Файл: Основные функции в системе менеджмента (ОСНOВЫ МЕНЕДЖМЕНТА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержанием функции организации инновационного процесса будет рациональная организация инновационной деятельности по созданию, реализации и распространению нового продукта или новой услуги. [20]

Элементами трудового процесса являются сотрудник, орудия труда, предмет труда и применяемая в процессе труда технология. Для нормального осуществления трудового процесса все его элементы надо скоординировать во времени и пространстве, что и делается с помощью организации.

Таким образом, организация любого процесса (трудового, хозяйственного, управленческого) является координацией во времени и пространстве всех элементов этого процесса.

Организация инновационного менеджмента представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание всех его элементов в едином процессе управления инновациями. Элементами процесса управления инновациями являются орудия труда, предметы труда, технология инновационного менеджмента.

В инновационном менеджменте орудием труда служат различные технические средства (аппараты, предназначенные для сбора, анализа, хранения и передачи информации, терминалы, электронные устройства и т.п.). Предметом труда является информационный продукт (прежде всего командная информация), а технология инновационного менеджмента представляет собой совокупность методов и форм реализации информационного продукта как управляющего воздействия на создание, продвижение и диффузию инноваций.

Организация инновационного менеджмента связывает в единую систему функционирования во времени и пространстве указанные выше элементы процесса управления. Организация инновационного менеджмента закладывается уже при создании и реализации инновации, т.е. в самом инновационном процессе.

В свою очередь инновационный процесс – это базис, от которого зависит в дальнейшем эффективность использования приемов инновационного менеджмента. Он определяет основную идею инновации, характерные черты и специфику функционирования нового продукта или новой операции, особенности их создания, реализации и продвижения на рынке, комплекс мер по эффективному продвижению и какие приемы следует применять для диффузии конкретной инновации. [21]

На втором этапе организации инновационного менеджмента определяется цель управления данным новым продуктом или операцией. Цель – это результат, который необходимо получить. Целью инновационного менеджмента может быть прибыль, расширение сегмента рынка, выход на новый рынок, поглощение других институтов, поднятие имиджа и т.п.


Важным этапом организации является выбор стратегии управления инновациями. От правильно выбранной стратегии управления зависит и правильность выбора приемов управления инновацией, их результативность и эффективность. На этих двух этапах важная роль принадлежит инженеру, менеджеру, аналитикам, экспертам и консультантам.

Главным субъектом управления, безусловно, является менеджер. Подходы к решению задач по управлению инновациями зависят от цели управления, конкретных задач по управлению и могут быть разнообразными. Поэтому инновационный менеджмент обладает многовариантностью. [22]

Последнее означает сочетание стандартов и неординарности комбинаций, гибкость и неповторимость тех или иных способов действия в конкретной ситуации.

В тоже время, следует отметить, что инновационный менеджмент отличается высокой динамичностью. Его эффективность во многом зависит от быстроты реакции на изменение условий рынка и экономической ситуации.

Поэтому инновационный менеджмент должен базироваться на знании стандартных приемов менеджмента, умении быстро и правильно оценивать конкретную ситуацию, состояние рынка, место и положение на нем данного продуцента, а также способности менеджера быстро найти хорошее решение в данной ситуации в данный момент времени.

Готовых рецептов в инновационном менеджменте нет и быть не может, но, зная приемы и методы решения тех или иных задач, можно добиться ощутимого успеха в конкретной ситуации. Важные этапы организации инновационного менеджмента – разработка программы управления инновацией и организация работы по ее выполнению. [23]

Программы могут быть целевые и рабочие. Рабочая программа представляет собой программу, разработанную для реализации какой-то частной цели. Это частная программа, тогда как целевая комплексная программа есть результат применения программно-целевого метода планирования, который предполагает наличие цели и программы по ее реализации. В ней предусматривается: что, когда, кто и за счет каких ресурсов должен сделать по созданию и управлению инновацией.

В целом программно-целевой метод планирования инноваций представляет собой процесс, включающий:

1) наличие проблемы;

2) проработку различных вариантов ее решения;

3) разработку комплексной программы развития системы;

4) создание механизма реализации комплексной программы (с указанием конкретных исполнителей, их прав и обязанностей, участков работы);


5) организацию продвижения инноваций на рынке и ее диффузии.

Функция продвижения и диффузии инновации проявляет себя на рынке и состоит в создании эффективной системы мер по продвижению и распространению новых продуктов (операций): рекламные мероприятия, захват новых рынков сбыта и т.п.

Продвижение инновации означает функционирование целостной системы приемов по эффективной продаже инноваций на рынке. Другими словами, продвижение – это комплекс мер, направленных на реализацию инновации.

Этот комплекс мер включает в себя производство и использование информации (т.е. информационного продукта), рекламные мероприятия, организацию работы торговых точек (пунктов по продаже инновации), индивидуальные консультации покупателей, стимулирование продажи инновации и др. Диффузия инновации означает деятельность по доведению инновации до конечных потребителей. Эта деятельность включает выбор каналов продвижения, организацию сбытовой (торговой) сети и т.п. [24]

В заключении сделаем следующие выводы: – инновационный менеджмент – одно из направлений стратегического управления и отличается высокой динамичностью.

Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности организации; – главное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии инновации и мер, направленных на ее реализацию.

Разработка и выпуск новых видов продукции становятся приоритетным направлением стратегии организации, так как определяют все остальные направления ее развития; – инновационный менеджмент выполняет определенные функции, которые определяют формирование структуры системы управления организации в условиях модернизации и технологического развития экономики.

2.2. ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА КАК ИМПЕРАТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Управление сегодня представляет собой сложный, динамичный, целенаправленный процесс, осуществляемый по определенной технологии на основе четкого разграничения обязанностей и прав, с использованием различных методов и технических средств, результатом которого являются достижение поставленных целей и реализация задач, стоящих перед его участниками. [25]


В этой связи управление как процесс выражается в воздействии управляющей системы на управляемую путем перевода ее в новое, лучшее состояние. Данный процесс можно разделить на несколько составляющих, или этапов, взаимосвязанных между собой, проработка которых обеспечивает эффективность всего процесса в целом.

Наиболее широко используемые методы анализа – метод опроса (ориентированный на получение информации от непосредственных участников исследуемых процессов и явлений), метод наблюдения (подразумевающий достаточно протяженный сбор информации, осуществляемый одновременно с развитием исследуемых явлений) и метод эксперимента (основанный на проверке жизнеспособности исследуемого явления). [26]

Управленческое прогнозирование в рамках менеджмента выполняет три функции:

– ориентировочную (выборочный подход к собираемой информации и определение реальных оптимальных направлений деятельности управленческой структуры);

– нормативную (предохранение управленческой структуры от возможного субъективизма через ограничительные нормы);

– предупредительную (выявление возможных отклонений в деятельности организации, их причин и предложение путей по их возможному погашению).

Разработка прогнозов включает в себя шесть этапов: разработку цели и задач прогнозирования, выбор способов и средств осуществления, обозначение путей – построение базовой и альтернативных моделей прогнозируемого объекта – сбор данных прогнозного фона – построение динамических рядов показателей для отслеживания продвижения объекта к намеченной модели – оценку достоверности и точности прогнозов – выработку конкретных практических рекомендаций. [27]

Таким образом, назначение планирования – это стремление заблаговременно учесть по возможности все переменные среды, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития организации. [28]

Потребность в планировании возникает в результате учета нескольких факторов, а именно: наличие многочисленных структурных подразделений в составе организации; тесные межфирменные связи с другими компаниями; требования научно-технического прогресса (необходимо быстро учитывать и осваивать новейшие достижения науки и техники).

Уровень и качество планирования определяются такими условиями, как компетентность руководства предприятия на всех уровнях управления, квалификация работающих в его структурных подразделениях специалистов, наличие информационной базы и обеспеченность компьютерной техникой.


Однако следует помнить о том, что это не единственный акт, а процесс, продолжающийся до завершения планируемого комплекса операций. Они направлены на оптимальное использование возможностей организации, в том числе наилучшее использование всех видов ресурсов и предотвращение ошибочных действий, которые могут привести к снижению эффективности ее деятельности. [29]

Планирование включает в себя определение конечных и промежуточных целей, задач, решение которых необходимо для достижения целей, средств и способов их решения, требуемых ресурсов, источников и способа их распределения. [30]

Стратегическое планирование охватывает период в 10–15 лет, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и предполагает использование значительных ресурсов. Текущее планирование заключается в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач.

В этом случае детально разрабатываются средства и способы их решения, определяется ресурсная база, рассматриваются возможности внедрения новой технологии. Таким образом, текущие планы дополняют, развивают, корректируют перспективные направления развития с учетом конкретной обстановки. [31]

Подготовка управленческих решений в современных организациях нередко отделена от функции их принятия и предусматривает работу целого коллектива специалистов. В «классической» теории управления она, как правило, является функцией штабных служб. [32]

Процесс осуществления решения связан с реализацией специального плана, который представляет собой совокупность мероприятий, направленных на достижение целей и сроков их реализации.

Разработка такого плана – прерогатива соответствующих служб в аппарате управления. Однако сегодня к его разработке все больше привлекаются те, кто будет его реализовывать, то есть непосредственные исполнители. В литературе классификации управленческих решений строятся по самым разным основаниям. [33]

К первым обычно относят либо так называемые стандартизированные решения (обусловленные принятыми выше предписаниями и распоряжениями), либо вторично обусловленные распоряжением вышестоящей организации. Этот тип решений практически не зависит от качеств и ориентации руководителя.

Другой тип решений – так называемые инициативные решения, где сами качества руководителя накладывают серьезный отпечаток на характер их принятия. К ним относятся решения, связанные как с локальными изменениями в организации (поощрение, наказание), так и с изменением ее механизмов, структуры и целей. [34]