Файл: Роль мотивации в поведении организации «Владикавказский Пищекомбинат Севпотребсоюза».pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретическая глава. Теоретические основы мотивации персонала
1.1 Понятие мотивации и основные мотивы деятельности человека
1.2 Стили управления и основные теории мотивации
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ мотивации трудовой деятельности персонала на предприятии
По мере роста благосостояния привлекательность свободного времени увеличивается. Это показывают данные табл. 1, в которой предоставлены результаты опроса, проведенного в начале 2009 г. среди рабочих и служащих некоторых стран. Вопрос был сформулирован следующим образом: «Что лучше - больше зарабатывать, сохраняя при этом нынешнюю продолжительность рабочей недели, или сокращать рабочую неделю при прежней зарплате?»[4] [6, с. 42-48 ]
Таблица 1
Соотношение заработной платы и свободного времени как мотивов труда, %
Дания |
Германия |
Франция |
Италия |
Нидерланды |
Россия |
Англия |
Испания |
Греция |
Ирландия |
Португалия |
|
За сокращение рабочей недели |
55 |
44 |
42 |
31 |
29 |
29 |
26 |
26 |
17 |
16 |
15 |
За увеличение заработной платы |
39 |
42 |
53 |
66 |
55 |
50 |
64 |
53 |
82 |
79 |
64 |
Безразлично |
6 |
14 |
5 |
3 |
16 |
21 |
10 |
21 |
1 |
5 |
21 |
В ближайшей перспективе трудно ожидать сколько - ни будь существенного сокращения обязательного времени труда в развитых странах. Это объективно обусловлено сложной экономической ситуацией в мире. Кроме того, организация досуга является достаточно сложной проблемой для людей, не имеющих творческих интересов и не склонных к духовному совершенствованию. Как отмечал А. Шопенгауэр «В афоризмах житейской мудрости», таким людям трудно оставаться наедине со своими мыслями, они пытаются заглушить беспокойство и скуку с помощью алкоголя, азартных игр, примитивных зрелищ и т.д. [1, 117 ]
Со времен Шопенгауэра возможности для такого времяпрепровождения значительно увеличились, что, несомненно, стало важным фактором роста преступности. Таким образом, сокращение времени труда далеко не всегда является благом. [24, с.147 ]
Таблица 2
Распространенность трудовых ценностей среди работающего населения России и 32 других стран
ЦЕННОСТИ |
ЧАСТОТА ВЫБОРА % |
|
В России N=1350 человек |
В 32 странах N=27 088 человек |
|
Хороший заработок |
85 |
77 |
Хорошие товарищи по работе |
74 |
71 |
Интересная работа |
68 |
61 |
Соответствие работы способностям |
57 |
58 |
Удобное время работы |
49 |
48 |
Полезность для общества |
48 |
44 |
Большой отпуск |
46 |
29 |
Надежное место работы |
40 |
60 |
Работа, уважаемая широким кругом людей |
39 |
40 |
Возможность инициативы |
30 |
50 |
Возможность чего-то достичь |
28 |
56 |
Возможность общения с людьми |
27 |
46 |
Ответственная работа |
21 |
45 |
Отсутствие чрезмерного давления |
20 |
34 |
Возможность продвижения |
17 |
37 |
Как видно из таблицы, «труд сегодня рассматривается большинством россиян как деятельность, основная цель которой - удовлетворение потребительских нужд самого работника и его семьи; наибольшая распространенность высокого заработка как ценности труда является общей для России и большинства других зарубежных стран». [6, с. 48]
Матрица «цели — средства».
Поведение человека определяется отношением целей, которые он ставит перед собой, и средств их достижения. Как утверждал Ф. Хатченсон, «мудрость означает достижение наилучших целей при помощи наилучших средств». [10, с.84 ]
В общем случае деятельность людей направлена на достижение следующих основных целей:
- материальные блага;
- власть и слава;
- знания и творчество;
- духовное совершенствование.
Целевая ориентация индивидуальна. Она может изменятся по периодам жизни человека и под влиянием внешних факторов. В детстве и юности, как правило, основными являются материальные интересы, в зрелые годы у многих людей превалирует стремление к творчеству; на заключительном этапе жизненного пути естественно стремление к духовному совершенствованию. [27, с.115 ]
Из этого правила (как из любого другого) имеются исключения. Одни люди с юных лет готовы уйти от мирской суеты в монастырь; другие в самом преклонном возрасте пытаются «взять от жизни все».
При всем многообразии мнений о смысле жизни и целях деятельности человека все сколько - нибудь авторитетные авторы едины в том, что материальные блага должны быть не целью, а условием, предпосылкой, средством для развития творческих способностей и духовного совершенствования.
Понятие «средства достижения целей» обычно выражает либо объемы ресурсов, необходимых для соответствующих действий, либо способы достижения целей. Если исходить из второго аспекта, то средства достижения целей человеческой деятельности можно разделить на три группы:
- любые, в том числе криминальные;
- только законные (в рамках юридических норм);
- соответствующим нормам религиозной морали. [25, с.236 ]
Взаимосвязь приведенных характеристик может быть представлена матрицей, элементы которой определяют доли (проценты) населения страны или персонала предприятия, соответствующие данному сочетанию «цель — средство». Пример такой матрицы для условий современной России приведен ниже в таблице (опрос был проведен в 2013г). Из — за ограниченности статистических данных в группу целей «материальные блага» включено также стремление к славе и власти. [ 27, с. 77]
Таблица 3
Ориентировочные значения матрицы «цели - средства» для России
Цели |
Средства |
||
Любые, в том числе криминальные |
Только законные |
Соответствующие нормам религиозной морали |
|
Материальные блага для индивидуума и семьи |
25 |
45 |
5 |
Знания и творчество |
5 |
5 |
5 |
Духовное совершенствование |
0 |
5 |
5 |
Сумма значений элементов первого столбца определена исходя из официальных данных, согласно которым «криминальный слой» в России составляет 15% населения. Поскольку реальное число преступлений не менее чем в 2 раза больше официальной статистики, величину рассматриваемой суммы элементов матрицы можно принять равной 30%. Оценки в 5% приняты как минимальные. Исходя из этого, определена величина элемента, соответствующая первой строке и второму столбцу.[5] [23, с. 46]
Для обоснованного управления социальными процессами необходима более подробная классификация целей и средств и соответствующая статистическая информация. Для каждого предприятия матрица «цели - средства» была бы весьма полезным инструментом системы управления персоналом.
1.2 Стили управления и основные теории мотивации
Мотивация осуществляется в значительной мере через стили управления, которые вытекают из соответствующих теорий (концепций). Макгрегор выделяет две основные теории управления. Макгрегор выделяет две основные теории управления: X и Y. Эти теории исходят из предпосылок. [ 13, с.182]
Теория X
- Человек не любит работать.
- поэтому его следует принуждать, контролировать, угрожать наказанием за невыполнение установленных обязанностей.
- средний человек хочет, чтобы им руководили, он избегает ответственности и не проявляет инициативы.
Теория Y
- человек любит работу, самостоятельность и ответственность.
- контроль должен быть очень мягким, незаметным.
- следует избегать команд и приказаний. [8, с. 92 ]
Принципы теории X широко использовались в развитых странах до второй половины 20 века. Это было объективно обусловлено техническим уровнем производства, низкой квалификацией рабочих и низким уровнем благосостояния. [20, с.31 ] По мере усложнения выполняемых работ, роста квалификации персонала, повышения качества жизни появилось больше возможностей для проявления инициативы и творческих способностей работников. Поэтому жесткое административное руководство стало неэффективным и все большее применение находят принципы теории Y.
Переход от авторитарного стиля к демократическому объективно обусловлен техническим прогрессом. Точнее, первичным в данном случае является стремление наилучшим образом использовать самый эффективный из экономических ресурсов - творческие способности людей. Конкуренция заставляет предпринимателей (даже тех, кто любит командовать) создавать благоприятные условия для проявления творческих способностей рабочих и служащих. [ 28, с.118]
Японский стиль управления - это одна из форм активизации общего начала в человеке с учетом национальных традиций и особенностей экономического положения Японии.
Во многих рекомендациях по выбору стиля управления, в том числе моделях Фидлера, Митчелла и Хауса, Херси и Бланшара, Врума - Иеттона недостаточно учитывается доля творчества в общем объеме выполняемой работы. Именно этот фактор в современном производстве объективно определяет стратегические действия руководителя, относящиеся к набору персонала, повышению его квалификации, выбору методов мотивации и стилей управления. [ 33, с.174]
В последние годы в США и Западной Европе все более популярными становятся идеологические концепции Востока, в том числе идеи Лао Цзы, Конфуция и других мудрецов Древнего Китая. Они подчеркивали важность терпимости, простоты, скромности в отношениях между людьми. Это именно то, что недостает многим современным руководителям, в том числе российским.
Системы мотивации являются важной частью управления по целям. Оно предполагает обоснование стратегических и тактических целей организации, установление на этой основе целей подразделений и каждого сотрудника, выбор средств достижения целей, согласование общих, разработку систем мотивации, частных и индивидуальных целей, направленных на достижение целей. [3, с.41 ]
Таким образом, современные системы мотивации ориентированы на развитие творческих способностей и инициативы сотрудников, гуманизацию труда, партнерские отношения в коллективе, согласование интересов организации, подразделений и всех групп персонала.
Содержательные и процессуальные теории мотивации. Процесс мотивации сложен и неоднозначен. Теории мотивации делятся на две категории: содержательные и процессуальные.
К содержательным теориям мотивации относят: теорию Маслоу, теорию Герцберга, теорию Альдерфера, теорию Макклеланда.
Теория Маслоу. Абрахам Маслоу выделил пять уровней потребностей, в которые располагаются в иерархическом порядке. Маслоу полагал, что если потребности определенного уровня удовлетворены, они перестают играть роль мотивирующих факторов. Чтобы мотивировать человека к труду, необходимо активизировать следующий, более высокий уровень потребностей. [5, с.83 ]
1. Физиологические потребности. Самый первый, базовый, уровень в иерархии- это физические потребности, соответствующие врожденным. В соответствии с теорией, как только эти потребности удовлетворены, они перестают мотивировать работника.
- Потребности в безопасности. А. Маслоу выделяет как эмоциональную, так и физическую безопасность.
- Социальные потребности (потребность принадлежности)- это потребности в дружбе, стремлении стать членом общества, общении и любви. [29, с.88 ]
- Потребности в уважении. Этот уровень потребностей включает более высокие потребности человека. Как составные этого уровня могут рассматриваться потребности во власти, достижениях, статусе, независимости от влияния людей. А. Маслоу обращает особое внимание на то, что уровень признания включает как самоуважение, так и уважение со стороны других людей.
- Потребности в самореализации (самовыражении). Это уровень потребностей реализуется в максимальном использовании своих сил, способностей, навыков и потенциала. Люди, добившиеся возможности самовыражения, реализовали свой потенциал. В сущности, самовыражение является индивидуальной мотивацией человека к преобразованию восприятия самого себя в реальность. [ 18, с. 65]
Теория Герцберга. Фредерик Герцберг, продолживший работу Абрахама Маслоу, создал специфическую содержательную теорию мотивации трудовой деятельности, для получения данных он провел исследование, в котором участвовали бухгалтеры и инженеры компаний. Специалистам предлагали два задания:
- описать детально, когда они испытывают наиболее полное удовлетворение от своей работы и что его порождает;
- описать детально, когда они относились к работе хуже всего и что породило это отношение. [ 31, с.201]
В результате анализа ответов на вопросы Герцберг сделал заключение, что удовлетворенность работой связана с ее содержанием, а неудовлетворенность- с контекстом. Факторы, которые вызывают удовлетворение, Герцберг назвал мотиваторами, а неудовлетворение - гигиеническими. Двухфакторная модель мотивации Герцберга приведена на рис 2.
Низкая степень удовлетворенности
Высокая степень удовлетворенности (факторы мотивации)
Низкая степень неудовлетворенности
Высокая степень неудовлетворенности (гигиенические факторы)
Рис 2 - Двухфакторная модель мотивации Герцберга [ 25, с.112]
Гигиенические факторы (внешние условия работы)- заработная плата, условия труда, статус, качество руководства и т.д.- самим по себе не вызывают удовлетворенности, но их ухудшение порождает неудовлетворенность трудом.