Файл: Конфликты между школьниками.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 607

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также на формирующем этапе была поставлена задача нахождения путей преодоления конфликтов. Для этого была использована методика Г. Шварца «Цепи»[48], которая основана на том, чтобы сплотить детей и предотвратить между ними конфликты.

Проведение методики «Цепи» проводится в несколько этапов:

1. Исследователь просит детей объединиться в пары и встать в затылок друг другу. Затем дается следующее задание: «Участник, стоящий сзади, будет управлять движением переднего игрока (можно и словесно). Стоящий впереди закрывает глаза, пытаясь в соответствии с командами партнера ходить по комнате в течение 2-х минут. Темп движения (медленно, быстрее, еще быстрее) меняется по команде тренера. Задача заключается в том, чтобы не столкнуться с другими движущимися парами». Через 2 минуты школьники в парах меняются ролями и еще 2 минуты продолжают движение в другом порядке.

2. Участники объединяются в тройки. Им дается то же самое задание, только теперь при движении глаза закрывают двое первых, так что остаются открытыми глаза лишь у третьего участника, который и управляет движением.

3. Класс выбирает трех лидеров для выполнения третьего этапа.

Весь класс выстраивается в колонну друг за другом. Только у первого участника глаза открыты, все остальные закрывают их. Задачей первого участника будет провести всю колонну на какое-то определенное расстояние или, как в первых двух этапах, водить колонну сначала медленно, а затем быстрее и еще быстрее.

После выполнения упражнения проводится групповое обсуждение с детьми. Вопросы для обсуждения: Что при выполнении упражнения было легче всего? Что при выполнении упражнения было труднее всего? Как вы себя чувствовали в роли ведущего и в роли ведомого? Какая роль была труднее и почему? Что было самое легкое? Чувствовали ли вы доверие к другим ребятам из класса, когда вы были в роли ведомого?

Благодаря этой методике мы определили уровень сплоченности класса, посчитав количество конфликтов в процессе деятельности и количество детей, доверяющих друг другу.

Таблица 5

Уровень доверия детей друг к другу

Количество конфликтов

Доверие друг к другу

Доверие друг к другу (в %)

Девочки

6

10

71,4

Мальчики

4

8

88,9


Для формирования наиболее эффективных стратегий поведения испытуемых мы использовали игры «Мы – одна команда» (Приложение 7) и «Мы похожи» (Приложение 8).

Данные методики помогли нам тем, что благодаря им мы увидели, что в данном коллективе, необходимо проводить именно совместную групповую работу, для того чтобы увеличить уровень взаимопонимания, доверия и сотрудничества между младшими школьниками и, соответственно, снизить уровень их конфликтности.

Также, на этапе формирующего эксперимента, использована методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру). Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. В основе лежит метод семантического дифференциала. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее надежность (Приложение 9). На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе.

В результате данного этапа экспериментального исследования повышается уровень сплоченности в классе, происходит формирование «командного духа» класса, что позволяет значительно снизить конфликтность.

На третьем этапе, проводилось наблюдение за классом, так как стало явно видно, что дети стали более сплоченными, дружелюбными, терпимыми и отзывчивыми. Поэтому, для того, чтобы проверить изменения, мы снова попросили учителя посчитать количество конфликтов у детей в течение двух недель.

Таблица 6

Наблюдения учителя

Количество конфликтов в день

Количество конфликтов за 14 дней

Конфликтность в %

Девочки

3

42

60,00%

Мальчики

2

28

40,00%

Всего

70

100,00%

Мы видим, что количество конфликтов за 14 дней значительно сократилось, таким образом, мы можем говорить о том, что специально подобранные методы и методики, основу составляет игровая деятельность,

Также, мы провели повторно тест К. Томаса, который подтвердил предположения, исходя из наблюдений – конфликтность в классе заметно уменьшилась, дети стали дружелюбнее и отзывчивее.

Таблица 7

Результаты тестирования по методике К. Томаса

Соперничество

Приспособление

Компромисс

Избегание

Сотрудничество

Девочки

3

1

4

2

5

Мальчики

2

3

3

0

4


Рисунок 3 – Результаты теста К. Томаса

Выводы.

У младших школьников происходит достаточно большое количество конфликтов, в основном по причинам стремления к лидерству, сравнения друг друга, по гендерным признакам, а также потому, что дети восьмилетнего возраста не всегда идут на компромисс, не всегда бывают терпеливы и внимательны друг к другу. Именно поэтому мы подобрали игровые методики для того, чтобы способствовать формированию сплоченности коллектива, доверительных отношений в классе и внимательности к окружающим.

Для данного класса мы выбрали преимущественно игровую деятельность, которая дала положительные результаты – благодаря проведенным играм, конфликтность младших школьников снизилась, а чувства внимания друг к другу, взаимопомощи, сотрудничество, а, следовательно, и сплоченность класса, увеличились.

Таким образом, мы подтвердили гипотезу о том, что использование специально подобранных методов преодоления конфликтов способствует снижению конфликтности младших школьников.

Заключение

Школьный конфликт – это столкновение интересов субъектов школьной системы взаимоотношений, прямо или косвенно связанное с проблемами обучения и воспитания учащихся, проявляющееся на поведенческом уровне в виде противоборства и сопровождающееся эмоциональными переживаниями. Если субъектами конфликта являются школьники, то имеет место горизонтальный конфликт между детьми.

Причины школьных конфликтов разнообразны. В психологическом плане глобальная причина всех конфликтов заключается в ограничении реализации потребности личности при взаимодействии с другими личностями, что ведет к эмоциональным переживаниям и ощущению дискомфорта, которые находят выражение в нарушении установленных норм сотрудничества и общения в группе.

Специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной психологией. Возраст учеников оказывает значительное влияние, как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способы завершения. Конфликты у школьников заметно отличаются от конфликтов у взрослых людей. Существенные различия имеют и конфликты, происходящие в младшей, неполной средней и средней школах.

Основным конфликтогенным фактором, определяющим особенности конфликтов между учениками, является процесс социализации учащихся. Одним из способов и проявлений социализации у школьников выступает межличностный конфликт. В ходе конфликтов с окружающими ребенок, подросток, юноша, девушка осознают, как можно и как нельзя поступать по отношению к сверстникам, учителям, родителям.


Для урегулирования конфликтности в школьном возрасте необходимо проведение диагностики конфликтов, а также проведение игр-тренингов, направленных на психологическое воспитание младших школьников.

У младших школьников происходит достаточно большое количество конфликтов, в основном по причинам стремления к лидерству, сравнения друг друга, по гендерным признакам, а также потому, что дети восьмилетнего возраста не всегда идут на компромисс, не всегда бывают терпеливы и внимательны друг к другу. Именно поэтому мы подобрали игровые методики для того, чтобы способствовать формированию сплоченности коллектива, доверительных отношений в классе и внимательности к окружающим.

Таким образом, мы подтвердили гипотезу о том, что использование специально подобранных методов преодоления конфликтов способствует снижению конфликтности младших школьников.

Список литературы

  1. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров и разрешения конфликтов. – Казань, 1992.
  2. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. – М.: Гуманит. изд-во; центр ВЛАДОС, 2003.
  3. Баныкина С.В., Емельянова И.Е. Управление конфликтами в школе как базовая составляющая профессиональной деятельности классного руководителя // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015. № 1. С. 2776-2782.
  4. Бережная Г.С. Функциональный подход к типологии конфликтов в школе // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2012. № 11. С. 28-32.
  5. Буваева Б.В. Все начинается с конфликта в школе // Перспективы науки. 2013. № 8 (47). С. 27-29.
  6. Гребенкин Е.В.Школьная конфликтология: для педагогов и родителей. - Ростов-на-Дону, 2013.
  7. Дойч М. Разрешение конфликта. // Социально-политический журнал - №1. – 1997.
  8. Ёров Д., Холназаров С. Причину школьных конфликтов и дезадаптация учащихся // Вестник Педагогического университета. 2012. № 3-2 (46). С. 49-53.
  9. Истамкулов Ж.Основные функции школьного конфликта // Известия ВУЗов Кыргызстана. 2014. № 1. С. 207-209.
  10. Крылов А.А. Психология. - М.: Изд-во Проспект, 2005.
  11. Кулагина И. Ю. Личность школьника: От задержки психич. развития до одаренности: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. М.: Творч. центр «Сфера», 2009.
  12. Литвинов А.В. Школьные конфликты: как их преодолеть? // Социальная педагогика. 2014. № 6. С. 43-59.
  13. Мачехина О.П. Проблемы адаптации к школе как источник конфликта // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. С. 257.
  14. Миклина М.А., Беловолова С.П., Юсупова Н.П. Влияние темперамента на уровень конфликтности младших школьников // В сборнике: Актуальные проблемы современного начального образования Материалы научно-практической конференции. Федеральное агентство по образованию Новосибирский государственный педагогический университет, Факультет начальных классов. 2006. С. 130-137.
  15. Мирзабдуллаева Д.Э. Модели формирования адекватного поведения подростков в конфликтных ситуациях // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 41. С. 222-225.
  16. Совостьянова С.О. Подготовка будущих учителей к педагогической поддержке подростков в конфликтных ситуациях. Дисс. кан. пед. наук, Калуга, 1995.
  17. Гребенкин Е.В.Школьная конфликтология: для педагогов и родителей. - Ростов-на-Дону, 2013.
  18. Шварц Г. Управление конфликтами ситуациями: Диагностика, анализ и разрешение конфликтов / пер. с нем. Л.Конторовой. СПб.: Изд-во Вернера Регена, 2007.
  19. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. - СПб: Ювента, 2009.

Приложение 1

Опрос – анкета учителя

1.За годы работы в школе часто возникали конфликты с учениками?

а) да

б) нет

2.У Вас часто возникают конфликты между детьми?

а) да

б) нет

3.При конфликте Вы помните о психолого-возрастных особенностях ученика?

а) да

б) нет

5)Часто ли ученики сами приходят к компромиссу?

а) да

б) нет

в) никогда

6)Конфликты лучше решать между конфликтующими сторонами отдельно, или задействовать весь класс?

а) только между конфликтующими сторонами

б) задействовать весь класс

в) в зависимости от ситуации

7)Я люблю разрешать конфликтные ситуации

а) да

б) нет

8.При конфликте я прибегаю к помощи психолога

а) да

б) нет

9. В моем классе очень часто возникают конфликтные ситуации (открытый вопрос).

10.Часто конфликтуют между собой

а) девочки

б) мальчики

в) девочки с мальчиками (или наоборот).

Приложение 2

Тест К. Томаса

Инструкция к тесту:

В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает Ваше типичное поведение в конфликтной ситуации.

Тестовый материал:

Ответ "А"

Ответ "Б"

1. Я не люблю брать на себя ответственность.

Я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. Я стараюсь, чтобы было согласие во всем.

Я пытаюсь найти такое решение, чтобы не было драки.

3. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

4. Я стараюсь, чтобы было согласие во всем.

Иногда я жертвую своими интересами ради интересов другого человека.

5. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Я стараюсь сделать все, чтобы не было драки.

6. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Я стараюсь добиться своего.

7. Я откладываю дела «на потом».

Я обычно уступаю.

8. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Я стараюсь разобраться в каждом вопросе.

9. Не всегда нужно волноваться из-за ссоры.

Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Я стараюсь, чтобы было согласие во всем.

11. Я стараюсь разобраться в каждом вопросе.

Я стараюсь успокоить другого, чтобы остаться с ним друзьями.

12. Я не люблю спорить.

Я обычно быстро мирюсь с человеком.

13. Я предлагаю среднюю позицию.

Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. Я не люблю спорить.

Я хочу быть во всем прав.

15. Я стараюсь успокоить другого, чтобы остаться с ним друзьями.

Я не люблю ссориться.

16. Я не обижать никого.

Я хочу быть во всем прав.

17. Я хочу быть во всем прав.

Я не люблю спорить.

18. Я всегда прощаю друзей.

Я никого не хочу обижать.

19. В ссоре нужно сначала разобраться с ее причиной.

Я откладываю все «на потом».

20. Я пытаюсь сразу помириться.

Я предлагаю среднюю позицию.

21. Я всегда внимателен к друзьям

Я всегда ищу причину ссоры.

22. Я пытаюсь среднюю позицию.

Я отстаиваю свои желания.

23. Я не люблю ссориться.

Я не люблю брать на себя ответственность.

24. Я всегда иду навстречу желаниям товарищей.

Я стараюсь убедить другого прийти к одному мнению.

25. Я всегда прав.

Я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. Я предлагаю среднюю позицию.

Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27. Я избегаю позиции, которая может вызвать споры.

Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого.

29. Я предлагаю среднюю позицию.

Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий

30. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Я всегда поддерживаю друзей.