9 |
мне все равно |
2 |
5,9 |
6,1 |
97,0 |
|
нет |
1 |
2,9 |
3,0 |
100,0 |
|
Total |
33 |
97,1 |
100,0 |
||
Missing |
нет данных |
1 |
2,9 |
||
Total |
34 |
100,0 |
Таблица 2.4 – Удовлетворенность сотрудников Forte Club SPA трудовой деятельностью
Frequency |
Percent |
Valid Percent |
Cumulative Percent |
||
Valid |
да |
26 |
76,5 |
76,5 |
76,5 |
нет |
8 |
23,5 |
23,5 |
100,0 |
|
Total |
34 |
100,0 |
100,0 |
Таким образом, анализ таблиц 2.3 и 2.4 показывает, что основная масса специалистов Forte SPA довольны отношениями с руководством и трудовой деятельностью в целом. Однако, стоит отметить, что 23,5 % респондентов все же остаются недовольными протеканием рабочего процесса, что обязательно стоит взять во внимание руководству и рассмотреть причины недовольства более детально.
Обобщая выше представленные результаты первого этапа опроса, можно сделать выводы:
- конфликты в Forte Club SPA являются достаточно частым явлением и возникают, чаще всего, по причинам, связанными, по мнению респондентов, с недостатками в поведении и личными особенностями коллег. Однако, сами специалисты не берут во внимание свое поведение, ссылаясь на неправильное поведение коллег и руководства;
- также довольно острой является проблема развитости сотрудничества и взаимопомощи, а также общей удовлетворенности трудом. Именно поэтому автор считает целесообразным углубиться в изучение конфликтов на предприятии Forte Club SPA.
2.4 Особенности стилей поведения в конфликтах в Forte Club SPA
После определения группы мотивированных сотрудников в лице 29 мастеров и специалистов Forte Club SPA, был проведен второй этап двухуровневого опроса – интервью.
По результатам интервью было выявлено, что наиболее распространенной категорией сотрудников, вступающих в конфликт, являются сотрудники подразделения Forte Club SPA (рисунок 18), был проведен анализ стилей поведения самих сотрудников и их коллег, а также особенностей конфликтов в Forte Club SPA.
Рис.2.9 – Категории вступающих в конфликт в Forte Club SPA
По результатам интервью нам удалось выявить наиболее распространенные стили поведения в случае возникновения конфликтной ситуации, используемые специалистами Forte Club SPA (рисунок 2.10).