Файл: Налоговый учет по налогу на прибыль..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение 

Вопросы организации налогового учета в отраслях национальной экономики всегда являлись и до настоящего времени являются важными как для целей принятия управленческих решений, так и для целей исчисления налоговых баз, а особенно налоговой базы по налогу на прибыль, где предусмотренная Налоговым кодексом РФ неоднозначность в исчислении приводит к применению различного рода схем по оптимизации. Для достижения эффективности нормального функционирования экономического субъекта необходимо обеспечить быстрое реагирование на законодательные инициативы в сфере налогообложения, влияющие на организацию налогового учета, и правильное использование законных налоговых схем.

Одним из основ развития экономики страны является эффективная налоговая составляющая в доходной части бюджета. Возможность и перспектива регулярного пополнения бюджета обусловлена рядом моментов, одни из которых – выстроенная система налогового учета, ее правильная организация государством и налогоплательщиком. Применяемые в современной российской практике методики формирования системы налогового учета не отвечают требованиям оптимальности с позиции трудозатрат и эффективности с позиции получения прибыли хозяйствующим субъектом, рациональной формализации самого процесса учета и избежания ошибок и налоговых последствий. С введением в действие главы 25 Налогового кодекса РФ в российском законодательстве впервые была установлена обязанность налогоплательщиков по организации и ведению налогового учета. Ранее выполнение задач по исчислению налогов возлагалось на бухгалтерский учет, однако возложение на него данных функций не соответствовало задачам данной системы учета, а потому возникла необходимость создания самостоятельного вида учета – налогового.

В настоящее время система налогового учета является неотъемлемой частью деятельности организации, она позволяет формировать полную и достоверную информацию о порядке учета в целях налогообложения, обеспечивать данной информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов в бюджет, оценить реальную налоговую нагрузку. В связи с законодательно установленной необходимостью ведения налогового учета в каждой организации, изучение основных этапов его формирования, практики применения налогового учета и путей его совершенствования в современных условиях достаточно значимо.


Целью работы является изучение налогового учета по налогу на прибыль.

Для достижения поставленной цели нам придется решить ряд задач:

- изучить теоретические аспекты расчета налогового учета по налогу на прибыль;

- рассмотреть порядок формирования налогового учета по налогу на прибыль на примере предприятия;

- наметить пути оптимизации налога на прибыль.

Объект исследования – ООО «Импульс Энерго-сервис».

Предметом исследования послужило изучение порядка ведения налогового учета на предприятии.

В работе использованы методы исследования: системного анализа, математические и статистические методы, сравнения, обобщения.

Информационной базой для написания работы явились законодательные и нормативные акты РФ, периодическая печать, ресурсы Интернета, монографическая и учебная литература по рассматриваемой теме.

1. Теоретические аспекты налогового учета по налогу на прибыль

1.1. Понятие, сущность и виды налогового учета

Налоговый учет представляет собой тот базис, на основе которого выстраиваются отношения между налоговыми органами и налогоплательщиками, так как без постановки на налоговый учет, то есть без предоставления в налоговые органы соответствующей информации, они не имеют реальной вероятности осуществить мероприятия налогового контроля в отношении такого налогоплательщика и, таким образом, привлечь к ответственности этого налогоплательщика.

Налоговый учет является составляющей единой информационной системы коммерческой организации, поэтому его целесообразно рассматривать как открытую подсистему, которая должна включать:

1) принципы ведения учета: автономности, интегрированности, использования корректировок, применение двойной или простой записи и т.п.;

2) правила ведения учета, определенные нормативными и законодательными актами, и оформленные в виде учетной политики для целей налогообложения;

3) регламент сбора и обработки первичных документов;

4) методику организации учета: (использование дополнительной кодировки счетов, введение отличительных аналитических признаков и т.п.);


5) систему регистров налогового учета;

6) правила составления налоговых деклараций.

Следует учесть что разницы в бухгалтерском и налоговом учете в России возникают в основном при определении объекта налогообложения по налогу на прибыль у коммерческих организаций, находящихся на общей системе налогообложения, а также существует серьезная проблема расчета налогооблагаемой базы по налогу на имущество [4, с. 43]. Если же организация находится на упрощенной системе налогообложения, то у нее возникает острая необходимость в ведении налогового учета, так как момент признания доходов и расходов в учетных подсистемах различный: в налоговом учете – это момент оплаты, в бухгалтерском учете – это признание факта реализации продукции, услуг, расходов.

Следовательно, самым важным видом деятельности налоговых органов есть осуществление налогового учета. Bследствие проведения налогового учета налоговые органы получают информацию, которая нужна, чтобы провести налоговые проверки [2, с. 93]:

- юридический адрес,

- адрес фактического местонахождения (места жительства) налогоплательщика,

- сведения o руководителях и организационно-правовой форме организации - налогоплательщика.

Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с последовательностью, которая предусмотрена Налоговым кодексом Российской Федерации.

Интересами пользователей информации налогового учета и определяется цель налогового учета. Формируемых в системе налогового учёта пользователей информации разделяют на две важнейшие группы:

1) внешние;

2) внутренние.

Администрация организации является внутренним пользователем информации налогового учета. Внутренние пользователи по данным налогового учёта анализируют непроизводственные расходы, не учитываемые для целей налогообложения в соответствии с требованиями налогового законодательства. Например, расходы на всякие виды вознаграждений, которые предоставляются руководителям или работникам; наряду с вознаграждениями, выплачиваемыми на основе трудовых договоров, расходы в виде сумм материальной поддержки и др. Таким образом можно оптимизировать налогооблагаемую прибыль, снижая подобного рода расходы.

Внешние пользователи информации - это, прежде всего, налоговые службы и консультанты по налоговым вопросам. Налоговые органы, прежде всего, обязаны совершить оценку правильности формирования налоговой базы, налоговых расчётов, совершить контроль зачисления налогов в бюджет. Консультанты по налоговым вопросам дают рекомендации по минимизации налоговых платежей, также они устанавливают направление налоговой политики организации.


Целью налогового учета, с учётом потребностей пользователей информации, является [2, с. 94]:

1) формирование полной и достоверной информации o суммах доходов и расходов налогоплательщика, которые устанавливают величину налоговой базы отчётного периода;

2) обеспечение нужной информацией внутренних и внешних пользователей для исполнения контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога;

3) предоставление внутренним пользователям информации, которая позволяет минимизировать налоговые риски и оптимизировать налоги.

Достижение цели налогового учёта выполняется посредством группирования данных первичных документов.

Налоговый учёт содержится только из этапа обобщения информации. Сбор и регистрация информации выполняется путём её документирования в системе бухгалтерского учёта.

Данные налогового учёта отражают:

1) порядок организации сумм доходов и расходов;

2) порядок установления доли расходов, которые для целей налогообложения учитываются в текущем отчётном периоде;

3) сумму остатка расходов, которые подлежат причислению на расходы в следующем отчётном периоде;

4) порядок формирования суммы создаваемых резервов;

5) сумму задолженности по расчётам с бюджетом по налогу.

Не отражают на счетах бухгалтерского учёта данные налогового учета (ст. 314 HK РФ).

Данные налогового учёта, согласно ст. 313 HK РФ, подтверждаются [1]:

- первичными учётными документами, включая справку бухгалтера;

- аналитическими регистрами налогового учёта;

- расчётом налоговой базы.

К объектам налогового учёта, учитываемых для целей налогообложения, относят доходы и расходы предприятия. Прибыль или убыток определяется путём соотнесения доходов и расходов. Прибылью согласно статье 247 HK PФ признают полученные доходы, пониженные на величину совершенных расходов. Расходы для целей налогообложения, таким образом, подразделяют на расходы, учитываемые в текущем отчётном периоде и расходы, учитываемые в будущих периодах. Следовательно, задача налогового учёта состоит в определении доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем отчетном периоде.

Одна из существенных задач налогового учёта проявляется в определении суммы платежей в бюджет и задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль на установленную дату.

Предмет налогового учёта - это производственная и непроизводственная деятельность компании, вследствие которой у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и уплате налога.


Не являются самостоятельными налогоплательщиками или налоговыми агентами филиалы и обособленные подразделения предприятий, в связи с чем постановке на налоговый учет они не подлежат. По месту нахождения филиалов и обособленных подразделений в качестве налогоплательщиков организации обязаны встать на налоговый учет, который составляют эти филиалы и обособленные подразделения.

Осуществляется налоговый учет в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета хозяйственных операций для целей налогообложения, исполненных налогоплательщиком в течение налогового периода, для обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей, а также обеспечение контроля за достоверностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет.

Налогоплательщиком система налогового учета формируется самостоятельно, в соответствии с принципом последовательности применения правил и норм налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Для целей налогообложения порядок ведения налогового учета определяется налогоплательщиком в учетной политике, которая утверждается соответствующим распоряжением руководителя организации.

Налоговые и другие органы также не имеют права устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета. Модификация последовательности учета отдельных хозяйственных операций или объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком при изменении законодательства о налогах и сборах или используемых методов учета.

Для целей налогообложения, постановления о внесении соответствующих изменений в учетную политику в случае модификации применяемых методов учета вступают в силу с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм вышеуказанного законодательства.

Если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, также он должен определить и отобразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения этих видов деятельности.

Для целей налогообложения данные налогового учета обязаны отражать порядок формирования сумм доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых в текущем отчетном периоде, сумму остатка расходов, подлежащих причислению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок организации сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.