Файл: Менеджмент как организационно-целевое управление (Структура фирмы).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 3
Концепция власти строится на взаимодействии людей и групп в организации. Без власти нет организации. Власть – это функция зависимости, а точнее взаимозависимости. Обладание властью – это возможность влияния на удовлетворение потребностей.
Власть часто используют как синоним термина «авторитет», но это не совсем верно. Авторитет – это власть, возникшая на формальной основе, как данная кому-то и принимаемая подчиненными как то, с чем они согласны и считают правильным. Личная власть – это степень уважительного, хорошего и преданного отношения к ее обладателю со стороны подчиненных. Основой власти называется то, откуда она происходит, а источником власти – то, через что данная основа используется. Две основы составляют власть: личностная и организационная. К личностной основе относятся следующие источники власти: экспертная власть, власть примера, харизма – это власть, основанная на силе личных качеств и стиля руководителя; право на власть, власть информации и потребность во власти. К организационной основе власти относятся принятие решений, вознаграждение, принуждение, власть над ресурсами и власть связей.
Это описание власти и ее источников в организации тесно связано с лидерством. В основе лидерства лежат отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. Лидерство – это способность эффективно использовать все имеющиеся источники власти для достижения целей организации.
Изменения в экономической и политической системах в нашей стране одновременно несут как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости ее существования, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека. Управление персоналом в такой ситуации приобретает особую значимость, поскольку позволяет реализовать, обобщить целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учета личного фактора в построении системы управления персоналом организации.
Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижении многих целей. В основе мотивации лежит удовлетворение потребностей сотрудников. Потребности – это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в тоже время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека.[15] Широко известна и признаваема всеми концепция иерархии потребностей, разработанная Абрахамом Маслоу.
В соответствии с теорией Маслоу существует пять групп потребностей, которые он расположил в порядке значимости для человека ( в начале –у основания пирамиды наиболее значимые, выше к острию – не значимые):
- Физиологические потребности (в пище, воздухе, убежище)
- Потребность в безопасности
- Социальные потребности (в дружбе, в любви)
- Потребность признания и самоутверждения
- Потребность самовыражения
Данная теория Маслоу показывает, как те или иные потребности могут воздействовать на мотивацию человека к деятельности и как, зная об определенной динамике действия потребностей на мотивацию человека, воздействовать на сотрудника, предоставляя ему возможности удовлетворять свои потребности определенным образом.
Например, менеджер может использовать следующие средства для удовлетворения потребностей подчиненных:
Потребность в самовыражении Предоставление творческой работы
Потребность в признании Присвоение рангов/званий
Социальные потребности Поощрение создания неформальных групп
Безопасность Создание системы социального страхования
Физиологические потребности Повышение заработной платы, льготы на транспорт, питание, мобильную связь сотрудников
Теперь давайте рассмотрим описанные мною ранее процессы на примере открытия и организации структуры работы фитнес-клуба.
Глава 2. Отслеживание функций менеджмента на примере работы фитнес - клуба
1. Этапы бизнес - планирования на примере открытия фитнес-клуба.
В первую очередь, решив открыть свое дело, предприниматель должен задуматься о бизнес-плане. В этом документе должны быть отражены цели и задачи компании как на долгосрочную, так и на краткосрочную перспективу; описание продукции/услуги, с которой предприниматель выходит на рынок, и ее предполагаемые преимущества; и, наконец, характеристика ресурсов и средств, которые он намерен задействовать для достижения цели, принимая во внимание возможную конкуренцию. Разработка бизнес-плана позволит глубже разобраться в процессе планирования, выявить недостатки и не допускать их в ходе практической деятельности на рынке.
Итак, я предлагаю для рассмотрения бизнес-план по открытию фитнес - клуба для женщин в городе Москва.
Для начала остановимся на миссии и целях компании, поскольку они неразрывно связаны между собой. Миссия должна быть четкой, ясно определять направление деятельности и служить основой работы сотрудников. Подобная концентрация является ключевым условием для успешной деятельности компании, поскольку, только фокусируя свою деятельность на конкретных нуждах потребителей, компания может достойно заявить о себе на фоне более крупных конкурентов. Миссия нашей компании:
Предоставлять фитнес - услуги для женщин и девушек по низким ценам, индивидуально составленные в соответствии с возможностями организма на основе исследований, а потому приносящие наиболее заметный и качественный результат в процессе совершенствования фигуры и укрепления организма в целом.
Цели, которые ставит перед собой компания, должны быть направлены на расширение клиентской базы, и как следствие, увеличение прибыли.
Кроме того, формулируя цели компании, нужно представлять себе, какой должна быть ваша фирма, то есть определить нишу на рынке.
Вот основные концепции нашей компании:
-поиск и осуществление индивидуального подхода при работе с каждой клиенткой;
-предоставлять конкурентоспособный продукт на рынке фитнес-услуг по заявлено низким ценам;
-безабонементская система членства в клубе (персональные и групповые тренировки)
-ориентированность на улучшение показателей каждой конкретной клиентки, пользуясь такими инструментами как: диагностика, грамотно составленная система тренировок в соответствии с индивидуальными особенностями каждого организма, а также система питания; взаимодействие с мобильными приложениями и новейшими технологиями для отслеживания прогресса.
В соответствии с п.2 гл.1 определим цели нашей компании на 18 месяцев:
- Прибыльность: окупаемость первого клуба в Москве за 12-15 месяцев, занять нишу не менее 2% от всей доли рынка фитнес - услуг, объем продаж, относительная по отношению к конкуренту доля рынка, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж и т.п.
- Производительность: 20 персональных тренировок в день, 3 групповых тренировки с кол-вом человек не менее 20 на одно занятие
- Финансовые ресурсы: оборот более 9 млн рублей в год
- Мощности организации: открытие второго клуба в Москве/МО площадью не менее
- Изменения в организации: выпуск франшизы
- Человеческие ресурсы, описываемые с помощью показателей, отражающих количество прогулов, текучесть кадров, повышение квалификации работников и т.п.
- Работа с покупателями: расширение клиентской базы за счет рекламы в социальных сетях, уличной рекламы, смс-рассылки, повышение узнаваемости за счет яркого дизайна и положительных отзывов
- Оказание помощи обществу: проведение благотворительных мероприятий, льготы.
Таковы вкратце основные цели нашей компании и планы по развитию на ближайшее время.
Далее я бы хотела рассмотреть организационные процессы внутри самого фитнес - клуба непосредственно, а также затронуть важнейший аспект управления персоналом на конкретном примере индустрии фитнес - услуг.
2. Управление персоналом и мотивация.
Для успешного функционирования фирмы необходима сплоченная команда профессионалов, проработавших на рынке фитнес - услуг не менее пяти лет. На данном этапе моего исследования я бы хотела затронуть концепции управления персоналом.
Основным структурным подразделением по управлению кадрами в организации является отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению кадров, а также по организации обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров. Если речь идет о сети фитнес –клубов, то чаще всего на всю сеть работает один отдел кадров, который находится в главном офисе и распределяет трудовые ресурсы внутри всей сети клубов. Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией. Основная категория персонала в нашей организации составляют свободные тренера, в стоимость персональной тренировки которых будет заложен процент прибыли клуба, а оставшаяся часть является чистой прибылью тренера. Таким образом, тренер замотивирован проводить большее количество тренировок в день (если это персональный тренер) или привлекать большее количество людей к тренировкам (если это тренер групповых программ).
Например, для сотрудника фитнес - клуба предоставлением творческой работы будет являться возможность создания собственной программы тренировок и групповых занятий;
- Присвоение квалификации тренеру за тренерский опыт, образование и в связи со спортивными достижениями выступает как удовлетворение потребности в признании;
- Удовлетворением социальных потребностей будет является участие персонала фитнес-клуба в командных соревнованиях, тренингах, направленных на улучшение психологического климата в коллективе, и во всяческих выездных спортивных лагерях;
- Потребность в безопасности, стабильности удовлетворяется с помощью финансовых поощрений сотрудников, подписании долгосрочного договора на сотрудничество, предоставлением бесплатного фитнеса;
- Физиологические потребности учитываются при создании уютной комнаты отдыха для тренеров, имеющей все необходимое для сна, отдыха, полноценного питания в перерывах между тренировками.
Таким образом, зная потребности людей, можно использовать их для мотивации персонала и как следствие, для эффективного достижения общих целей фирмы.
3. Организационные процессы внутри фитнес - клуба
Как правило, для организации успешной работы в фитнес – клубе, его делят на несколько департаментов (подразделений) в зависимости от функционала предоставляемых услуг. Во главе клуба стоит управляющий, ему подчиняется сервис-менеджер, а уже ему – глава каждого департамента отдельно. Внутри департамента также существует иерархия. Такой тип организационной структуры управления называется функциональной.
Функциональная ОСУ создается путем выделения в организации т.н. функциональных областей, каждая из которых имеет свою четко определенную задачу (бизнес-функцию) и обязанности.
Источник Михненко П.А «Основы менеджмента»
Достоинства и недостатки функциональной ОСУ:
Достоинства функциональной ОСУ:
• Высокая квалификация менеджмента и персонала в пределах своей функциональной области.
• Эффективное достижение функциональных целей.
• Удобство производства малой номенклатуры товаров.
Недостатки функциональной ОСУ:
• Слабое представление менеджеров функциональных подразделений об общих целях организации.
• Слабая координация работы подразделений.
• Незначительные инновации.
• Медленная реакция на изменения внешней среды.[16]
Вернемся от определения организационной системы управления и ее типов к организации системы управления конкретным фитнес – клубом и проследим процессы управления на данном примере.
Небольшой фитнес – клуб чаще всего состоит из следующих департаментов:
1.Рецепция: администраторы во главе со старшим администратором
2.Отдел продаж: менеджеры по продажам услуг фитнес - клуба, во главе с начальником отдела продаж
3.Фитнес – департамент: тренеры тренажерного зала во главе с координатором рабочего зала (старшим тренером)
4.Департамент групповых занятий во главе с координатором
5.Медицинский блок во главе со старшим медицинским работником
В большом фитнес - клубе к этому списку могут добавляться: водный департамент (тренера по плаванию в бассейне), департамент салона красоты и СПА-услуг, департамент детских занятий, а также кафе/магазин по продаже спортивного питания.
К методам управления функциональной ОСУ относят :