Файл: Субъекты малого предпринимательства (Особенности нормативно-правового регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования определяется тем, что развитие малого предпринимательства становится важнейшим фактором роста эффективности региональной экономики, одним из наиболее емких ресурсов социально-экономических преобразований в стране. Малый бизнес обеспечивает стабильность экономического развития, повышение гибкости и адаптивности национальной экономики к динамично изменяющимся внешним и внутренним условиям. Развитие малого бизнеса ускоряет процесс диверсификации экономики, так как малые предприятия действуют в основном в несырьевых отраслях, разрабатывают и внедряют технологии инновационного характера.

Малое предпринимательство – это многочисленная группа мелких собственников и в силу своей массовости они во многом определяют социально-экономический потенциал регионов и государства в целом.

Переход к рыночным отношениям в экономике России сделал проблему малого предпринимательства предметом особого внимания представителей отечественной науки, работников законодательной власти, а также руководителей и экономистов практически всех структур бизнеса.

Процесс развития малого предпринимательства нуждается в эффективном управлении, прежде всего, на уровне регионов, где в основном и формируются социально-экономические условия для малого бизнеса.

Этим определяется актуальность темы исследования, его теоретическая

и практическая значимость.

Объектом работы выступают общественные отношения, связанные с деятельностью субъектов малого предпринимательства.

Предмет работы – нормативно-правовые акты, теоретические и научные положения, связанные с деятельностью субъектов малого предпринимательства.

Целью работы выступает изучение правового регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть систему нормативного правового регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства;
  2. Исследовать понятие субъекта малого предпринимательства;
  3. Изучить особенности нормативного правового регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства;
  4. Исследовать особенности поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В качестве методов научного исследования в работе использовались: формально-юридический, системный и структурный анализ.


1 Особенности нормативно-правового регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства

1.1 Система нормативного правового регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства

Законодательное регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется Федеральным законом № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ)[1].

Данный Закон определяет понятия субъектов малого предпринимательства и инфраструктуры их поддержки, виды и формы такой поддержки, устанавливает особенности нормативного правового регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

Развитие эти положения находят в иных законодательных актах. Это, в частности, ГК РФ, НК РФ, Закон о бухгалтерском учете, Закон о контрактной системе, Закон о закупках, Закон об отчуждении имущества, Закон о государственном контроле и др. Во исполнение законодательных положений принимаются подзаконные нормативные правовые акты, определяющие конкретные меры поддержки субъектов малого бизнеса.

В качестве примера приведем Указ Президента РФ от 5 июня 2015 г. № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства»[2], которым принято предложение Правительства РФ о создании специального института поддержки малого и среднего бизнеса путем переименования ОАО «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий» в АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» с сохранением 100% акций АО в федеральной собственности, а также определены задачи указанной корпорации развития малого предпринимательства.

Укажем также Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2014 г. № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»[3], Постановление Правительства РФ от 21 августа 2010 г. № 645 «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества»[4].


Помимо федерального законодательства, большую роль в правовом регулировании деятельности субъектов малого предпринимательства играют нормативные правовые акты субъектов РФ, где приняты специальные законы (Закон Тюменской области от 5 мая 2008 г. № 18 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Тюменской области и др.) и направленные на их исполнение подзаконные нормативные правовые акты; действуют программы (подпрограммы) развития малого предпринимательства; функционирует инфраструктура поддержки малого бизнеса; созданы специальные органы исполнительной власти, реализующие государственную политику в данной сфере.

1.2 Особенности нормативного правового регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства

Закон № 209-ФЗ (ч. 2 ст. 6) определяет цели государственной политики в области развития рассматриваемой категории хозяйствующих субъектов. Для достижения этих целей предусматриваются особенности нормативного правового регулирования их деятельности.

Важно указать, что ст. 7 № 209-ФЗ лишь обозначает особенности правового регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства, не раскрывая их содержания. Такая конструкция нормы предполагает необходимость обращения к специальному законодательству, детально определяющему особенности деятельности организаций малого и среднего бизнеса. Представим общую характеристику названных правил.

1. Специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий[5]. НК РФ предусматривает виды, условия, порядок перехода и применения специальных налоговых режимов.

Анализ налогового законодательства позволяет сделать вывод о том, что применительно к субъектам малого предпринимательства следует говорить о таких специальных налоговых режимах, как упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, патентная система налогообложения. Вместе с тем в НК РФ четко не указано, что рассматриваемые налоговые режимы предусмотрены именно для субъектов малого предпринимательства. Более того, нормы НК РФ содержат ряд дополнительных условий и ограничений перехода на специальные налоговые режимы.


Обратим внимание и на то, что в соответствии с НК РФ, Законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах[6]. Указанная льгота действует в отношении субъектов, применяющих упрощенную и (или) патентную систему налогообложения.

Налогоплательщики могут воспользоваться правом на «налоговые каникулы» со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов.

Виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0%, устанавливаются субъектами РФ на основании Общероссийского классификатора услуг населению и (или) Общероссийского классификатора видов экономической деятельности. При этом доля доходов от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применялась налоговая ставка в размере 0%, в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) должна быть не менее 70%.

Законами субъектов РФ могут быть установлены ограничения на применение налогоплательщиками налоговой ставки в размере 0%, в том числе в виде:

  • ограничения средней численности работников;
  • ограничения предельного размера доходов от реализации, получаемых индивидуальным предпринимателем при осуществлении вида предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется налоговая ставка в размере 0%.

В качестве примера приведем Закон г. Москвы от 18 марта 2015 г. № 10 «Об установлении ставок налогов для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и перешедших на упрощенную систему налогообложения и (или) патентную систему налогообложения»[7]. Данный Закон содержит:

  1. перечни видов предпринимательской деятельности, осуществление которых индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения (текстильное производство, производство одежды, мебели, музыкальных товаров, научные исследования и разработки и др.) и патентную систему налогообложения (ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству, выполнение переводов с одного языка на другой и др.), дает право применения налоговых каникул;
  2. ограничение средней численности наемных работников индивидуального предпринимателя, которая за налоговый период не должна превышать 15 человек.

2. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, и упрощенный порядок ведения кассовых операций для малых предприятий.

Закон о бухгалтерском учете[8] предусматривает ряд существенных особенностей ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства.

Так, субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Вместе с тем в ч. 5 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете определен перечень экономических субъектов, которые не применяют упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. К ним, в частности, отнесены организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту.

Кроме того, руководителю малого предприятия, применяющего упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, а также руководителю среднего предприятия (за исключением экономических субъектов, указанных в ч. 5 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете) предоставлено право принять ведение бухгалтерского учета на себя.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то согласно ч. 2 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете им предоставлено право не вести  среднего бухгалтерский учет  способы в случае, если  ющийся в соответствии с НК РФ они  более ведут учет  создают доходов или  намерением доходов и расходов  тельством и (или) иных  утвержденных объектов налогообложения  арендуемое в порядке, установленном  дней налоговым законодательством. Однако  отсутствует в случае, если  права индивидуальный предприниматель  отнесения принял решение  декабря вести бухгалтерский  контроля учет, он сам  закона организуют его  данный ведение и хранение  ющийся документов бухгалтерского  утвержденные учета, а также  рассрочку несет иные  юридических обязанности, установленные  ховых Законом о бухгалтерском  экономических учете для  опубликования руководителя экономического  приватизации субъекта.

Упрощенные способы  юридических ведения бухгалтерского  контроля учета, включая  право упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность,  системе для субъектов  форма малого предпринимательства  целях должны быть  отсутствует установлены федеральными  какие стандартами бухгалтерского  приобретение учета. Пока  влечет не приняты соответствующие  утвержденные стандарты бухгалтерского  ство учета, следует  формах руководствоваться действующими  арендуемого положениями, среди  апреля которых Типовые  можности рекомендации по организации  ября бухгалтерского учета  договорами для субъектов  шении малого предпринимательства,  приватизации утвержденные Приказом  способы Минфина России  особенности от 21 декабря 1998 г. № 64н[9].