Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 607
Скачиваний: 23
Также на формирующем этапе была поставлена задача нахождения путей преодоления конфликтов. Для этого была использована методика Г. Шварца «Цепи»[48], которая основана на том, чтобы сплотить детей и предотвратить между ними конфликты.
Проведение методики «Цепи» проводится в несколько этапов:
1. Исследователь просит детей объединиться в пары и встать в затылок друг другу. Затем дается следующее задание: «Участник, стоящий сзади, будет управлять движением переднего игрока (можно и словесно). Стоящий впереди закрывает глаза, пытаясь в соответствии с командами партнера ходить по комнате в течение 2-х минут. Темп движения (медленно, быстрее, еще быстрее) меняется по команде тренера. Задача заключается в том, чтобы не столкнуться с другими движущимися парами». Через 2 минуты школьники в парах меняются ролями и еще 2 минуты продолжают движение в другом порядке.
2. Участники объединяются в тройки. Им дается то же самое задание, только теперь при движении глаза закрывают двое первых, так что остаются открытыми глаза лишь у третьего участника, который и управляет движением.
3. Класс выбирает трех лидеров для выполнения третьего этапа.
Весь класс выстраивается в колонну друг за другом. Только у первого участника глаза открыты, все остальные закрывают их. Задачей первого участника будет провести всю колонну на какое-то определенное расстояние или, как в первых двух этапах, водить колонну сначала медленно, а затем быстрее и еще быстрее.
После выполнения упражнения проводится групповое обсуждение с детьми. Вопросы для обсуждения: Что при выполнении упражнения было легче всего? Что при выполнении упражнения было труднее всего? Как вы себя чувствовали в роли ведущего и в роли ведомого? Какая роль была труднее и почему? Что было самое легкое? Чувствовали ли вы доверие к другим ребятам из класса, когда вы были в роли ведомого?
Благодаря этой методике мы определили уровень сплоченности класса, посчитав количество конфликтов в процессе деятельности и количество детей, доверяющих друг другу.
Таблица 5
Уровень доверия детей друг к другу
Количество конфликтов |
Доверие друг к другу |
Доверие друг к другу (в %) |
|
Девочки |
6 |
10 |
71,4 |
Мальчики |
4 |
8 |
88,9 |
Для формирования наиболее эффективных стратегий поведения испытуемых мы использовали игры «Мы – одна команда» (Приложение 7) и «Мы похожи» (Приложение 8).
Данные методики помогли нам тем, что благодаря им мы увидели, что в данном коллективе, необходимо проводить именно совместную групповую работу, для того чтобы увеличить уровень взаимопонимания, доверия и сотрудничества между младшими школьниками и, соответственно, снизить уровень их конфликтности.
Также, на этапе формирующего эксперимента, использована методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру). Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. В основе лежит метод семантического дифференциала. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее надежность (Приложение 9). На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе.
В результате данного этапа экспериментального исследования повышается уровень сплоченности в классе, происходит формирование «командного духа» класса, что позволяет значительно снизить конфликтность.
На третьем этапе, проводилось наблюдение за классом, так как стало явно видно, что дети стали более сплоченными, дружелюбными, терпимыми и отзывчивыми. Поэтому, для того, чтобы проверить изменения, мы снова попросили учителя посчитать количество конфликтов у детей в течение двух недель.
Таблица 6
Наблюдения учителя
Количество конфликтов в день |
Количество конфликтов за 14 дней |
Конфликтность в % |
|
Девочки |
3 |
42 |
60,00% |
Мальчики |
2 |
28 |
40,00% |
Всего |
70 |
100,00% |
Мы видим, что количество конфликтов за 14 дней значительно сократилось, таким образом, мы можем говорить о том, что специально подобранные методы и методики, основу составляет игровая деятельность,
Также, мы провели повторно тест К. Томаса, который подтвердил предположения, исходя из наблюдений – конфликтность в классе заметно уменьшилась, дети стали дружелюбнее и отзывчивее.
Таблица 7
Результаты тестирования по методике К. Томаса
Соперничество |
Приспособление |
Компромисс |
Избегание |
Сотрудничество |
|
Девочки |
3 |
1 |
4 |
2 |
5 |
Мальчики |
2 |
3 |
3 |
0 |
4 |
Рисунок 3 – Результаты теста К. Томаса
Выводы.
У младших школьников происходит достаточно большое количество конфликтов, в основном по причинам стремления к лидерству, сравнения друг друга, по гендерным признакам, а также потому, что дети восьмилетнего возраста не всегда идут на компромисс, не всегда бывают терпеливы и внимательны друг к другу. Именно поэтому мы подобрали игровые методики для того, чтобы способствовать формированию сплоченности коллектива, доверительных отношений в классе и внимательности к окружающим.
Для данного класса мы выбрали преимущественно игровую деятельность, которая дала положительные результаты – благодаря проведенным играм, конфликтность младших школьников снизилась, а чувства внимания друг к другу, взаимопомощи, сотрудничество, а, следовательно, и сплоченность класса, увеличились.
Таким образом, мы подтвердили гипотезу о том, что использование специально подобранных методов преодоления конфликтов способствует снижению конфликтности младших школьников.
Заключение
Школьный конфликт – это столкновение интересов субъектов школьной системы взаимоотношений, прямо или косвенно связанное с проблемами обучения и воспитания учащихся, проявляющееся на поведенческом уровне в виде противоборства и сопровождающееся эмоциональными переживаниями. Если субъектами конфликта являются школьники, то имеет место горизонтальный конфликт между детьми.
Причины школьных конфликтов разнообразны. В психологическом плане глобальная причина всех конфликтов заключается в ограничении реализации потребности личности при взаимодействии с другими личностями, что ведет к эмоциональным переживаниям и ощущению дискомфорта, которые находят выражение в нарушении установленных норм сотрудничества и общения в группе.
Специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной психологией. Возраст учеников оказывает значительное влияние, как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способы завершения. Конфликты у школьников заметно отличаются от конфликтов у взрослых людей. Существенные различия имеют и конфликты, происходящие в младшей, неполной средней и средней школах.
Основным конфликтогенным фактором, определяющим особенности конфликтов между учениками, является процесс социализации учащихся. Одним из способов и проявлений социализации у школьников выступает межличностный конфликт. В ходе конфликтов с окружающими ребенок, подросток, юноша, девушка осознают, как можно и как нельзя поступать по отношению к сверстникам, учителям, родителям.
Для урегулирования конфликтности в школьном возрасте необходимо проведение диагностики конфликтов, а также проведение игр-тренингов, направленных на психологическое воспитание младших школьников.
У младших школьников происходит достаточно большое количество конфликтов, в основном по причинам стремления к лидерству, сравнения друг друга, по гендерным признакам, а также потому, что дети восьмилетнего возраста не всегда идут на компромисс, не всегда бывают терпеливы и внимательны друг к другу. Именно поэтому мы подобрали игровые методики для того, чтобы способствовать формированию сплоченности коллектива, доверительных отношений в классе и внимательности к окружающим.
Таким образом, мы подтвердили гипотезу о том, что использование специально подобранных методов преодоления конфликтов способствует снижению конфликтности младших школьников.
Список литературы
- Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров и разрешения конфликтов. – Казань, 1992.
- Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. – М.: Гуманит. изд-во; центр ВЛАДОС, 2003.
- Баныкина С.В., Емельянова И.Е. Управление конфликтами в школе как базовая составляющая профессиональной деятельности классного руководителя // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015. № 1. С. 2776-2782.
- Бережная Г.С. Функциональный подход к типологии конфликтов в школе // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2012. № 11. С. 28-32.
- Буваева Б.В. Все начинается с конфликта в школе // Перспективы науки. 2013. № 8 (47). С. 27-29.
- Гребенкин Е.В.Школьная конфликтология: для педагогов и родителей. - Ростов-на-Дону, 2013.
- Дойч М. Разрешение конфликта. // Социально-политический журнал - №1. – 1997.
- Ёров Д., Холназаров С. Причину школьных конфликтов и дезадаптация учащихся // Вестник Педагогического университета. 2012. № 3-2 (46). С. 49-53.
- Истамкулов Ж.Основные функции школьного конфликта // Известия ВУЗов Кыргызстана. 2014. № 1. С. 207-209.
- Крылов А.А. Психология. - М.: Изд-во Проспект, 2005.
- Кулагина И. Ю. Личность школьника: От задержки психич. развития до одаренности: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. М.: Творч. центр «Сфера», 2009.
- Литвинов А.В. Школьные конфликты: как их преодолеть? // Социальная педагогика. 2014. № 6. С. 43-59.
- Мачехина О.П. Проблемы адаптации к школе как источник конфликта // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. С. 257.
- Миклина М.А., Беловолова С.П., Юсупова Н.П. Влияние темперамента на уровень конфликтности младших школьников // В сборнике: Актуальные проблемы современного начального образования Материалы научно-практической конференции. Федеральное агентство по образованию Новосибирский государственный педагогический университет, Факультет начальных классов. 2006. С. 130-137.
- Мирзабдуллаева Д.Э. Модели формирования адекватного поведения подростков в конфликтных ситуациях // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 41. С. 222-225.
- Совостьянова С.О. Подготовка будущих учителей к педагогической поддержке подростков в конфликтных ситуациях. Дисс. кан. пед. наук, Калуга, 1995.
- Гребенкин Е.В.Школьная конфликтология: для педагогов и родителей. - Ростов-на-Дону, 2013.
- Шварц Г. Управление конфликтами ситуациями: Диагностика, анализ и разрешение конфликтов / пер. с нем. Л.Конторовой. СПб.: Изд-во Вернера Регена, 2007.
- Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. - СПб: Ювента, 2009.
Приложение 1
Опрос – анкета учителя
1.За годы работы в школе часто возникали конфликты с учениками?
а) да
б) нет
2.У Вас часто возникают конфликты между детьми?
а) да
б) нет
3.При конфликте Вы помните о психолого-возрастных особенностях ученика?
а) да
б) нет
5)Часто ли ученики сами приходят к компромиссу?
а) да
б) нет
в) никогда
6)Конфликты лучше решать между конфликтующими сторонами отдельно, или задействовать весь класс?
а) только между конфликтующими сторонами
б) задействовать весь класс
в) в зависимости от ситуации
7)Я люблю разрешать конфликтные ситуации
а) да
б) нет
8.При конфликте я прибегаю к помощи психолога
а) да
б) нет
9. В моем классе очень часто возникают конфликтные ситуации (открытый вопрос).
10.Часто конфликтуют между собой
а) девочки
б) мальчики
в) девочки с мальчиками (или наоборот).
Приложение 2
Тест К. Томаса
Инструкция к тесту:
В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает Ваше типичное поведение в конфликтной ситуации.
Тестовый материал:
Ответ "А" |
Ответ "Б" |
1. Я не люблю брать на себя ответственность. |
Я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны. |
2. Я стараюсь, чтобы было согласие во всем. |
Я пытаюсь найти такое решение, чтобы не было драки. |
3. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. |
Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения. |
4. Я стараюсь, чтобы было согласие во всем. |
Иногда я жертвую своими интересами ради интересов другого человека. |
5. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого. |
Я стараюсь сделать все, чтобы не было драки. |
6. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя. |
Я стараюсь добиться своего. |
7. Я откладываю дела «на потом». |
Я обычно уступаю. |
8. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. |
Я стараюсь разобраться в каждом вопросе. |
9. Не всегда нужно волноваться из-за ссоры. |
Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего. |
10. Я твердо стремлюсь достичь своего. |
Я стараюсь, чтобы было согласие во всем. |
11. Я стараюсь разобраться в каждом вопросе. |
Я стараюсь успокоить другого, чтобы остаться с ним друзьями. |
12. Я не люблю спорить. |
Я обычно быстро мирюсь с человеком. |
13. Я предлагаю среднюю позицию. |
Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему. |
14. Я не люблю спорить. |
Я хочу быть во всем прав. |
15. Я стараюсь успокоить другого, чтобы остаться с ним друзьями. |
Я не люблю ссориться. |
16. Я не обижать никого. |
Я хочу быть во всем прав. |
17. Я хочу быть во всем прав. |
Я не люблю спорить. |
18. Я всегда прощаю друзей. |
Я никого не хочу обижать. |
19. В ссоре нужно сначала разобраться с ее причиной. |
Я откладываю все «на потом». |
20. Я пытаюсь сразу помириться. |
Я предлагаю среднюю позицию. |
21. Я всегда внимателен к друзьям |
Я всегда ищу причину ссоры. |
22. Я пытаюсь среднюю позицию. |
Я отстаиваю свои желания. |
23. Я не люблю ссориться. |
Я не люблю брать на себя ответственность. |
24. Я всегда иду навстречу желаниям товарищей. |
Я стараюсь убедить другого прийти к одному мнению. |
25. Я всегда прав. |
Я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. |
26. Я предлагаю среднюю позицию. |
Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. |
27. Я избегаю позиции, которая может вызвать споры. |
Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. |
28. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. |
Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого. |
29. Я предлагаю среднюю позицию. |
Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий |
30. Я стараюсь не задеть чувств другого. |
Я всегда поддерживаю друзей. |