Файл: Субъекты малого предпринимательства (Особенности нормативно-правового регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Особенности нормативно-правового регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства
1.1 Система нормативного правового регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства
2 Особенности правового статуса субъекта малого предпринимательства
2.1 Понятие субъекта малого предпринимательства
2 Особенности правового статуса субъекта малого предпринимательства
2.1 Понятие субъекта малого предпринимательства
Субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом № 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
Анализ указанной нормы позволяет говорить о том, что российским законодательством установлено две категории субъектов: малые предприятия и средние предприятия. Микропредприятия, относясь к категории малых, являются их разновидностью.
Содержание понятия субъекта малого предпринимательства получило раскрытие в ст. 4 Закона о № 209-ФЗ. В силу данной нормы к субъектам малого предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ и соответствующие условиям, установленным ч. 1.1 ст. 4 Закона о № 209-ФЗ, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Законом о № 209-ФЗ определены три группы условий (ограничений) для получения статуса субъекта малого предпринимательства:
1) для хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:
а) суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превышает 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 49%. Ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не распространяется на общества с ограниченной ответственностью, соответствующие требованиям, указанным в подпунктах «в» - «д» данного пункта;
б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ[29];
в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Законом о Сколково;
д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Законом о науке. Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством РФ, при условии соответствия одному из следующих критериев:
- юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее 50% акций которых находится в собственности РФ, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем 50% голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);
- юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Законом о некоммерческих организациях;
- юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий»;
2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в п. 1, производственных кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого предпринимательства: до 100 человек для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15 человек;
3) доход хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в п. 1, производственных кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном НК РФ, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого предпринимательства.
Исполняя данную обязанность, Правительство РФ[30] утвердило предельные значения дохода: микропредприятия – 120 млн руб.; малые предприятия - 800 млн руб.; средние предприятия - 2 млрд руб.
По общему правилу категория субъекта малого предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным п. п. 2 и 3. Категория субъекта малого предпринимательства для индивидуальных предпринимателей, не привлекавших для осуществления предпринимательской деятельности в предшествующем календарном году наемных работников, определяется в зависимости от величины полученного дохода в соответствии с п. 3.
Вновь созданные юридические лица, вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели (в период с 1 августа текущего календарного года по 31 июля года, следующего за текущим календарным годом), а также индивидуальные предприниматели, применяющие только патентную систему налогообложения, относятся к микропредприятиям.
По общему правилу категория субъекта малого предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в п. п. 2 и 3, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено настоящей частью. Иной порядок установлен для вновь созданных юридических лиц, вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.
Обратим внимание на ранее действовавшее правило ч. 2 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, согласно которому предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. Соответственно, актуализация финансовых показателей отнесения к малым и средним предприятиям предполагалась по итогам результатов сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, проводившихся в 2015 г. Отмена рассматриваемой нормы позволяет Правительству РФ изменять финансовые показатели отнесения к субъектам малого предпринимательства с любой периодичностью. Сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого предпринимательства, вносятся в единый реестр субъектов малого предпринимательства.
Ведение единого реестра субъектов малого предпринимательства осуществляется Федеральной налоговой службой (ФНС России). В едином реестре субъектов малого предпринимательства содержатся сведения, перечень которых определен ч. 3 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ. Порядок внесения сведений в единый реестр субъектов малого предпринимательства и исключение таких сведений из реестра осуществляются ФНС России в порядке, установленном ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ. Кроме того, определен перечень органов исполнительной власти и лиц, обязанных представлять в ФНС России ежегодно в срок (до 5 июля по состоянию на 1 июля текущего календарного года) сведения, необходимые для ведения реестра. К примеру, управляющей компанией представляется реестр участников проекта, предусмотренный Законом о Сколково. Сведения, содержащиеся в едином реестре субъектов малого предпринимательства, 10-го числа каждого месяца размещаются в сети Интернет на официальном сайте ФНС России и являются общедоступными в течение пяти календарных лет, следующих за годом их размещения.
2.2 Поддержка субъектов малого предпринимательства
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) РФ, государственными программами (подпрограммами) субъектов РФ и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого предпринимательства, а также деятельность акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (корпорация развития малого предпринимательства), осуществляемая в соответствии с Законом № 209-ФЗ, в качестве института развития в сфере малого предпринимательства.
Так, Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 316[31] утверждена Государственная программа РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика», составной частью которой является Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства». Сроки реализации Программы: 29 марта 2013 г. - 31 декабря 2020 г. В качестве ответственного исполнителя подпрограммы определено Министерство экономического развития РФ. Цель подпрограммы – увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике РФ.
Отметим важность достижения указанной цели. Несмотря на предпринимаемые в последние годы усилия по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства, его доля в экономике России еще недостаточно велика и мало сопоставима с соответствующими показателями стран с рыночной развитой экономикой.
Среди основных задач определены: обеспечение доступности финансовой, имущественной, образовательной и информационно-консультационной поддержки для субъектов малого предпринимательства; сокращение издержек субъектов малого предпринимательства, связанных с государственным регулированием; совершенствование системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства.
На реализацию подпрограммы выделены значительные бюджетные ресурсы. Ожидаемыми результатами реализации подпрограммы в количественном выражении является: увеличение числа субъектов малого предпринимательства в расчете на 1 тыс. человек населения РФ с 42,2 единицы в 2012 году до 52,7 единицы в 2020 году; доведение общего количества вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) в секторе малого предпринимательства к 2020 году не менее чем до 980 тыс.
В силу ст. 14 Закона № 2019-ФЗ, основными принципами поддержки малого предпринимательства являются:
- заявительный порядок обращения субъектов малого предпринимательства за оказанием поддержки;
- доступность инфраструктуры поддержки для всех субъектов малого предпринимательства;
- равный доступ субъектов малого предпринимательства, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных и муниципальных программ (подпрограмм), к участию в указанных программах (подпрограммах);
- открытость процедур оказания поддержки;
- оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Законом о защите конкуренции. Отметим, что Закон о защите конкуренции содержит специальные правила оказания поддержки субъектам малого предпринимательства. Эти правила касаются, в частности, особенностей заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя), предоставления государственных и муниципальных преференций. Понятие государственных и муниципальных преференций закреплено в ст. 4 Закона о защите конкуренции.