Файл: Субъекты малого предпринимательства (Особенности нормативно-правового регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Особенности нормативно-правового регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства
1.1 Система нормативного правового регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства
2 Особенности правового статуса субъекта малого предпринимательства
2.1 Понятие субъекта малого предпринимательства
Государственные или муниципальные преференции – предоставление органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
В соответствии с правовой позицией, определенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 11 сентября 2012 г. № 4290/12[32], к государственным и муниципальным преференциям не могут быть отнесены меры, равным образом улучшающие положение всех тех хозяйствующих субъектов одного или нескольких товарных рынков, чье положение может быть улучшено без нарушения требований законодательства.
Также не подпадают под понятие преференций положения нормативных актов, действующие в отношении неопределенного круга лиц, если не будет доказано, что их применение фактически приводит к избирательному предоставлению льгот по произвольному усмотрению органов власти лишь отдельным хозяйствующим субъектам, действующим на одном товарном рынке.
Важно отметить, что в исключение из общего правила, в соответствии с государственными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого предпринимательства, предоставление государственной и муниципальной преференции осуществляется без предварительного письменного согласия антимонопольного органа (ст. 19 Закона о защите конкуренции).
Согласно принципиальному положению Закона № 209-ФЗ, поддержка может быть реализована в заявительном порядке. При обращении субъектов малого предпринимательства за оказанием поддержки они должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, предусмотренным правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) развития малого предпринимательства.
Органы исполнительной власти и местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого предпринимательства, ведут реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки.
В соответствии с Законом № 209-ФЗ поддержка не может оказываться в отношении субъектов малого предпринимательства:
- являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;
- являющихся участниками соглашений о разделе продукции;
- осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
- являющихся в порядке, установленном законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами РФ, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ.
Финансовая поддержка не может оказываться субъектам малого предпринимательства, осуществляющим производство и (или) реализацию подакцизных товаров, а также добычу и (или) реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.
В оказании поддержки должно быть отказано в случае, если:
- не представлены документы, определенные правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм), или представлены недостоверные сведения и документы;
- не выполнены условия оказания поддержки;
- ранее в отношении заявителя – субъекта малого предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки (поддержки, условия оказания которой совпадают, включая форму, вид поддержки и цели ее оказания) и сроки ее оказания не истекли;
- с момента признания субъекта малого предпринимательства допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года.
При обращении за оказанием поддержки вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого предпринимательства, заявляют о соответствии условиям отнесения к субъектам малого предпринимательства по форме, утвержденной Минэкономразвития России[33].
Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (корпорация развития малого предпринимательства) осуществляет свою деятельность в качестве института развития в сфере малого предпринимательства в целях координации оказания субъектам малого предпринимательства поддержки, предусмотренной Законом № 209-ФЗ.
К основным задачам корпорации развития малого предпринимательства отнесены:
- оказание поддержки субъектам малого предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства;
- привлечение денежных средств российских, иностранных и международных организаций в целях поддержки субъектов малого предпринимательства;
- организация системы мер информационной, маркетинговой, финансовой и юридической поддержки субъектов малого предпринимательства;
- организация мероприятий, направленных на увеличение доли закупки товаров, работ, услуг заказчиками, определяемыми Правительством РФ, у субъектов малого предпринимательства в годовом объеме закупки товаров, работ, услуг, в годовом объеме закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции;
- обеспечение информационного взаимодействия корпорации развития малого предпринимательства с органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, организациями в целях оказания поддержки субъектам малого предпринимательства;
- подготовка предложений о совершенствовании мер поддержки субъектов малого предпринимательства, в том числе предложений о совершенствовании нормативно-правового регулирования в этой сфере.
Функции корпорации определены ч. 4 ст. 25.1 Закона № 209-ФЗ.
Важнейшим направлением государственной политики в отношении малого и среднего бизнеса является формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которая представляет собой систему коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при реализации государственных программ (подпрограмм) РФ, государственных программ (подпрограмм) субъектов РФ, муниципальных программ (подпрограмм), обеспечивающих условия для создания субъектов малого предпринимательства, и для оказания им поддержки.
Согласно Закону № 209-ФЗ инфраструктура поддержки субъектов малого предпринимательства включает в себя также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры, промышленные парки, индустриальные парки, агропромышленные парки, центры коммерциализации технологий, центры коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, инжиниринговые центры, центры прототипирования и промышленного дизайна, центры трансфера технологий, центры кластерного развития, государственные фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющие деятельность в соответствии с законодательством РФ, микрофинансовые организации предпринимательского финансирования и иные организации[34].
Законом № 209-ФЗ установлено, что поддержка субъектов малого предпринимательства включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, при осуществлении внешнеэкономической и сельскохозяйственной деятельности.
Меры поддержки определены Законом № 209-ФЗ (ст. ст. 17 - 25) и детализированы в подзаконных нормативных правовых актах[35].
Так, Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2014 г. № 1605 утвердило Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика». Во исполнение данного акта принят пакет приказов Минэкономразвития России[36]. Распределение (перераспределение) субсидий между субъектами РФ утверждается Правительством РФ в пределах объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.
Корпорация развития малого предпринимательства проводит мониторинг оказания органами исполнительной власти и органами местного самоуправления поддержки субъектам малого предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства, а также мониторинг оказания организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства, поддержки субъектам малого предпринимательства и составляет отчет о результатах проведения указанных мониторингов[37].
Государственная поддержка малого предпринимательства и условия ее предоставления предусмотрены также законодательством субъектов РФ. Так, в г. Москве правовой режим малого и среднего бизнеса установлен Законом г. Москвы от 26 ноября 2008 г. № 60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве». Постановлением Правительства Москвы от 8 декабря 2009 г. № 1338-ПП утверждены Положение о Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы и Регламент его ведения[38].
Отраслевым органом исполнительной власти Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики г. Москвы в сфере поддержки и развития предпринимательства, является Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы (http://dnpp.mos.ru).
Путем объединения большого числа структур поддержки создано государственное бюджетное учреждение «Малый бизнес Москвы» (http://www.mbm.ru) и функционируют его подразделения в административных округах.
В Москве осуществляется поддержка субъектов малого предпринимательства различных видов (финансовая, имущественная поддержка и др.), создан Единый центр госзаказа, реализуются образовательные программы, ведется консультирование субъектов малого предпринимательства, действуют коворкинги (от англ. coworking - совместная работа), бизнес-инкубаторы, технопарки.
Образована инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса Москвы, куда входят, в частности: Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы (http://fs-credit.mbm.ru), Фонд содействия развитию микрофинансовой деятельности (http://www.fundmfi.ru), Московский фонд подготовки кадров и содействия развитию инновационной деятельности (http://www.mfpk.ru).
Созданы специальные электронные сервисы для предпринимателей:
- Навигатор услуг (http://ekp.mbm.ru), ресурс представляет собой агрегатор услуг, ориентированных главным образом на малый и средний бизнес;
- Аналитика МБМ (http://analitika.mbm.ru), цель портала - информирование о социально-экономических показателях деятельности сектора малого предпринимательства и состоянию деловой среды столицы;
- Инвестиционный портал (Альтернативное финансирование) (http://invest.mbm.ru), где субъекты малого предпринимательства получают доступ к дополнительным источникам финансирования развития бизнеса; инвесторы с минимальным риском получают инструменты поиска привлекательных и высокодоходных проектов для инвестирования собственных средств на любых этапах развития проекта;
- Простобизнес (http://prostobusiness.ru), ресурс www.prostobusiness.ru будет полезен всем начинающим предпринимателям в деле регистрации, развития своего дела, получения госуслуг;
- Оценка качества образовательных программ (http://edu.mbm.ru), ресурс предназначен для проведения опросов предпринимателей и участников образовательных программ и др.
Целью Штаба по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности является создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности в Москве. Сайт штаба (http://shtab.mos.ru) предназначен для всесторонней поддержки субъектов бизнеса, столкнувшихся с избыточными административными барьерами, а также служит инструментом получения обратной связи и приема обращений (жалоб) от предпринимателей.
В заключение следует отметить, что распоряжением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р утверждены Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года и План мероприятий («дорожная карта») по ее реализации. Цель Стратегии – развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов, с одной стороны, инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а с другой стороны, социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости.