Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 603
Скачиваний: 23
1.2. Особенности конфликтов в школьном возрасте
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже утрачивает детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для ребенка - значимая деятельность.
В школе первоклассник приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. Младший школьный возраст - начало школьной жизни.
Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становится для него ведущей[18]. У ребенка развивается теоретическое мышление, он получает новые знания, умения и навыки, что создает необходимую базу для всего его последующего обучения. Но значение учебной деятельности на этом не исчерпывается, от её результативности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников[19].
Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и самоприятии. Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять любые задания приводит к становлению чувства компетентности[20]. Если чувство компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности[21].
Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Как всякий кризис, кризис 7 лет не жестко связан с объективным изменением ситуации. Важно как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, будь то стабильные отношения, или резко меняющееся. Изменилось восприятие своего места в системе отношений – значит, меняется социальная ситуация развития, и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей[22].
То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь отметки) оказывается ценным, то, что связанно с игрой - менее важным. Маленький школьник с увлечением играет, и играть будет еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни[23].
В кризисный период происходят глубокие изменения в плане переживаний. Цепь неудач или успехов приводит к формированию устойчивого комплекса – чувства неполноценности. Унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности – все это в дальнейшем может измениться, даже исчезнуть по мере накопления другого рода, но некоторые будут фиксироваться в структуре личности и влиять на развитие самооценки ребенка, его уровня притязаний. Чисто кризисным проявлением внешней и внутренне жизни детей обычно становится кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст[24].
По мере взросления ребенка расширяются его контакты с миром. Но тем самым расширяется и область конфликтного взаимодействия, как со сверстниками, так и с взрослыми[25]. Дети учатся отстаивать свои позиции, свое мнение, свое право быть личностью и равноправным участником в общении с другими людьми. Трудности и конфликты на этом пути неизбежны. Задача в том, чтобы ученики научились разрешать их[26].
Новейшие исследования психологов показали, что конфликты в начальной школе сегодня оказываются преобладающими: именно школьники младших классов, а вовсе не подростки, как по привычке думают родители, конфликтуют чаще всего. Дети младшего школьного возраста только учатся общаться. И это не может не повлечь за собой напряжения отношений, вплоть до открытых конфликтов. При этом младшие школьники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии с взрослым[27]. Исследователями отмечена и еще одна особенность детей младшего школьного возраста: современные дети оказываются более «конфликточувствительными», чем взрослые. Речь идет о том, что младшие школьники видят, чувствуют, воспринимают некое взаимодействие как конфликтное, а взрослые в том же самом эпизоде зачастую никакого конфликта не усматривают. Еще полтора десятилетия назад ситуация была обратной: взрослые видели конфликтное столкновение там, где ребенок его по большей части не видел[28].
Основной конфликт в младшей школе - это обида. И обидчиком, и обиженным чаще всего выступают сами дети. И очень часто младшие школьники эмоционально воспринимают себя обиженными: практически это означает, что каждый из участников столкновения считает виноватым другого.
В личных отношениях младших школьников столкновения регулярно случаются из-за борьбы за высокий статус в детском коллективе, из-за потребности в самоутверждении, из-за дружеских симпатий и ревнивых антипатий, а также из-за непредсказуемости детского поведения[29].
Психологи отмечают, что в общении со взрослым дети придерживаются определенных, установленных норм поведения, а при взаимодействии со сверстником они используют самые неожиданные действия, движения, слова. Им свойственна особая раскованность, они неожиданны, спонтанны, не следуют никаким образцам - или зачастую один участник общения понимает, каким образцам он следует, а другие этого не понимают. Дети кривляются, толкаются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова. Подобная свобода позволяет предположить, что общество сверстников в наибольшей мере помогает ребенку проявить свое самобытное начало. Но такая непредсказуемость и раскованность общения могут приводить к взаимонепониманию и обидам[30].
Так называемые «предметные» конфликты оказываются следствием не вполне развитого у маленьких детей чувства собственности, что ведет к различным нарушениям прав на свою и чужую собственность. Например: «взял без разрешения», «не отдал вовремя». И наоборот: «не захотел поделиться», «сначала разрешил взять, а потом ни с того ни с сего потребовал обратно» [31]. При этом тот, кто «взял без разрешения», остается в уверенности, что имел право это сделать. А тот, кто «ни с того ни с сего» потребовал одолженную вещь, твердо убежден, что терпел до последнего, а только потом попросил ее вернуть.
Деловые конфликты - например, «как правильнее действовать при групповой работе» - в чистом виде встречаются редко, потому что у младших школьников они осложняются личными, так как у детей еще не устоялись навыки коммуникации, и поэтому конструктивный, по сути деловой, конфликт переходит в неконструктивное личное столкновение[32].
Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют, группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или конфликтное противостояние одного школьника и класса[33]. Путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок в большей степени, чем взрослый, подвержен чувству стадности, склонен к немотивированной жестокости и травле себе подобных[34].
Генезис агрессивного поведения школьников связан с дефектами социализации личности. Так, обнаружена положительная связь между количеством агрессивных действий у дошкольников и частотой их наказания, применяемого родителями. Кроме того, было подтверждено, что конфликтные мальчики воспитывались, как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие. Поэтому ряд исследователей считают наказание моделью конфликтного поведения личности[35].
На ранних этапах социализации агрессия может возникать и случайно, но при успешном достижении цели агрессивным способом может появиться стремление вновь использовать агрессию для выхода из различных трудных ситуаций. При наличии соответствующей личностной основы важной становится не агрессия как способ достижения, а агрессия как самоцель, она становится самостоятельным мотивом поведения, обусловливая враждебность по отношению к другим при низком уровне самоконтроля. Кроме того, конфликты подростка в отношениях с одноклассниками обусловлены особенностью возраста - формированием морально-этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению [36].
В педагогической конфликтологии выявлены основные факторы, определяющие особенности конфликтов между учениками.
Во-первых, специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной психологией. Возраст учеников оказывает значительное влияние, как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способы завершения. Возраст - определенная, качественно своеобразная, ограниченная во времени ступень развития индивида. Известно, что на время обучения в школе приходится этап наиболее интенсивного развития человека[37]. Школа охватывает значительную часть детства, все отрочество и раннюю юность. Конфликты у школьников заметно отличаются от конфликтов у взрослых людей[38]. Существенные различия имеют и конфликты, происходящие в младшей, неполной средней и средней школах[39].
Основным конфликтогенным фактором, определяющим особенности конфликтов между учениками по А. А. Крылову, является процесс социализации учащихся. Социализация представляет собой процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, проявляемого в общении и деятельности. Социализация школьников происходит естественным образом в обычной жизни и деятельности, а также целенаправленно — в результате педагогического воздействия на учащихся в школе[40]. Одним из способов и проявлений социализации у школьников выступает межличностный конфликт. В ходе конфликтов с окружающими ребенок, подросток, юноша, девушка осознают, как можно и как нельзя поступать по отношению к сверстникам, учителям, родителям[41].
Во-вторых, особенности конфликтов между школьниками определяются характером их деятельности в школе, основным содержанием которой является учеба. В психологии разработана концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений. Межличностные отношения в ученическом и педагогическом коллективах заметно отличаются от отношений в коллективах и группах других видов. Эти отличия во многом обусловлены спецификой педагогического процесса в общеобразовательной школе.
Исследование, проведенное в российских школах, позволило выявить некоторые особенности конфликтов и связанных с ними явлений во взаимоотношениях учащихся.
Конфликты «ученик-ученик» возникают в таких ситуациях: из-за оскорблений, сплетен, зависти, доносов - 11%; из-за отсутствия взаимопонимания - 7%; в связи с борьбой за лидерство - 7%; из-за противопоставления личности ученика коллективу - 7%; в связи с общественной работой - 6%; у девочек - из-за мальчика - 5% . Считают, что конфликтов у учеников не было - 11%, испытывали чувство ненависти к одноклассникам 61% школьников[42]. Эти данные свидетельствуют, что во взаимоотношениях одноклассников в школьном возрасте не все благополучно.
Основными причинами ненависти к сверстникам в школьном возрасте являются: подлость и предательство - 30%; подхалимство, существование «липовых» отличников и любимчиков учителей - 27%; личная обида - 15%; ложь и высокомерие - 12%; соперничество между одноклассниками - 9%[43]. На конфликтность учеников заметное влияние оказывают их индивидуально-психологические особенности, в частности агрессивность[44]. Наличие в классе агрессивных учеников повышает вероятность конфликтов не только с их участием, но и без них — между другими членами классного коллектива. Мнения школьников о причинах агрессии возникновении конфликтов таковы: причина агрессии: желание выделиться среди сверстников - 12%; источник агрессии: бессердечие и жестокость взрослых - 11%; все зависит от взаимоотношений в классе - 9,5%; в агрессивности ученика виновата семья - 8%; агрессивные школьники - дети с психическими отклонениями - 4%; агрессивность - явление возрастное, связанное с избытком энергии - 1%; агрессивность - плохая черта характера — 1%; в классе были агрессивные ученики - 12%; в классе не было агрессивных учеников - 34,5%[45].
Конфликты между учениками в школе возникают, в том числе и из-за проступков, нарушений общепринятых норм в поведении школьников. Нормы поведения учащихся в школе выработаны в интересах всех школьников и учителей. При их соблюдении подразумевается снижение до минимума противоречий в школьных коллективах. Нарушение этих норм, как правило, приводит к ущемлению чьих-то интересов. Столкновение же интересов является основой для конфликта[46]. Школьники, по их собственному мнению, чаще всего допускают следующие нарушения норм поведения в школе: курение - 50%; употребление спиртных напитков - 44%; грубость, хамство в общении - 31%; употребление в речи нецензурных выражений - 26,5%; ложь - 15% ; неуважение учеников друг к другу - 13%; распущенность в половой жизни - 10%; мелкие кражи - 10%; драки - 10%; хулиганство - 10%; наркомания - 6%; издевательства над младшими и слабыми - 6%; азартные игры (на деньги) - 3%[47].