Файл: Оперативно-розыскная деятельность и права граждан (Терминологические аспекты оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации
1.1. Терминологические аспекты оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации
1.2. Правовые основания ограничения прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий
1.3 Гарантии соблюдения прав человека и гражданина при проведении оперативно-розыскных мероприятий
Глава 2 Особенности соблюдения прав гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
2.2 Актуальные проблемы нарушения прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий
Таким образом, следует обратить внимание на необходимость устранения противоречий между действующими в настоящее время нормативными правовыми актами, регулирующими основания ограничения прав граждан в ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий, и приведения их в соответствие с требованиями практики.
1.3 Гарантии соблюдения прав человека и гражданина при проведении оперативно-розыскных мероприятий
Формирование оперативно-розыскного законодательства обусловлено потребностями общества и государства в установлении такого порядка деятельности государственных органов по борьбе с преступностью и их взаимоотношений с гражданами, который бы отвечал социально-экономическим и политическим закономерностям демократического государства. Демократическое общество заинтересовано в осуществлении правоохранительными органом успешной борьбы с преступностью, в изобличении и справедливом наказании виновных. Отражая эти интересы, оперативно-розыскной закон наделяет эти органы в лице оперативных подразделений соответствующими правомочиями, в том числе и на применение принуждения, ограничение конституционных прав и свободы граждан, вовлеченных в сферу оперативно-розыскной деятельности [43, С. 99]. Государство заинтересовано также в недопущении нарушений законности, ущемления прав и законных интересов граждан. Поэтому устанавливается система гарантий, препятствующих возможному произволу государственных органов, в том числе и правоохранительных, по отношению к гражданам.
Гарантии представляют собой установленные законом специальные средства и способы, обеспечивающие возможность осуществления лицом принадлежащих ему прав и обязанностей. Таким образом, гарантиями обеспечения права можно считать действующие механизмы, способствующие реализации права гражданина или общеправовых конституционных принципов.
Имеется необходимость различения права и гарантии их надлежащего обеспечения, отмечая, что гарантией права является соблюдение иным лицом обязанности, обеспечивающей условия реализации данного права.
Необходимо различать гарантии права и гарантии обеспечения права, указывая, что гарантии права представляют собой установленные законом условия или механизм обеспечения реализации конкретного права (например, соответствующие обязанности иных субъектов правоотношений; защита нарушенного права и т.д.). Следовательно, гарантии обеспечения прав есть не что иное, как специальные условия, установленные законом и способствующие реализации принципа обеспечения прав и свобод человека.
Однако ограничивать гарантии обеспечения прав и свобод человека исключительно правовыми механизмами представляется не правильным. Гарантированность обеспечения того или иного права достигается с помощью строго определенного механизма, включающего в себя, помимо правовых гарантий, также систему экономических, политических, социальных условий, без которых требование личности о защите своих прав носило бы формальный характер. Таким образом, система гарантий обеспечения прав и свобод человека включает в себя также совокупность субъективных и объективных факторов реальной среды, в которой происходит реализация прав и свобод.
Исходя из изложенного, важной составляющей механизма гарантий обеспечения прав и свобод человека является создание государством условий, максимально способствующих соблюдению, обеспечению и защите прав и свобод человека. Гарантирование государством каждого права в отдельности - это гарантирование правового статуса человека и гражданина в силу взаимосвязанности прав и свобод. Следуя данной логике, участие отдельных государственных органов в реализации гарантии отдельных прав является одним из звеньев реализации гарантирования всех прав и свобод, образующих правовой статус человека и гражданина. В этой связи гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности представляют особый интерес.
Гарантии соблюдения рассматриваемого принципа оперативно-розыскной деятельности можно условно разделить на две группы - правовые или юридические гарантии и организационные гарантии. Правовые гарантии находят свое отражение в нормах законодательства. Организационные гарантии - это различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан.
Основной гарантией соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности являются конституционное закрепление обязанности государства по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, а также неоднократное утверждение принципа всеобщего уважения прав и свобод человека и гражданина (ст. 17,18 Конституции Российской Федерации) [1]. В целом Конституция Российской Федерации, являясь основным законом государства, определяет основы системы гарантий правового статуса личности в целом. Поэтому можно утверждать, что данным документом заложен фундамент, в том числе, и гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. В связи с чем к гарантиям рассматриваемого принципа можно отнести общие конституционные гарантии прав человека и гражданина.
Конституционные гарантии прав человека представляют собой:
процессуальные права, служащие средством защиты основных материальных прав и свобод человека (право на судебную защиту и т.п.);
наличие правозащитных институтов вместе с основными принципами их деятельности;
особые правила, устанавливающие пределы и условия возможного ограничения прав и свобод человека и гражданина.
Для лица, в отношении которого производятся ОРМ, характерно наличие определенного объема процессуальных прав, посредством которых происходит защита нарушенных прав и свобод. Конкретизируется указанная гарантия в части 3 статьи 5 Закона об оперативно-розыскной деятельности, которой устанавливается, что лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскной деятельности, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскной деятельности, прокурору или в суд. При этом к числу обжалуемых действий или бездействия могут относиться только те, которые противоречат нормам Закона об оперативно-розыскной деятельности.
Особое значение в системе гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности играет строгое соблюдение требований Закона об оперативно-розыскной деятельности в части соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Нормы Закона об оперативно-розыскной деятельности содержит прямой запрет на осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных Законом об оперативно-розыскной деятельности (ч. 2 ст. 5 Закона об оперативно-розыскной деятельности) [4]. При этом важным представляется, что при производстве ОРМ не должны нарушаться права и свободы человека и гражданина.
Однако Конституцией Российской Федерации предусматриваются случаи ограничения прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с этим положением Закон об оперативно-розыскной деятельности также предусматривает возможность ограничения конституционных прав граждан, указывая, что проведение ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии соответствующей информации. Однако такое ограничение возможно только с соответствующего разрешения суда.
Указанное положение Закона об оперативно-розыскной деятельности, наряду с положениями частей 3 и 4 статьи 8 Закона об оперативно-розыскной деятельности, представляется еще одной существенной гарантией соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, обеспечивающей проведение ОРМ в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации в части возможного ограничения прав и свобод человека и гражданина [4].
Кроме того, собственно для проведения ОРМ должны наличествовать основания, предусмотренные статьей 7 Закона об оперативно-розыскной деятельности, что, возможно, является важнейшей гарантией соблюдения прав и свобод человека и гражданина при проведении оперативно-розыскной деятельности[4]. Указанное положение позволяет проводить ОРМ только при наличии конкретно установленных законом поводов, послуживших к применению соответствующих ОРМ.
Анализ оперативно-розыскного законодательства дает основания назвать следующие гарантии правомерности ограничения прав и свобод человека и гражданина при проведении ОРМ, осуществляемых на основании судебного решения:
правовая обязанность органов (должностных лиц), осуществляющих оперативно-розыскной деятельности, при проведении ОРМ обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции (ч. 1 ст. 5 №144-ФЗ) [4];
возможность проведения ОРМ только для решения задач оперативно-розыскной деятельности (ст. 2; ч. 2 ст. 5 № 144-ФЗ) и при наличии предусмотренных ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» оснований (ст. 7 № 144-ФЗ) проведение ОРМ, которые ограничивают конституционные права и свободы человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, только на основании судебного решения, полученного в установленном ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» порядке (ч. 2 ст. 8; ст. 9 №144-ФЗ) [4];
ограниченный круг фактических оснований для проведения ОРМ, осуществляемых на основании судебного решения (ч. 2, ч. 4 ст. 8 № 114-ФЗ), в частности допускается проведение таких ОРМ при наличии информации:
- о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;
о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;
о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.
Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.
правовой запрет органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскной деятельности, разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения ОРМ, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (ч. 8, ст. 5 №144-ФЗ) [4];
ограниченный срок хранения полученных в результате проведения ОРМ материалов в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке (ч. 7 ст. 5 №144-ФЗ) [4];
право лица, полагающего, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскной деятельности, привели к нарушению его прав и свобод, на обжалование этих действий в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскной деятельности, прокурору или в суд (ч. 3 ст. 5 №144-ФЗ) [4];
право лица, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, и которое располагает фактами проведения в отношении его ОРМ и полагает, что при этом были нарушены его права, истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскной деятельности, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны. Такое лицо вправе обжаловать в судебном порядке отказ в предоставлении указанных выше сведений или если сочтет, что сведения предоставлены не в полном объеме (ч. 4 ст. 5 №144-ФЗ).
обязанность вышестоящего органа, осуществляющего оперативно-розыскной деятельности, прокурора либо судьи принять меры по восстановлению нарушенных органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскной деятельности, прав и законных интересов физических и юридических, возмещению причиненного вреда (ч. 9 ст. 5 №144-ФЗ) [4];
прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельности (ст. 21 №144-ФЗ) - надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при проведении оперативно-розыскной деятельности, в том числе при проведении ОРМ, осуществляемых на основании судебного решения, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.1