Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 598
Скачиваний: 23
Введение
Актуальность. Современный уровень общественного развития, его направленность и перспективы требуют перестройки системы образования, призванной обеспечить качественное повышение творческого начала в условиях сегодняшней школы.
Одним из непременных условий успешной реализации воспитательного процесса является принципиальная смена учебно-воспитательных подходов в педагогической практике, отказ от традиционной учебно-дисциплинарной модели воспитания в пользу личностно-ориентированной. В этих условиях немаловажным, а нередко и решающим фактором, от которого зависит успех этих усилий, является способность педагога прогнозировать и психологически грамотно предупреждать возникновение и развертывание острых конфликтных ситуаций, которые могут перерасти в деструктивные по своему характеру межличностные столкновения.
В этих условиях немаловажным, а нередко и решающим фактором, от которого зависит успех этих усилий, является способность педагога прогнозировать и психологически грамотно предупреждать возникновение и развертывание острых конфликтных ситуаций, которые могут перерасти в деструктивные по своему характеру межличностные столкновения. Поэтому данный вопрос является актуальным, так как в настоящее время тема конфликтности младших школьников недостаточно исследована.
Целью работы явилось исследование причин возникновения конфликтов в школьном возрасте и путей их преодоления.
Задачи работы:
- провести исследование основных литературных источников по проблеме конфликтов между школьниками;
- исследовать основные особенности и причины конфликтов в школьном возрасте;
- на основе существующих исследований, апробировать ряд методик, направленных на преодоление конфликтности у младших школьников;
- установить уровень конфликтности экспериментальной группы;
- изучить характер межличностного взаимодействия в экспериментальной группе;
- установить основные стратегии поведения младших школьников в конфликтных ситуациях.
Объектом исследования стали особенности конфликтов младших школьников.
Предметом исследования являются конфликты школьников и возможности их преодоления.
Гипотеза данной работы основана на предположении о том, что использование специально подобранных методов преодоления конфликтов, способствует снижению конфликтности у школьников.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, опрос, наблюдение, беседа, методики, игры, тесты.
Экспериментальная база исследования: 2 «А» класс МОУ СОШ № 8 г. Люберцы. Испытуемыми являются 23 ребенка, возраст которых 8 лет, из которых 14 девочек и 9 мальчиков.
Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию конфликтов между школьниками
1.1. Понятие «конфликт» в психолого-педагогической литературе. Его сущность, функции, классификация конфликтов
Наличие конфликтов является обязательной составляющей функционирования социальной сферы жизнедеятельности общества. Как правило, конфликты возникают в результате межличностного, межгруппового и иного вида взаимодействия людей.
В отечественной и зарубежной конфликтологии существует множество классификаций видов конфликтов. М. Дойч различает конфликты по наличию объективной конфликтной ситуации, мере осознанности и степени адекватности этого осознания. Он выделяет следующие конфликты: истинный, случайный, «подмененный», безатрибутивный, латентный, фальшивый[1].
Существуют также классификации конфликтов по источнику конфликтогенных проблем, которые предполагают деление на внутри личностные, внутригрупповые и внутринациональные или на межличностные, межгрупповые и межнациональные конфликты. Распространено деление конфликтов по структуре на горизонтальные (например, «ученик-ученик», «учитель-учитель») и вертикальные (например, «родитель-ребенок»)[2]. В. И. Андреев классифицирует конфликты по проблемно-деятельностному признаку на управленческие, педагогические, производственные, экономические и по степени остроты противоречий на недовольство, разногласия, противодействия, раздор и вражду[3]. В этом плане интересна «формула» В. И. Андреева:
Проблема + Конфликтная ситуация + Участники + Инцидент = Конфликт[4].
Если взять за отправную точку рассуждений определение конфликтной ситуации как предельного случая обострения противоречия в коллективе, то можно сделать вывод, что она является следствием инцидента, который представляет собой «действие или совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующие обострение противоречия и начало борьбы между ними». Инцидент не может быть закрытым процессом, следовательно, он является тем механизмом, который выталкивает конфликт на поверхность в виде конфликтной ситуации[5].
Определив основные составляющие конфликта, мы подошли к проблеме дефиниции школьного конфликта. С. О. Савостьянова сформулировала данное понятие, определив его как «процесс осознанного или неосознанного столкновения взглядов, способов поведения, потребностей членов школьного коллектива (группы), требующий разрешения»[6].
Мы включаем в круг потенциальных участников школьных конфликтов не только учителей, учеников и администрацию, но и родителей учащихся, так как последние влияют на учебно-воспитательный процесс благодаря тому, что школьный коллектив и родители включены в единую систему взаимоотношений. Таким образом, мы понимаем школьный конфликт гораздо шире, чем педагогический, который имеет место лишь непосредственно в учебно-воспитательном процессе. Таким образом, школьный конфликт – это столкновение интересов субъектов школьной системы взаимоотношений, прямо или косвенно связанное с проблемами обучения и воспитания учащихся, проявляющееся на поведенческом уровне в виде противоборства и сопровождающееся эмоциональными переживаниями. Если субъектами конфликта являются школьники, то имеет место горизонтальный конфликт между детьми[7].
Школьные конфликты имеют те же основные признаки, динамику развития и функции, что и другие конфликты.
Взаимоотношения между субъектами школьного коллектива могут быть представлены в виде системы, представляющей собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимосвязи частей, то есть предполагающей целостность, наличие элементов и определенную структуру. Поскольку конфликтные взаимоотношения носят несинхронный, узковременной характер, мы можем говорить о системе потенциального (возможного) конфликтного взаимодействия в школе. Если представить ее графически в упрощенном виде, то можно заметить, что она будет совпадать с системой «каналов общения» субъектов, вовлеченных в учебно-воспитательный процесс, то есть системой взаимоотношений в школе[8].
Формы проявления конструктивной и деструктивной функций школьного конфликта взаимосвязаны. Например, зацикленность на достижении цели и эмоциональное напряжение служат причиной торможения поиска альтернативного решения, психологический дискомфорт может привести к ухудшению здоровья[9].
Таблица 1
Деструктивная функция школьного конфликта[10]
Индивидуальная форма |
Проявление на групповом |
1) ухудшение здоровья |
1) угроза поддержанию порядка в школьном коллективе |
2) когнитивная ограниченность участников конфликта (зацикленность на |
2) препятствие осуществлению быстрых перемен |
3) психологический дискомфорт, эмоциональное напряжение |
3) подрыв доверия группы (чаще всего к учителю) |
4) угроза интересам каждого участника конфликта |
4) угроза интересам группы (всего школьного коллектива учителей) |
5) угроза другим интересам из-за сильной смены приоритетов |
5) угроза другим интересам группы из-за сильной смены приоритетов |
б) отвлечение каждого участника конфликта от привычной деятельности, связанной с учебно-воспитательным процессом |
6) потеря времени |
7) разобщенность в коллективе |
|
8) нарушение обмена информацией |
|
9) снижение делового настроя |
|
10) тенденция вовлечения новых участников возрастания объема резких |
Первые восемь пунктов первой колонки таблицы 2 отражают «развивающую» функцию конфликта, которая имеет особую важность для учащихся, так как конфликт может стать для них фактором духовного роста[11].
Таблица 2
Конструктивная функция школьного конфликта[12]
Индивидуальная форма |
Проявление на групповом |
1 |
2 |
1) ускорение процесса самопознания учителей, учащихся |
1) сплочение групп на основе общности интересов (например, сплочение |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
2) расширение сферы познания личности при динамичном обмене ценностями |
2) временное перемещение других конфликтов на второй план |
3) приобретение социального опыта общения |
3) обращение пристального внимания на наличие проблемы в школьном |
4) формирование антиконформистского поведения и мышления |
4) толчок к совместным действиям в ходе разрешения конфликта и стимул |
5) стимулирование интереса и здорового любопытства (особенно у учащихся) |
5) адаптация групп и школьного коллектива новым условиям |
6) стимулирование работы мышления в поиске альтернативных решений |
6) создание баланса сил |
7) основа для персональных изменений |
7) основа для изменения отношений, стилей уровней общения, и вывод коллектива на более высокий уровень функционирования развития |
S) стимул поиска адекватных норм ведения диалога |
8) расширение сферы познания группы на основе обмена ценностями, эталонами |
9) возможность улучшения отношений с другими людьми |
|
10) выход эмоций |
|
11) адаптация индивида к новым условиям |
Школьные конфликты включают в себя большинство видов конфликтов из приведенных нами классификаций, что свидетельствует о достаточном разнообразии форм их проявления[13]. Кроме того, напряженность в обществе не может затрагивать школу как социальный институт, поэтому нередко социальные противоречия находят отражение в межличностных отношениях членов школьного коллектива[14]. Школьные конфликты протекают на разных уровнях. Это может быть межличностный, социально-психологический или трудовой конфликт[15]. Имеют место также внутриличностные конфликты, которые могут стать причиной межличностных столкновений[16].
Причины школьных конфликтов разнообразны. В психологическом плане глобальная причина всех конфликтов заключается в ограничении реализации потребности личности при взаимодействии с другими личностями, что ведет к эмоциональным переживаниям и ощущению дискомфорта, которые находят выражение в нарушении установленных норм сотрудничества и общения в группе[17].