Файл: Конфликты между школьниками.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 608

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенности конфликтов между учениками школы определяются, прежде всего, спецификой возрастной психологии детей, подростков и юношей (девушек). На возникновение, развитие и завершение конфликтов заметное влияние оказывает характер учебно-воспитательного процесса, его организация в конкретном общеобразовательном учреждении. Третьим фактором, воздействующим на конфликты во взаимоотношениях учащихся, является жизненный уклад и существующая социально-экономическая ситуация.

Выводы.

Школьный конфликт – это столкновение интересов субъектов школьной системы взаимоотношений, прямо или косвенно связанное с проблемами обучения и воспитания учащихся, проявляющееся на поведенческом уровне в виде противоборства и сопровождающееся эмоциональными переживаниями. Если субъектами конфликта являются школьники, то имеет место горизонтальный конфликт между детьми.

Причины школьных конфликтов разнообразны. В психологическом плане глобальная причина всех конфликтов заключается в ограничении реализации потребности личности при взаимодействии с другими личностями, что ведет к эмоциональным переживаниям и ощущению дискомфорта, которые находят выражение в нарушении установленных норм сотрудничества и общения в группе.

Специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной психологией. Возраст учеников оказывает значительное влияние, как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способы завершения. Конфликты у школьников заметно отличаются от конфликтов у взрослых людей. Существенные различия имеют и конфликты, происходящие в младшей, неполной средней и средней школах.

Основным конфликтогенным фактором, определяющим особенности конфликтов между учениками, является процесс социализации учащихся. Одним из способов и проявлений социализации у школьников выступает межличностный конфликт. В ходе конфликтов с окружающими ребенок, подросток, юноша, девушка осознают, как можно и как нельзя поступать по отношению к сверстникам, учителям, родителям.

Глава 2. Экспериментальное исследование основных причин и возможностей преодоления конфликтов в младшем школьном возрасте


2.1. Методика экспериментального исследования конфликтов у младших школьников, их причин и возможностей преодоления

Цель исследования: выявление причин возникновения конфликтов в младшем школьном возрасте и путей их преодоления.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что использование специально подобранных методов преодоления конфликтов, способствует снижению конфликтности у младших школьников.

Для того, чтобы проверить гипотезу, придерживаясь цели, поставлены задачи исследования:

1) исследовать основные особенности и причины конфликтов в младшем школьном возрасте;

2) на основе существующих исследований, апробировать ряд методик, направленных на преодоление конфликтности у младших школьников;

3) установить уровень конфликтности экспериментальной группы;

4) изучить характер межличностного взаимодействия в экспериментальной группе;

5) установить основные стратегии поведения младших школьников в конфликтных ситуациях

Методы исследования представлены в таблице 3.

Охарактеризуем использованные методы и методики.

Первый этап был направлен на диагностику уровня конфликтности в классе. Для этого были поставлены следующие задачи и использованы методы и методики, помогающие решить данные задачи:

  1. определить уровень конфликтности в классе. Для этого были использованы методы беседы, наблюдения, анкетирования учителя, а также методика тестирования К. Томаса, целью которой является изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению;
  2. определить степень межличностного взаимодействия в экспериментальной группе. Для этого были использованы методы опрос, наблюдение, а также методика Р. Жиля, цель которой определение степени устойчивости избирательных отношений между детьми определение степени устойчивости избирательных отношений между детьми.

Таблица 3

Методы исследования конфликтов

Этап

Исследуемые переменные

Использованные методы и методики

1

2

3

Диагностический

Цель: диагностика уровня и характера конфликтности в классе.

Определить уровень конфликтности в классе.

Определить причины конфликтности в классе.

Методы: беседа, наблюдение учителя, анкетирование, тестирование.

Методика: К.Томаса.

Определить степень межличностного взаимодействия в экспериментальной группе.

Методы: опрос, наблюдение.

Методика: Р.Жиля.

Формирующий

Цель: апробировать ряд методик, направленных на преодоление конфликтности у младших школьников.

Апробирование программ, направленных на формирование сплоченности класса.

Методы: игра «Поздоровайся локтями»; игра «Гусеница»; игра «Я бываю разный».

Пути преодоления конфликтов.

Методика: «Цепи».

Развитие новых стратегий поведения испытуемых.

Методы: игра «Мы – одна команда»;

игра «Мы похожи».

Формирование стремления общения со сверстниками.

Методика: оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру).

Контрольный

Цель: определение уровня и характера конфликтности в классе.

Определить уровень конфликтности в классе и сравнить его с данными, полученными на этапе диагностики.

Методы: наблюдение, беседа, тестирование.

Методики: К.Томаса.


Продолжение таблицы 3

1

2

3

Определить степень межличностного взаимодействия в экспериментальной группе и сравнить ее с данными, полученными на этапе диагностики.

Методы: опрос, анкетирование.

Методика: Р.Жиля.

Второй этап эксперимента был направлен на формирование сплоченности класса и развитие новых стратегий поведения детей. Для этого были поставлены следующие задачи:

  1. апробирование и подбор ряда игр, направленных на формирование сплоченности класса. Здесь использовались игры «Поздоровайся локтями» и «Я бываю разный», которые способствуют эффективному формированию сплоченности класса;
  2. пути преодоления конфликтов, что достигалось с помощью методики «Цепи», цель которой – сплочение детей;
  3. развитие новых стратегий поведения испытуемых. Для этого использованы игры «Мы – одна команда» и «Мы похожи», целью которых является повышение доверия детей друг к другу, свободному общению друг с другом, а также совестное обсуждение различных проблем;
  4. формирование стремления общения со сверстниками. Для этого использована методика оценки психологической атмосферы в коллективе А. Ф. Фидлера.

Контрольный эксперимент исследования был направлен на сравнение уровня конфликтности в классе на первом его этапе и на последнем, третьем. Поэтому, ставились следующие задачи:

  1. определить уровень конфликтности в классе и сравнить его с уровнем конфликтности на этапе диагностики. Для решения данной задачи использовались методы наблюдения, беседы, сравнения и тестирование К. Томаса;
  2. определить степень межличностного взаимодействия в экспериментальной группе и сравнить ее с данными, полученными на этапе диагностики. Для этого использовались методы опроса, анкетирования, сравнения, а также методика Р. Жиля.

Экспериментальная база исследования: 2 «А» класс МОУ СОШ № 8 г. Люберцы. Испытуемыми являются 23 ребенка, возраст которых 8 лет, из которых 14 девочек и 9 мальчиков.

2.2. Результаты экспериментального исследования и их обсуждение

Первый этап экспериментального исследования был начат с анкетирования и наблюдений учителя (Приложение 1). Наблюдения заключались в следующем: учитель на протяжении двух недель считал количество конфликтов в классе. Благодаря этому анкетированию и наблюдениям установлен уровень конфликтности в классе на начальном этапе исследования.


Таблица 4

Наблюдения учителя

Количество конфликтов в день

Количество конфликтов за 14 дней

Конфликтность в %

Девочки

5

70

55,50%

Мальчики

4

56

44,40%

Всего

9

126

100,00%

Основные конфликты происходят у девочек. Это, прежде всего, конфликты по поводу статусно–ролевых различий, а также проблемы доминирования.

Также был проведен тест К. Томаса (Приложение 2), который используется для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению. К.Томас выделяет следующие типы поведения в конфликтной ситуации:

1) соперничество (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

2) приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;

3) компромисс;

4) избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

5) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

В опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар. За каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.

Также в первый этап исследования была включена часть методики Р. Жиля (Приложение 3), которая направлена на определение степени устойчивости избирательных отношений между детьми. Методика «Межличностные отношения ребенка» Жиля — это визуально-вербальная проективная методика, состоящая из рисунков и текстовых задач. Изображения на картинках выполнены схематично, что облегчает процесс идентификации испытуемых с персонажами.

Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.


В ходе проведения диагностического этапа благодаря опросу учителя установили, что во 2 «А» классе происходит довольно много конфликтных ситуаций, некоторые из которых учитель без помощи психолога разрешить не в силах. И чаще всего конфликты происходят межполовые. А если есть частые конфликтные ситуации в коллективе, значит, как такового целого коллектива класса нет, то есть здесь мы видим не цельный коллектив дружных детей, а отдельные «воюющие» между собой группы. На рис. 1. приведены данные наблюдений учителя, теста К. Томаса и методики исследования личности Р. Жиля.

Рисунок 1 – Результаты теста К. Томаса

Благодаря гистограмме, видим, что «дух соперничества» в классе преобладает, но на компромисс дети также идут достаточно часто. Более того, можем заметить, что на избегание конфликтов девочки идут охотнее мальчиков, а «приспособление» к ситуации или нежелание вступать в конфликт также имеет место быть. Но, тем не менее, уровень конфликтности, соперничества в классе превышает уровень компромисса, что также доказывает методика Р. Жиля. Уровень конфликтности в классе достаточно высок, так же как и доминантность и общительность многих детей, а уровень сплоченности наоборот – низкий.

Выборочный материал по методике Р. Жиля анализировался по четырем пунктам:

1) отношение к другу, подруге (задания № 1, 4, 10, 12);

2) доминантность, общительность (задания № 4, 5, 6, 7, 8);

3) конфликтность, агрессивность (задания № 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 15, 16);

4) стремление к уединению (задания № 2, 3, 6, 8, 10).

Рисунок 2 - Данные по методике Р. Жиля

Благодаря данной методике, было выявлено, что некоторые ученики иногда стремятся к уединению, но при этом класс состоит из довольно общительных детей, большая часть которых являются лидерами. Именно поэтому в данной группе происходят частые конфликты, как и было заключено ранее, благодаря наблюдениям учителя (таблица 4).

Второй этап экспериментального исследования имел целью преодоление отрицательных эмоций по отношению друг к другу, а также формирование стремления общения со сверстниками. На формирующем этапе экспериментального исследования были использованы игры, направленные на сплочение класса. Игры «Поздоровайся локтями» (Приложение 4) и «Гусеница» (Приложение 5) способствуют установлению контакта между участниками, что оказывает влияние на формирование сплоченности детей. Также на формирующем этапе исследования была использована игра «Я бываю разный» (Приложение 6), целью которой является осознание самого себя, внимание к поведению другого, а также развитие умения вести разговор. Благодаря проведенным играм на формирующем этапе исследования, мы увидели рост сплоченности класса, а также внимания друг к другу.