Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты налогового учета по налогу на прибыль
1.1. Понятие, сущность и виды налогового учета
1.2. Налоговый учет и формирование налоговой базы по налогу на прибыль
2. Анализ организации налогового учета налогу на прибыль на примере ООО «Импульс Энерго-сервис»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Организация налогового учета по налогу на прибыль предприятия с применением налоговых регистров
3. Пути оптимизации налога на прибыль на предприятии
3.1. Порядок оптимизации налога на прибыль на предприятии
3.2. Оптимизация процесса учета расчетов по налогу на прибыль
Для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль можно воспользоваться данными, содержащимися в регистрах бухгалтерского учета. Если данных недостаточно, то налогоплательщик может дополнить регистры бухгалтерского учета нужными сведениями либо разработать самостоятельные индивидуальные регистры налогового учета. Таким образом налоговый учет можно вести, опираясь на данные бухгалтерского учета либо выделить налоговый учет в отдельный вид учета и вести его параллельно с бухгалтерским.
Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Данные налогового учета - данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.
Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде или на определенных магнитных носителях. Формы регистров налогового учета и последовательность отображения в них данных разрабатываются организациями самостоятельно и устанавливаются приложениями к приказу руководителя об учетной политике для целей налогообложения.
В регистрах налогового учета правильность отражения фактов хозяйственной жизни обеспечивают те лица, которые составили и подписали их. B регистрах налогового учета исправления ошибок должны быть обоснованы и подтверждены подписью лица, вносящего исправления, с установкой даты и обоснованием соответствующего исправления.
Целью бухгалтерского учета является формирование информации, необходимой для оценки имущественного положения организации, в то время как целью налогового учета является осуществление фискальной функции, т.е. определение величины налоговых обязательств налогоплательщика перед государством. В то же время для повышения информационной и контрольной функции налогового учета, обеспечения сближения с системой бухгалтерского учета было бы целесообразным использование некоторых важных принципов бухгалтерского учета при ведении налогового учета. Применение таких принципов как принцип учета по стоимости, принцип приоритета содержания перед формой, принцип осмотрительности, принцип существенности способствовали бы повышению объективности учетной информации и обеспечению справедливого налогообложения доходов хозяйствующих субъектов.
Так, например, использование принципа учета по стоимости при формировании первоначальной стоимости амортизируемого имущества в системе налогового учета привело бы к исчислению амортизируемой стоимости в размере реальных фактических расходов на их приобретение и объективному процессу их списания в течение срока полезного использования. А действующий в налоговом законодательстве порядок отнесения дополнительных расходов, связанных с приобретением имущества (расходы по регистрации прав на недвижимое имущество, проценты по заемным средствам на капитальные вложения) приводит к занижению первоначальной стоимости внеоборотных активов в целях налогообложения и к несовпадению амортизационных отчислений и финансовых результатов при выбытии указанных объектов в бухгалтерском и налоговом учете.
Вместе с тем, для налогового учета характерно применение собственных принципов, не используемых в бухгалтерском учете. Это такие принципы, как:
- принцип исключительности - налоговый учет ведется исключительно для целей налогообложения;
- принцип признания налогового обязательства - учет полученных доходов и осуществленных расходов для правильного исчисления и уплаты налогов и сборов, а также осуществления контроля ведется налогоплательщиками;
- принцип декларирования - налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган специальную отчетность (декларации) в случае, если он имеет соответствующие объекты налогообложения и обязан по закону платить налоги;
- принцип законодательного закрепления элементов налогообложения - налоги и сборы устанавливаются или отменяются исключительно путем принятия законов на соответствующем уровне управления [6, с. 593].
Следовательно, применение указанных принципов позволяет в полной мере реализовать цели и задачи налогового учета в современной российской налоговой системе.
Для соблюдения вышеуказанных принципов налогового учета на предприятии необходимо определить ответственного специалиста. Основная задача лиц, на которых возлагается ответственность за ведение налогового учета на предприятии, заключается в точном определении категорий имущества, которое предполагается использовать именно для целей изготовления продукции, выполнения работ или оказания услуг. Помимо этого важно помнить про категории персонала, так как их заработная плата также подлежит включению в прямые расходы хозяйствующего субъекта.
В случае допущения ошибки необходимо производить перерасчет налоговой базы и, следовательно, возникает необходимость в погашении задолженности перед бюджетом (в случае, если налоговая база была занижена). Занижение базы может быть вызвано ошибочным включением прямых расходов в состав косвенных, после чего они списываются на уменьшение налоговой базы, независимо от объемов продажи готовой продукции, выполненных работ или оказанных услуг и от объемов незавершенного производства.
Таким образом, при грамотном построении системы налогового учета и обеспечении ее бесперебойного и эффективного функционирования, на предприятии станет возможным:
- оперативно получать информацию о состоянии налоговых расчетов, своевременности и полноты их уплаты, сдачи отчетности и т. д.;
- подготовить базу для принятия оперативного и правильного управленческого решения по вопросам, связанным с налогообложением;
- проведение процедур оптимизации налогообложения;
- минимизация налоговых и финансовых рисков при налогообложении.
Налог на прибыль организаций позволяет государству не только обеспечивать поступления в бюджет, но и регулировать предпринимательскую активность, движение капиталов и других ресурсов в экономике.
3. Пути оптимизации налога на прибыль на предприятии
3.1. Порядок оптимизации налога на прибыль на предприятии
В условиях активно меняющейся налоговой сферы более важными представлены проблемы, связанные с поиском путей, позволяющих установить наименьший объем налогов и сборов, подлежащих уплате в государственный бюджет.
В особенности это имеет отношение к налогу на прибыль организаций, так как именно в отношении этого платежа хозяйствующие субъекты ощущают налоговую нагрузку.
За анализируемый период сумма налогов увеличилась почти на 14%, что свидетельствует об увеличении налоговой нагрузки ООО «Импульс Энерго-сервис». Основную тяжесть налогового бремени составляет НДС, его удельный вес составил в 2017 г. – 39,1. Однако немаловажную роль в расходной части занимает налог на прибыль.
Удельный вес налога на прибыль в 2017 г. в ООО «Импульс Энерго-сервис» составил 9,8%. Процедура оптимизации налоговых платежей содержит перед собою естественное основание, потому как внедрение новых налогов либо изменение системы уплаты функционирующих незамедлительно порождает встречную реакцию налогоплательщиков, нацеленную на уменьшение налогового бремени. Совместно с тем необходимо заметить, что снижение суммы уплачиваемых налогов может быть достигнуто различными путями.
Доходная часть подлежит учету без изменения в величине реально приобретенной выручки, сумма затрат способна подвергаться оптимизации и налоговому планированию. Общепринятыми способами с целью сокращения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль служат формирование резервов; использование налоговых льгот (пониженной, либо «0» ставки при наличии обстоятельств, позволяющих использовать льготирование); применение налоговой рассрочки при уплате налога; использование убытков предыдущих лет при вычислении налоговой базы прибыли. Доступными методами с целью сокращения налогооблагаемой базы служат широкие способности, предоставленные законодательством с целью управления собственностью.
В качестве оптимизации используются: формирование материальных комплексов с разным сроком окупаемости. К примеру, при наличии сооружения допускается предоставить в самостоятельный материальный комплекс инженерные системы с высочайшей быстротой окупаемости. Применение амортизационной премии, позволяющей списать единовременно от 10 вплоть до 30 % от совокупной цены собственности в зависимости от отнесения имущества к установленной амортизационной группе. Возможность развития резервов – налоговая оптимизация компании должна быть утверждена учетной политикой.
В организации могут быть сформированы запасы на предстоящие отпуска. Подтверждается утвержденным графиком отпусков; с целью выполнения ремонтных работ важнейших средств и предоставление гарантийных ремонтных работ. При формировании резерва оформляется справка-расчет с целью доказательства обоснованности образования фонда по сомнительным долгам.
Анализируя финансовую отчетность ООО «Импульс Энерго-сервис», мы обнаружили значительную сумму дебиторской задолженности в размере 363 тыс. руб. При наличии заключения судебных органов руководство организации имеет право на создание резерва, что позволит уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
Предположим, что сокращение налоговой базы произойдет на величину дебиторской задолженности:
1015 тыс. руб. – 363 тыс. руб. = 652 тыс. руб.
Тем самым сумма налога на прибыль организации составит:
652 *20 % = 130,4 тыс. руб.
Следовательно, налог на прибыль организаций оптимизирован на 72,6 тыс. руб., что позволит направить полученные средства на совершенствование производственного процесса ООО «Импульс Энерго-сервис».
3.2. Оптимизация процесса учета расчетов по налогу на прибыль
Доходы и расходы в бухгалтерском и налоговом учёте могут признаваться по-разному. Вследствие этого факта возникают разницы, которые необходимо учитывать для того чтобы связать бухгалтерскую и налоговую прибыли. Нормативно-правовой базой в этом вопросе является Положение по бухгалтерскому учёту (ПБУ) 18/02 «Учёт расчётов по налогу на прибыль». На наш взгляд, ПБУ 18/02 является одним из самых сложных, поскольку бухгалтеру приходится рассчитывать по каждой операции временные или постоянные разницы, а затем отложенные налоговые активы (ОНА), (ПНА), постоянные налоговые обязательства (ПНО). Для того чтобы разобраться, к какому типу относится возникшая разница (постоянная или временная), воспользуемся следующей схемой 1.
При применении организацией ПБУ 18/02 разницы между бухгалтерской и налоговой прибылью отражаются отдельными проводками. Приведём пример учёта постоянных разниц. Главное отличие постоянной разницы от временной в том, что расхождение между налоговым учетом и бухгалтерским никогда не погасится в будущем.
Постоянные разницы учитываются единовременно в тот момент, когда они возникли. Чтобы верно составить проводки, нужно определить, приведет эта разница к постоянному налоговому активу или обязательству. Сначала необходимо узнать, в части доходов или расходов возникла разница. Далее сравнить, где сумма больше – в налоговом учете или бухгалтерском.
Схема 1 - Постоянные и временные разницы
Рассмотрим пример с конкретными цифрами: Организация истратила на представительские расходы 150 000 руб. Бухгалтер принял эту сумму в расходы по бухгалтерскому учету. Фонд оплаты труда (ФОТ) в данном периоде составил 200 000 руб. Поэтому в налоговом учете бухгалтер смог учесть только 8000 руб. – в пределах лимита 4 процента от ФОТ.
Бухгалтер сравнил расходы: в бухгалтерском учете их сумма больше, чем в налоговом (150 000 руб. > 8000 руб.).
Возникает положительная постоянная разница в сумме 142 000 руб. (150 000 руб. – 8000 руб.). Сумма постоянного налогового обязательства (ПНО) равна 28 400 руб. (142 000 руб. × 20%).
На эту сумму бухгалтер должен сделать проводку:
- Дебет 99 Кредит 68 – 28 400 руб. – отражена сумма постоянного налогового обязательства (ПНО).
Далее рассмотрим пример учёта временных разниц. Главное отличие временной разницы от постоянной в том, что со временем расхождение по ней между налоговым и бухгалтерским учетом погасится. Временная разница возникает, если доход или расход в бухгалтерском учете учитывают в одном периоде, а в налоговом – в другом.