Файл: Налоговый учет по налогу на имущество организаций ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Региональные особенности налогообложения имущества организации

2.1. Региональные особенности налога на имущество организации в РСО-А

В основу расчета налога на имущество организаций в РСО-А принят прогноз на 2016 год среднегодовой стоимости имущества, ожидаемой оценки поступления в 2015 году и ставки налогообложения в размере 2,2 процента. При расчете налога учтены изменения в региональном законодательстве по налогу в части отмены всех льгот по уплате налога на имущество организаций и установление льготной ставки в размере 0,5 процента для отдельных категорий налогоплательщиков.

Сумма налога на имущество организаций в 2016 году в объеме 605 359,5 тыс. рублей и в полном объеме предусмотрена к зачислению в республиканский бюджет Республики Северная Осетия-Алания. Доля налога в структуре налоговых и неналоговых доходов составляет 10,1 процента и снижена к уровню 2015 года на 17,6 процентов[12].

Прогнозируемый объем налога на 2012 год составляет 623 520,3 тыс. рублей, на 2013 год - 673 401,9 тыс. рублей.

Однако по некоторым видам доходов заложенный в прогноз 2016 года рост является проблематичным. Так, исходя из расчетов, представленных УФНС России по Республике Северная Осетия-Алания оценка 2015 года по налогу на имущество организаций составляет 550 005,0 тыс. рублей, а прогноз на 2016 год составляет 605 000,0 тыс. рублей, т. е. наблюдается рост на 10,0 процентов. Такой рост оценки показателя прогноза 2016 года необоснован, так как не поменялась ни налогооблагаемая база, ни ставка налогообложения. Также недостаточно обоснованы показатели роста доходов за счет налога на прибыль организаций (23,9%).

Проект закона, в котором предлагается отменить все действующие льготы по уплате налога на имущество организаций, разработан Правительством республики также для более эффективного использования средств республиканского бюджета. В 2003 году республиканским законом от уплаты налога на имущество были освобождены организации, получающие бюджетное финансирование, а также организации, которые производят продукцию растениеводства и животноводства, выращивают и перерабатывают рыбу. Налоговое послабление им было сделано с условием, что выручка от указанных видов деятельности составит не менее 70 процентов от общей суммы выручки от реализации.


В последующие годы список освобожденных от налога на  имущество организаций  неоднократно расширялся, что привело в итоге к  серьезным потерям в доходной части бюджета. К тому же отсутствовала и объективная информация о том, насколько эффективно и правильно используются эти налоговые льготы[13].

Сегодня, когда происходит перераспределение полномочий между центром и регионами и существенно увеличивается нагрузка на республиканский бюджет, потребовались дополнительные финансовые ресурсы. Поэтому и появилась необходимость отменить действующие в настоящее время льготы по оплате налога на имущество организаций.

Но при этом устанавливается льготная ставка налога в размере 0,5 процента для некоторых категорий плательщиков.

Депутаты поддержали эту пусть и не слишком популярную, но необходимую меру. А Председатель отметил, что «в условиях кризиса республика обязана использовать все резервы для увеличения доходной части бюджета. Настанут лучшие времена, и мы вернемся к этому вопросу, ведь льготное налогообложение должно стимулировать и инвесторов, которые приходят и будут приходить в Северную Осетию».

Вице-премьер Правительства, министр финансов представили изменения в закон о межбюджетных отношениях в республике. Смысл этих изменений в перераспределении нормативов по доходам между республиканским бюджетом и нижестоящими местными бюджетами. Причем, часть доходов будет относиться и к поселковым образованиям, что поможет им формировать собственные бюджеты. Председатель профильного комитета предложил коллегам поддержать законопроект. Он отметил, что эти нормативы расчетов станут одними из главных при формировании республиканского бюджета.

По мнению депутатов, изменения направлены на поддержку местных властей, они дают им возможность встать на ноги, формируя собственную доходную базу.

Таблица 2. Налоговая база и структура начислений по налогу на имущество организаций в РСО – Алания за 2013-15гг[14]

Показатели

Код строки

Значения показателей

2015

2014

2013

1. Количество налогоплательщиков, которыми исчислен налог к уплате, единиц

1010

1 560

21 046 232

6 818 570

2. Налоговая база

1020

33 359 356

463 017

150 004

3. Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет

1030

599 815

196 162

87 762

4. Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам налоговых льгот - всего (1040=1050+1060)

1040

382 119

154 464

71 774

В том числе:

по льготам, установленным ст.381 НК РФ, по льготам, предоставляемым в соответствии со ст.7 НК РФ международными договорами Российской Федерации и в соответствии с п.7 ст.346.35 НК РФ инвесторам по СРП

1050

299 177

21 901 573

7 144 098

по льготам, установленным в соответствии с п.2 ст.372 НК РФ органами законодательной власти субъектов РФ

1060

82 942

21 046 232

6 818 570

5. Контрольная сумма

1070

34 724 969

463 017

150 004


В  региональный бюджет в 2016 году поступило 4 214,8 млн. рублей или 69,5% от общего объема платежей консолидированного бюджета.

Объем администрируемых ФНС России доходов, поступивших в региональный бюджет, по сравнению с 2015 годом в целом увеличился на 363,1 млн. рублей или 9,2%.

В доходах регионального бюджета 49,9 % составили поступления налога на доходы физических лиц (2104,6 млн. рублей); 27,1 % – налога на прибыль (1 144,1 млн. рублей); 9,5% – акцизов по сводной группе подакцизных товаров (399 млн. рублей); 12,8% – налога на имущество организаций (540,3 млн. рублей), доля остальных налогов  оставила - 0,7%.

Рис. 1. Поступление налогов и сборов в республиканский бюджет РСО-А за 2015 год[15]

Глава 3. Проблемы совершенствования налога на имущество организаций

Налоговая политика всегда была оперативным инструментом государства для регулирования экономики и проведения социальной политики. Прошлый год не был исключением в части налогового законотворчества – было продолжено совершенствование и развитие налоговой системы России.

В ходе проводимой налоговой реформы отменены некоторые виды налогов и сборов и существенно трансформированы сохраняющиеся налоги. Определенные изменения произошли и в системе имущественного налогообложения организаций.

Концепция имущественных налогов предусматривает постепенный переход к налогообложению недвижимости, то есть земли и имущественных объектов, прочно связанных с землей и относящихся к недвижимому имуществу в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Одним из этапов перехода на налогообложение недвижимости является новый налог на имущество организаций, предусмотренный главой 30 «Налог на имущество организаций» Налогового Кодекса Российской Федерации.

На сегодняшний день схема определения порядка оплаты налога на имущество включает в себя следующие элементы: плательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, ставка и срок уплаты.

В настоящее время база налога на имущество скорректирована таким образом, чтобы вывести из налогообложения товарные запасы, готовую продукцию и другие части актива баланса организации, а объектом обложения данным налогом является непосредственно амортизируемое имущество, учитываемое на балансе организации по его остаточной стоимости[16].


В то же время, на этом реформирование налоговой системы в области налогообложения имущества организаций не заканчивается.

В рамках реформирования такого налогообложения предусматривается введение нового регионального налога – налога на недвижимость, который должен заменить налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельный налог. Предполагается, что этот налог будет учитывать реальную стоимость недвижимости, его качество, платежеспособность владельца и региональные особенности.

Несомненно, любая методика расчета налога предполагает хорошее знание объекта налогообложения. Понятие недвижимого имущества появилось давно – еще в 1714 г. Петр I издал указ о порядке наследования движимого и недвижимого имущества.

В современном Гражданском кодексе Российской Федерации в статье 130 дано следующее определение недвижимости: «К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания и сооружения. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимости может быть отнесено и иное имущество».

Предприятие в целом как имущественный комплекс также является недвижимостью (статья 132 ГК РФ).

Исходя из этого, позиция авторов налоговой реформы состоит в том, что вместо отдельных налогов на землю и строения нужно ввести единый налог на недвижимость. В качестве обоснования единого налога делают ссылку на юридическую практику западных стран, в которых налоги на строения и землю связаны между собой.

Однако Россия имеет собственную специфику. Сегодня налог
реально ниже рыночной стоимости. Согласно определению, рыночная стоимость – это наиболее вероятная цена, за которую объект может быть продан на открытом рынке при соблюдении определенных условий. Подразумевается, что есть некое множество сделок, по которому вычисляют эту среднюю цену. Министерство финансов утверждает, что оценку имущества станут производить не по рыночной стоимости и не по стоимости БТИ, а по некоей массовой оценке, которая приближена к рыночной. После корректировки стоимость объекта недвижимости ниже рыночной. Однако даже такая поправка не сделает налогообложение по рыночной стоимости экономически эффективным и справедливым в глазах населения.


Нет достаточных условий для создания точной оценки недвижимости. Рынок недвижимости развивался в условиях нестабильной правовой и налоговой среды, что противодействовало его прозрачности. Операции с недвижимостью характеризовались наличием теневых, незадекларированных денежных потоков. Бюджетные отношения не стабилизировались в той степени, чтобы стало возможным эффективно использовать налог на недвижимость как фискальный инструмент.

Главой 30 НК РФ по сравнению с действовавшим до 1 января 2004 года законодательством[17]:

1) сокращен перечень объектов налогообложения (к объектам налогообложения отнесены только основные средства). Вместе с тем налоговая база исчисляется на этом этапе реформирования имущественных налогов исходя из балансовой (остаточной) стоимости имущества;

2) предусмотрен иной порядок зачисления налога в бюджет (по месту нахождения имущества);

3) установлен новый порядок исчисления налоговой базы и авансовых платежей;

4) определен порядок исчисления налоговой базы по единому объекту, находящемуся в разных субъектах Российской Федерации;

5) установлено минимальное количество льгот.

Плательщиками налога на имущество организаций признаются российские и иностранные организации.

При этом налог уплачивают все организации независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, в том числе органы государственной власти, некоммерческие организации, бюджетные организации, если иное не установлено в законах субъектов Российской Федерации о налоге на имущество организаций (в части льгот по этому налогу).

Так же как и в действовавшем до 1 января 2004 года законодательстве, обложению налогом на имущество организаций подлежит имущество, принадлежащее организациям на праве собственности, переданное в хозяйственное ведение, оперативное управление, доверительное управление имуществом, совместную деятельность.

Главой 30 НК РФ отменено значительное число налоговых льгот, предусмотренных Законом РФ «О налоге на имущество предприятий».

Учитывая, что налог на имущество организаций относится к региональным налогам, право установления льгот по этому налогу предоставлено законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации.

Так, отменены льготы по налогу на имущество организаций для государственных учреждений и организаций, органов исполнительной и законодательной власти, бюджетных учреждений, внебюджетных фондов, организаций по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, отдельных научных организаций, а также льготы, предусмотренные ранее статьей 5 Закона РФ «О налоге на имущество предприятий» в отношении отдельных объектов имущества.