Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время в Российской Федерации начался и развивается процесс объединения усилий городов в решении насущных проблем социально-экономического развития. Создаются ассоциации городов, различные региональные объединения. В этой сфере также может быть полезен и применим опыт организации межкоммунального сотрудничества во Франции, где подобное сотрудничество обрело уже четко сформировавшиеся формы, отработаны механизмы управления и финансирования такого взаимодействия

Можно утверждать, что в последние десятилетия в странах Запада неуклонно растет интерес к правовым формам организации местного самоуправления. Причем насколько возрождаются и развиваются традиции самоуправления, которые в большинстве стран Европы уходят вглубь веков, настолько идет и интенсивный поиск новых форм развития местного самоуправления и его государственно-правового регулирования, которые могли бы стать ответом на социально-культурную трансформацию общества в начале XXI века.

Органы местного самоуправления составляют один из значительных элементов публичной организации современных стран. Представительные органы (советы, собрания представителей, депутатов) на низовом и среднем уровнях избираются на срок от двух до шести лет. Низовой уровень представляют компактные городские и сельские общины. Основными критериями для получения статуса муниципального образования являются численность населения, историческая значимость, общий уровень развития, наличие экономических предпосылок и т.д.

Рассмотрим формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления в Германии. В отличие от Конституции Российской Федерации, Конституция (Основной закон) Федеративной Республики Германии не содержит каких-либо специальных указаний на иные формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления, за исключением положения том, что в муниципальных образованиях население должно быть представлено депутатами, избираемыми в ходе свободных муниципальных выборов на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (абз. ст. 28 Основного закона). Объясняется это обстоятельство тем, что вследствие разделения компетенций между Федерацией и федеральными землями, обладающими признаками государственных образований, все вопросы формирования и реализации муниципального права относятся к ведению земель. В соответствии с этим отдельные муниципальные образования являются не частями Федерации, а составными частями федеральных земель. Федеральные земли исходя, в свою очередь, из изложенных выше общих принципов сами определяют порядок проведения выборов, в ходе которых их гражданами избираются органы местного самоуправления.


В компетенцию земель входит также определение общих принципов организации местного самоуправления. В этих рамках они вправе в дополнение к выборам самостоятельно развивать различные иные формы участия граждан в решении вопросов местного значения, которые они сочтут целесообразными. Федеральные земли используют это право, вводя в положения о муниципальных образованиях общие нормы о различных формах развития инициативы граждан. Конкретные формы осуществления права граждан на участие в местном самоуправлении определяются с учетом практического опыта, накопленного муниципальными образованиями.

Формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления, закрепленные в уставах муниципальных образований федеральных земель, обнаруживают большое сходство с аналогичными формами участия граждан в решении вопросов местного значения, изложенными в Федеральном законе N 131-ФЗ. С другой стороны, между ними имеются значительные различия, в особенности это касается права жителя на участие в местном самоуправлении в зависимости от того, обладает он избирательным правом или нет.

Гражданин имеет право голоса на уровне муниципального образования, если он имеет гражданство ФРГ или страны - члена ЕС, является резидентом муниципального образования в течение некоторого установленного времени и достиг определенного возраста (в большинстве земель - 18 лет, в отдельных землях - 16 лет; снижение возрастного избирательного ценза связано с желанием как можно раньше привлекать молодых людей к участию в общественно-политической жизни муниципальных образований).

В отличие от Российской Федерации, в которой в ряде регионов на местном уровне практикуется смешанная избирательная система с проведением в избирательных округах прямых выборов половины депутатов и выборов второй половины депутатов по пропорциональной системе в соответствии с постоянными партийными списками, в Германии такой подход никогда не применяется. Напротив, в настоящее время предпочтение все больше отдается избирательной системе, при которой граждане получают больше возможностей влиять на состав депутатского корпуса и в конечном счете на будущие решения муниципальных органов. Кандидаты тех или иных партий, даже включенные в партийные списки на первых местах, при такой избирательной системе не могут быть уверены в том, что они действительно получат депутатский мандат. Вместо выдвинутых той или иной партией кандидатов, давно состоящих в партии и, как правило, преданных партийной верхушке (зачастую из карьерных соображений), избиратель может отдать свой голос тем кандидатам, которых он считает независимыми личностями и политическая позиция которых совпадает с его убеждениями или близка к ним.


Из шестнадцати германских федеральных земель двенадцать уже перешли на новую избирательную систему, обеспечивающую гражданам больше возможностей влиять на решение вопросов местного значения в их муниципальных образованиях, еще в четырех землях идет подготовка к переходу на эту систему, в связи, с чем представляется уместным остановиться на ней более подробно.

1. Избирательная система, обеспечивающая более активное участие граждан в местном самоуправлении. Основные принципы названной избирательной системы будут рассмотрены на примере федеральной земли Гессен.

Каждый избиратель (т.е. обладающий правом голоса) при избрании представительного органа муниципального образования имеет столько голосов, сколько им может быть подано в соответствии с установленным законом числом членов представительного органа.

Избиратель может отдать кандидатам, которых он решил поддержать, до трех своих голосов (в соответствии с принципом кумуляции голосов).

Вместе с тем избиратель вправе распорядиться избирательным правом по-другому и просто поставить крестик напротив списка одной из допущенных к выборам партий. Крестик напротив списка партии означает, что при подсчете голосов указанные в списке кандидаты получат по одному голосу в соответствии с их порядковым местом в списке. Если же после этого какое-то количество голосов избирателя окажется неиспользованным в связи с тем, что число включенных в список кандидатов будет меньше числа принадлежащих данному избирателю голосов, то эти голоса снова распределяются между кандидатами в соответствии с их порядковым местом в данном списке, пока все голоса избирателя не будут израсходованы или каждый из включенных в список кандидатов не получит максимально допустимые три голоса. Такая ситуация может возникнуть в том случае, если партия не сможет выдвинуть число кандидатов, предусмотренное положением закона, определяющим число членов представительного органа муниципального образования. В этом случае все оставшиеся у избирателя голоса пропадают.

Если избирателя не устраивает один или несколько кандидатов из числа включенных в список, то он вправе вычеркнуть их фамилии. Однако это допускается лишь в том случае, если избиратель в заголовке избирательного бюллетеня отметил крестиком весь предложенный для голосования список. В противном случае данный бюллетень признается недействительным.

Помимо этого, предложенная избирательная система предоставляет избирателю возможность выбрать из каждого партийного списка предпочитаемых им кандидатов и отдать им до трех своих голосов, т.е. он может распределить свои голоса между несколькими избирательными списками (в соответствии с принципом смешанного голосования списков). Кроме того, избиратель вправе сначала отдать свои голоса кандидатам, которых он решил поддержать, а затем в случае, если у него еще останутся неизрасходованные голоса, отдать их за ту или иную партию или политическую группировку.


Избирателю следует следить за тем, чтобы не распределить больше голосов, чем он в действительности имеет.

2. Формы участия в местном самоуправлении граждан, обладающих и не обладающих избирательным правом.

2.1. Информирование граждан о наиболее важных проблемах муниципального образования.

Представительный орган муниципального образования обязан информировать население обо всех важных и актуальных проблемах данного муниципального образования. Это относится в первую очередь к планам и проектам муниципального образования, существенно важным для территориального, экологического, социального и культурного развития данного муниципального образования и затрагивающим жизненные интересы граждан. При выполнении этих требований жители получают уже на ранней стадии всю необходимую информацию об основных намечаемых мероприятиях, их целях, задачах и последствиях.

Что касается использования свободных площадей и планирования застройки территории в пределах муниципального образования, то действующее специальное законодательство предусматривает право граждан получить всю необходимую информацию о целях намечаемого строительства и право высказать свое отношение к планам застройки территории. В случае если это право граждан будет нарушено, они вправе обратиться с соответствующим иском в судебные органы.

Информирование граждан должно осуществляться таким образом, чтобы они имели возможность высказать свою точку зрения и обсудить возникший вопрос с выборными членами представительного органа муниципального образования и специалистами органа местного самоуправления. С этой целью представительный орган муниципального образования может созывать собрания граждан, в том числе в рамках отдельных районов (округов) данного муниципального образования.

Порядок проведения собраний граждан регулируется положениями, закрепленными в уставе муниципального образования.

Обязательное информирование граждан необходимо для поддержания их интереса к политике, проводимой руководством муниципальных образований. Опыт показывает, что исчерпывающее и полное информирование граждан обо всех аспектах деятельности органов управления местного уровня побуждает их к более активному участию в делах муниципального образования. Собрания граждан, в частности, являются важным средством поддержки деятельности представительных органов муниципальных образований, помогая им принимать верные стратегические решения, касающиеся будущего развития того или иного муниципального образования.


Данный инструмент является важным средством привлечения граждан к активному участию в деятельности муниципального образования. Помимо этого, одна из основных целей информационной работы заключается в том, чтобы достичь максимально возможного консенсуса граждан в отношении политики, проводимой органами самоуправления, хотя само по себе это и не приводит к организационным выводам, обязательным для представительных органов муниципального образования.

Следует отметить, что за последние сорок лет эта форма работы с гражданами получила всеобщее распространение, образуя надежную платформу для реализации многочисленных проектов, осуществляемых органами местного самоуправления совместно с гражданами и способствующих дальнейшему развитию муниципальных образований. Речь идет, например, о проектах благоустройства отдельных городских округов и улиц, реконструкции отдельных зданий, о проектах современной организации дорожного движения, об ориентированной на будущее и отвечающей требованиям экологии политике в области энергетики, о строительстве плавательных бассейнов, детских садов и школ, а также о возможном пересмотре местного бюджета с целью перенаправления финансовых ресурсов на первоочередные проблемы муниципального образования с учетом всех поступивших предложений об их экономии.

2.2. Право граждан на подачу петиций в представительные органы местного самоуправления.

Каждый гражданин имеет право как индивидуально, так и совместно с другими жителями обращаться в представительный орган муниципального образования с инициативами или жалобами, относящимися к вопросам местного значения. Как правило, обработка поданных гражданами петиций входит в компетенцию профильного комитета представительного органа данного муниципального образования. Должностные лица комитета обязаны в установленные сроки дать письменный ответ на поданную петицию.

2.3. Право граждан на подачу ходатайств в представительные органы местного самоуправления.

Данная форма участия граждан, как обладающих, так и не обладающих избирательным правом, в осуществлении местного самоуправления является более эффективной, чем подача петиций. Цель подачи ходатайства состоит в том, чтобы побудить представительный орган муниципального образования рассмотреть поднятый заявителями вопрос, входящий в его компетенцию, и принять соответствующее решение.

Право на подачу ходатайства имеют большинство граждан, проживающих на территории данного муниципального образования, а именно те из них, кто проживает на данной территории не менее 3-х месяцев и уже достиг 14-летнего возраста.