Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 218
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СВЕТЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ
1.2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА
ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
У основоположников «старого» институционализма институты выступают как привычки, стереотипы мышления, которые направляют, облегчают и поощряют деятельность. [25]
Они отрицают исходные предпосылки классической экономической науки: существование изолированного и рационального индивида, который руководствуется исключительно интересами максимизации полезности, стремление экономической системы к равновесию, отсутствие проблемы неполноты знаний.
«Старые» институционалисты, одними из первых отстаивая идею государственного контроля над экономикой, предлагали различные способы «социального контроля». Так, Т. Веблен выступал с программой передачи власти инженерно-технической интеллигенции с последующим контролем над производством.
Повышение роли государства и его вмешательства в экономику предлагал Дж. Коммонс, который считал, что правительство сможет обеспечить баланс интересов различных слоев общества.
У. Митчелл особо выделял государственные институты и полностью разделял идею о необходимости государственного регулирования экономики.
Хотя исследование институтов составляло главное содержание «старого» институционализма, его сторонники предпочитали оперировать понятиями, заимствованными в таких науках, как социология, биология, психология. Р. И. Капелюшников пишет: «Как следствие, они полностью игнорировали тот факт, что существование институтов сопряжено с определенными выгодами и издержками и что в зависимости от их соотношения, меняется поведение экономических агентов».
Примеры из социальной и экономической жизни демонстрировали условность предпосылок, используемых неоклассикой. Ученые попытались усложнить неоклассическую теорию – и возникли учения о неопределенности, неполной защиты прав собственности, и, как следствие, вне привычных рамок стандартные неоклассические схемы стали сами испытывать изменения. [26]
Таким образом, в 1960–1970-е гг. стало происходить зарождение нового направления экономической мысли – неоинституционализма, центральная идея которого состоит в том, что институты представляют собой орудия по экономии издержек предпринимателей в их деятельности.
Но, с другой стороны, формирование и функционирование таких институтов требует немалых затрат. Об эффективности институтов в предпринимательской деятельности можно судить по соотношению затрат на их формирование и экономии затрат от применения таких институтов.
В 1960–1980-е гг. ряд известных ученых ассоциировал себя с институционализмом: К. Эйрс (взаимосвязь культуры и хозяйственной деятельности), Дж. Гэлбрейт (модификация рыночной системы под влиянием крупных корпораций), Г. Мюрдель (анализ социальных систем).
К этому же периоду относится разделение институциональной доктрины на «старый» и «новый» институционализм.
«Старый» институционализм, придерживаясь традиций Веблена и рассматривая институты как социально-психологические феномены, не стал основным течением в экономике, однако и не потерял свою жизнеспособность.
Продолжение теории «старого» институционализма получило название институционально-эволюционной теории, которая в настоящее время активно развивается. В развитии институциональной концепции предпринимательства большое значение имеют идеи индустриально-технократического общества. Лидером теории «индустриалистской» ветви институционализма стал крупный американский экономист Джон К. Гэлбрейт. Работа Гэлбрейта «Новое индустриальное об- щество» (1967) была опубликована в СССР в 1969 г. [27]
В данном труде содержатся важные положения, касающиеся капитала и власти, техноструктуры и предпринимательства. В качестве исходной точки институционализма ученый выбрал организационные и социально-культурные формы, которые определя- ют облик экономической системы.
Следует отметить, что Гэлбрейт, так же как и неоклассики, относит предпринимательский талант к факторам производства. Он пишет: «Ни одна проблема не подвергалась экономистами более тщательному исследованию, чем проблема соотношения между тем, что издавна принято называть факторами производства, – землей, трудом, капиталом и предпринимательским талантом, который соединяет эти факторы воедино и направляет их использование».
Ученый исследует в своей работе вопрос: почему власть оказывается связанной с одними факторами, а не с другими? И приходит к выводу, что «власть переходит к тому фактору производства, который наименее доступен и который труднее всего заменить».
Он прослеживает переход власти от собственников земли к собственникам капитала, от капитала к классическому предпринимателю – «лицу», которое использовало некогда свою возможность распоряжаться капиталом для того, чтобы соединить его с другими факторами производства. В индустриальной системе это исчезающая фигура».
В своей работе ученый анализирует две стадии в развитии корпорации – предпринимательскую и зрелую. Более ранняя предпринимательская стадия характеризуется небольшими размерами производства и числа акционеров, простой технологией производства и тем, что капиталист – собственник, имеет возможность следить за судьбой своих вложений, даже не принимая участие в управлении.
С увеличением размеров корпорации мелкие собственники перестают оказывать влияние на решения корпорации. Один или несколько человек, стоящих непосредственно у руля, получают информацию. «Эта власть концентрируется у того, кто сочетает владение капиталом со способностью управлять предприятием. Так появляется на сцене в своем 82 Институциональный анализ: методы и результаты классическом виде фигура предпринимателя».
Далее он приводит образное сравнение, суть которого заключается в том, что жизнь великого предпринимателя можно сравнить с жизнью трутня. Он совершает акт оплодотворения ценой собственной гибели. После этого дело, созданное предпринимателем, неумолимо выходит из-под контроля. Бразды правления в зрелой корпорации пере- ходят к техноструктуре – группе людей, которая направляет деятельность предприятия, являясь его мозгом. [28]
В 1959 и 1964 гг. ученый посетил Советский Союз и пришел к выводу, что потребности в самостоятельности для советской фирмы гораздо меньше, чем для американской, вследствие плановой экономики. Он пишет, что «существуют два главных источника внешнего вмешательства: государственный плановый аппарат и партийные органы».
И далее Гэлбрейт задает вопрос: что техноструктуре делать с самостоятельностью, которую она требует, каковы ее цели и соответствуют ли они общественным целям? Следует заметить, что вопросы самостоятельности организаций актуальны и в настоящее время и, на наш взгляд, самостоятельность предпринимателей должна находиться в основе социальной политики государства и социальных институтов. [29]
На базе «старого» институционализма и неоклассики получило развитие направление в экономической теории, которое ориентировано не на кардинальный пересмотр, а на модификацию исследовательской программы неоклассики. Это направление получает название неоинституционализма, а затем – новой институциональной экономической теории. «Новый» институционализм, развиваемый в работах А. Алчиана, Д. Норта, О. Уильямсо- на, Г. Демсеца, Р. Коуза и др., ближе к неоклассической школе и связанным с ней теориями прав собственности, агентов, общественного выбора, трансакционных издержек.
Теории, входящие в состав неоинституционализма, объединяются тем, что центральной категорией анализа считают институт и выводят из институтов все многообразие экономической и социальной деятельности, в том числе деятельности предпринимателей.
Объединяющим началом всех направлений неоинституциональной теории является то, что она подвергла индивида в обществе четкому и формализованному анализу, ясно показав, как и почему максимизирующий индивид связан с социальными нормами (институтами) и какое влияние оказывает эта связь.
Существование институтов обусловлено трансакционными издержками, которых предприниматель никогда не сможет избежать в условиях неопределенности, «платности» информации и необходимости защиты прав собственности.
Значение институтов для социально-экономической практики давно осознано экономистами-теоретиками, однако роль институтов в развитии предпринимательства практически не обозначена.
Институциональная динамика предпринимательства относится к числу недостаточно изученных процессов как с теоретической, так и с эмпирической точек зрения.
Остаются неясными такие вопросы: как взаимосвязаны социальные и экономические институты предпринимательства и можно ли говорить вообще говорить об институте предпринимательства. Лишь немногие ученые того времени – как, например, Ф. Найт, Ф. Хайек и Й. Шумпетер, уделяли внимание институциональному аспекту предпринимательства, и то, это внимание было косвенным и затрагивало отдельные аспекты предпринимательской деятельности. [30]
К примеру, Й. Шумпетер подразумевал возможность апелляции к государству при нарушении соглашений одной из сторон деятельности, что характерно только для развитых обществ. Для Хайека институты играют важную роль в объяснении результатов взаимодействия между экономическими агентами, а Найт в классическом труде «Риск, прибыль, неопределенность» отмечал значение поведенческого аспекта функционирования организаций.
Заметим, что ученые, экономисты, хозяйственники не всегда обращают внимание на различие исходных категорий институционализма и подменяют порой институцию организацией, организацию определяют как институт, институт трактуют как механизм принуждения. Нередко в законодательных документах, концепциях, программных документах страны можно увидеть понятия «институт», «институциональная структура», «институциональная система», примененные к различным сферам и направлениям деятельности, но без четкого определения их.
Так, в Налоговом кодексе страны ст. 11 называется «Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе». Однако из содержания данной статьи неясно, о каких институтах идет речь и что понимается под институтом вообще.
В проекте «Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005–2008 годы)» признается, что неэффективными остаются важнейшие институты – государственный аппарат, судебная и правоохранительная системы, т. е. к институтам относятся не «правила игры», а сами «игроки». [31]
Хотя далее, обращая внимание на важнейшие вызовы экономического роста страны, акцентируется, что ключевое значение в решении стоящих перед страной задач имеет состояние ее социально-экономических институтов.
Коренное совершенствование институциональной системы становится реальным способом достижения целей, которые ставит перед собой Правительство РФ. Поэтому именно созданию новой институциональной структуры уделяется в названной Программе первостепенное внимание. Институциональные приоритеты, или создание четких и понятных «правил игры» для всех участников социально-экономической жизни, является общей базой для достижения целей социально-экономического развития.
Предлагаемые «правила игры», принимаемые властью решения должны быть предсказуемыми и понятными субъектам хозяйственной жизни. Очевидно, что под институтами в Программе понимаются «правила игры».
Принимая во внимание вышесказанное, необходимо определить понятия «институт», «институция» и «организация», которыми мы будем оперировать в нашем исследовании. Дефиниционную часть анализа институтов мы начнем с теории Дугласа Норта.
Ученый обращал внимание, что изучение институтов запутано неопределенностью терминов – «не- возможно разрабатывать теорию институциональных изменений, в которой смешиваются правила игры и сами игроки».
В составе институтов Норт выделяет три главные составляющие:
– неформальные ограничения (традиции, социальные условности);
– формальные правила;
– механизмы принуждения, обеспечивающие соблюдения правил (суды, полиция).
Д. Норт акцентирует внимание на концептуальном отделении институтов от организаций. Институты – это правила игры, организации – игроки.
Изменения между ними обоими принимают форму институционального изменения. Ученый пишет: «Институты представляют собой ограничения, которые люди налагают на взаимодействие между собой. Они состоят из формальных правил (конституции, общее право, право, выраженное в законодательных актах, регулирование) и неформальных ограничений с их механизмами принуждения». [32]