Файл: Менеджмент как организационно-целевое управление (Структура фирмы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • Собственники организации, создающие и развивающие организацию для того, чтобы за счет присвоения результатов деятельности организации решать свои жизненные проблемы;
  • Сотрудники организации, свои трудом непосредственно обеспечивающие деятельность организации, создание и реализацию продукта и продвижение ресурсов извне, получающие от организации компенсацию за свой труд и решающие с помощью этой компенсации свои жизненные проблемы;
  • Покупатели продукта организации, отдающие ей свои ресурсы в обмен на продукт, предлагаемый им организацией, и удовлетворяющие с помощью этого продукта свои потребности
  • Деловые партнеры организации, находящиеся с ней в формальных и неформальных отношениях, оказывающие организации коммерческие и некоммерческие услуги и получающие аналогичные услуги со стороны организации;
  • Местное сообщество, находящееся с организацией во взаимодействии, имеющем многогранное содержание, связанном в первую очередь с формированием социальной и экологической среды обитания организации
  • Общество в целом, в первую очередь в лице государственных институтов, взаимодействующее с организацией в политической, правовой, экономической и других сферах макроокружения[6]

Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является организация и какой она стремится быть, а также показывает отличие организации от других ей подобных.

Как считает Ф.Котлер, миссия должна вырабатываться с учетом пяти следующих факторов:

  1. История фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировались ее профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п
  2. Существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала
  3. Состояние среды обитания организации
  4. Ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей
  5. Отличительные особенности, которыми обладает организация.

Наряду с вышеперечисленными характеристиками организации при формировании миссии организации важным является отражение в содержании и форме изложения миссии имиджа, которым обладает организация. Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно, для того, чтобы она была понятна всем субъектам, взаимодействующим с организацией.

Если миссия задает общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающие смысл ее существования, то конкретные конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируются в виде ее целей. Цели – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность. В своей работе я рассматриваю менеджмент как организационно-целевое управление, поэтому невозможно недооценить значимость целей для организации. Они являются исходной точкой планирования; цели лежать в основе построения организационных отношений. Существуют два типа целей: долгосрочные и краткосрочные, которые отличаются лишь длиной временного промежутка, необходимого для их исполнения. Наиболее распространенными направлениями, по которым в организациях устанавливаются цели, являются следующие:


  • Прибыльность, отражаемая в показателях, типа величина прибыли, рентабельность, доход на акцию и т.п.
  • Положение на рынке, описываемое такими показателями, как доля рынка, объем продаж, относительная по отношению к конкуренту доля рынка, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж и т.п.
  • Производительность, выражающаяся в издержках на единицу продукции, материалоемкости, отдаче с единицы производственных мощностей, объеме производимой в единицу времени продукции и т.п.
  • Финансовые ресурсы, описываемые показателями, характеризующими структуру капитала, движение денег в организации, величину оборотного капитала и т.п.
  • Мощности организации, выражаемые в целевых показателях, касающихся размера занимаемых площадей, кол-ва единиц техники и т.п.
  • Изменения в организации и управлении, отражаемые в показателях, устанавливающих задания по срокам организационных изменений и т.п.
  • Человеческие ресурсы, описываемые с помощью показателей, отражающих количество прогулов, текучесть кадров, повышение квалификации работников и т.п.
  • Работа с покупателями, выражаемая в таких показателях, как скорость обслуживания клиентов, число жалоб со стороны покупателей и т.п.
  • Оказание помощи обществу, описываемое такими показателями, как объем благотворительности, сроки проведения благотворительных акций и т.п. [7]

Если цели неверно или плохо определены, это может привести к очень серьезным негативным последствиям для организации. Большой опыт человечества по установлению целей позволяет выделить несколько ключевых требований, которым должны удовлетворять правильно сформулированные цели. Это:

А. Достижимость

Б. Гибкость

В. Измеримость

Г. Конкретика

Д. Совместимость

Е. Приемлемость

Установление целей предполагает прохождение четырех обязательных фаз:

1)выявление и анализ тенденций, наблюдаемых в окружении;

2)установление общих для организации целей;

3)построение иерархии целей;

4)установление индивидуальных целей.[8]

После того как определены миссия и цели, наступает этап анализа и выбора стратегии. На этом этапе принимается решение по поводу того, какими средствами фирма будет добиваться достижения целей. Процесс выработки стратегии считается основным моментом стратегического управления.


3.Стратегическое управление

Термин «стратегическое управление» был введен в 60х-70х гг. для того, чтобы обозначить разницу между управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. По Хиггенсу, «стратегическое управление – это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением».[9]

Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов. Эти процессы логически вытекают один из другого: анализ среды – определение миссии и целей - выбор стратегии – выполнение стратегии – оценка и контроль выполнения. Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде.[10]

Не менее важным аспектом в процессе стратегического управления является контроль. Контроль – это процесс, в ходе которого менеджмент определяет: во-первых, достигнуты или нет цели организации, а во-вторых, верными ли были решения и не нуждаются ли они в корректировке.

Алгоритм осуществления контроля состоит из трех шагов:

1.  Установление стандартов. Контроль невозможно осуществлять, если цель не является конкретной. Неясность целей (стандартов, норм и т.п.) может привести к конфликтам между руководителя и исполнителя: работники будут убеждены, что выполнили свою работу качественно и в срок, тогда как руководитель, иначе трактующий стандарты и цели, будет другого мнения.

2.  Сопоставление результатов, достигнутых за определенный период, с планами. Если цели четко и однозначно определены, то появляется возможность установить, в какой степени они достигнуты, и что необходимо сделать, чтобы добиться желаемого результата.

3.  Понимание способов устранения отклонений (исправления ошибок). Если план не выполнен (имеются количественные или качественные отклонения), то необходимо определить, что требуется предпринять в данной ситуации. Иногда может потребоваться пересмотр первоначальных стандартов, требования которых оказались нереалистичными.[11]

Стратегический контроль сфокусирован на выяснении того, возможно ли в дальнейшем реализовывать принятую стратегию, и приведет ли ее реализация к достижению поставленных результатов. Корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как реализуемой стратегии, так и целей фирмы. [12]


Выбор правильной организационной структуры и рациональное распределение между сотрудниками задач, полномочий и ресурсов позволяют приступать к работе. Однако эта работа будет результативной и эффективной, только в том случае, если исполнители (да и руководители тоже) будут понимать свою выгоду от успешной работы, видеть перспективы своего развития, соглашаться с установленными в компании порядками и принимать ее нравственные ценности. Если сотрудники осознают свою выгоду, понимают и принимают цели и ценности своей компании, то значительно повышается их сознательность и производительность труда.

  1. Структура фирмы

Структуру организации можно определить как простую совокупность

способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на

отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий

по решению этих задач.

Генри Минцберг

Эффективного и производительного функционирования организации невозможно достичь, если один из ее членов или одна из ее частей делают все, чем занимается организация, поэтому в любой компании существует разделение труда между ее членами или частями.

Организационная структура (организационная структура управления) – это совокупность всех подразделений компании и всех взаимосвязей между ними в соответствии с иерархией.

Генри Минцберг выделяет пять координационных механизмов, посредством которых организации координируют свою деятельность:

• взаимное согласование;

• прямой контроль;

• стандартизация рабочих процессов;

• стандартизация выпуска;

• стандартизация навыков и знаний (квалификации).

В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления - а следовательно, права и ответственность за их выполнение. Таким образом, структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию отдельных действий по их выполнению. Связь структуры управления с ключевыми понятиями менеджмента – его целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, людьми и их полномочиями свидетельствует о ее огромном влиянии на все стороны управления. Именно поэтому менеджеры всех уровней уделяют большое внимание принципам и методам формирования структур, выбору типа или комбинации типов структур, изучению тенденций в их построении и оценке их соответствия решаемым целям и задачам.


Процесс построения организационной структуры управления называется организационным проектированием, он состоит из следующих этапов:

• департаментализация – деление организации по горизонтали на блоки, соответствующие важнейшим направлениям деятельности (бизнес-функциям);

• установление соотношения полномочий сотрудников и руководителей;

• дальнейшее выделение более мелких подразделений;

• определение должностных обязанностей каждого сотрудника. [13]

Проектирование организации отражает разделение труда и взаимозависимость работ. Связь проектирования организации со стратегическим выбором проявляется в том, что при проектировании организации большую роль играет то, какую идеологию ведения бизнеса исповедует предприниматель, а также то, как и на какого потребителя ориентирована организация и на каком рынке она собирается работать.

  1. Человек в структуре организации

Хороший руководитель должен всегда знать, что происходит в компании. Нельзя оставаться изолированным в своем кабинете.

Джек Траут

Управление в организации осуществляется через людей. Одним из важнейших инструментов управления в руках менеджера является находящаяся в его распоряжении информация. Используя и передавая эту информацию, а также получая обратные сигналы, он организует, руководит и мотивирует подчиненных. Возникает процесс коммуникации. Коммуникация и информация различные, но связанные между собой понятия: коммуникация включает в себя и то, что передается, и то, как это «что» передается. Эффективная межличностная коммуникация в силу ряда причин очень важна для успеха в управлении. Во-первых, решение многих управленческих задач строится на непосредственном взаимодействии людей в рамках различных событий. Во-вторых, межличностная коммуникация, возможно, является лучшим способом обсуждения и решения вопросов, характеризующихся неопределенностью и двусмысленностью.[14]

Не менее важное значение в организации процессов фирмы имеют личные качества руководителя, то, как он мотивирует к работе персонал. В управленческой литературе способность оказывать влияние на поведение людей называется властью. Власть может относиться к индивиду, группе и организации в целом. Определение власти как организационного процесса подразумевает, что:

  • Власть – это потенциал, имеющийся у ее пользователя, т.е. она существует не только тогда, когда применяется;
  • Между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость;
  • Тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий.